В конце февраля — марте 2009 года журнал Intelligent Enterprise провел очередное исследование из серии «Практика использования ИТ». Целью было зафиксировать изменения параметров и подходов к работе ИТ в условиях кризиса, а также выявить наиболее важные тенденции. Было собрано и обработано 180 анкет от ИТ-директоров и ИТ-менеджеров. Полная версия отчета об исследовании (объемом более 100 страниц) вышла в июне 2009 года, которая была выслана всем участникам исследования и клубам ИТ-директоров, которые его поддерживали. В этой небольшой публикации мы приведем несколько фрагментов отчета об исследовании.

    Благодарности

    Большое спасибо всем, кто откликнулся на наше предложение и нашел время, чтобы ответить на вопросы нашей анкеты. Нам очень приятно, что нашу инициативу активно поддержали Союз ИТ-директоров России (СоДИТ), сообщество ИТ-директоров Украины и клубы ИТ-директоров. Мы благодарим за понимание и поддержку клуб ИТ-директоров Санкт-Петербурга (CIO SPb Club), Клуб профессионалов АСУ Урала, нижегородский клуб CIO.NN, Новосибирский клуб ИТ-директоров, клубы ИТ-дирек­торов Юга России, Перми, Иркутска, Удмуртской республики и другие. Кроме того, выражаем благодарность президенту ФОСТАС Евгению Зиндеру и доценту кафедры экономической информатики МГУ Кириллу Скрипкину за методическую помощь при подготовке исследования.

Ужесточение условий ведения бизнеса и усложнение финансовой ситуации компаний должны привести к изменениям как в основных параметрах, определяющих функционирование ИТ, так и в формах взаимодействия с бизнесом. Чтобы выяснить это, мы спросили: «К чему бизнес сейчас подталкивает ИТ-директора? Какие вопросы имеют в настоящее время наибольшие приоритеты при взаимодействии с бизнесом?» Другими словами — какие ключевые требования сейчас бизнес предъявляет к ИТ? Результаты показаны на диаграмме 1 (респондентам разрешалось отмечать несколько пунктов).

Мы предполагаем, что основные изменения современных требований бизнеса к работе ИТ происходят в трех направлениях: расходы на ИТ, формы взаимодействия с бизнесом и взятые крупно параметры работы ИТ. Под этими ключевыми параметрами работы ИТ мы подразумеваем взятые крупно свойства конкретной реализации ИТ в компании: гибкость, скорость реакции на требования и качество ИТ-услуг или исполнения поручений бизнеса.

Обратим внимание, что формулировка вопроса призвана фиксировать не текущее положение в ИТ-подразделениях, а то, чем определяется развитие ИТ-направления в новых условиях с точки зрения бизнеса.

    Основные выводы

    1. В целом бизнес взвешенно подходит к сокращению затрат на ИТ. Лишь в 21% компаний есть жесткое требование сократить затраты на ИТ по всем направлениям.
    2. Далеко не все компании хотя бы частично сократили затраты на развитие ИТ, что можно считать весьма позитивным. Лишь 66% указали на сокращение соответствующих бюджетов, и то при сохранении ключевых проектов.
    3. Бизнес требует также и сокращения затрат на эксплуатацию, что заметно во многих компаниях. Причем доля этих компаний почти такая же, как и в случае сокращения затрат на развитие.
    4. К ИТ-персоналу большинство компаний относится бережно — лишь немногим более чем 20% компаний идут по пути сокращения ИТ-персонала или фонда оплаты труда.
    5. Бизнес демонстрирует недоверие к ИТ-руководству и ярко выраженное стремление более жестко и детально контролировать ИТ. 41% респондентов отмечают движение бизнеса к командно-административным методам управления ИТ-направлением и половина — усиление финансового контроля.
    6. В 80% компании бизнес не видит в ИТ полноценного пратнера и не стремится договариваться с ИТ-директором. Поэтому резервы повышения эффективности ИТ за счет увеличения гибкости интерфейса «бизнес — ИТ» (например, внедрения каталога ИТ-услуг или совершенствования методов оценки вклада ИТ в бизнес) нам кажутся недооцененными.
    7. Требования к параметрам ИТ-услуг в целом не только не снизятся (чего можно было бы ожидать в связи с сокращением затрат на ИТ), но даже возрастут. В 60% компаний требования к общим параметрам работы ИТ увеличиваются.
    8. Прежде всего бизнес требует повышения качества ИТ-услуг (46%). Это респонденты отмечали даже чаще, чем «сокращение времени реагирования на запросы бизнеса», важность которого в нынешних переменчивых условиях несомненна. То есть требования к качеству растут, несмотря на уменьшение ИТ-бюджетов.

Расходы на ИТ 

В отношении расходов на ИТ ситуация выглядит пусть не радужно, но и не печально. Требования к сокращению ИТ-бюджетов, конечно, есть, но количество респондентов, которые ощущают на себе прессинг со стороны бизнеса к жесткому сокращению затрат по большинству направлений, составляет чуть более 20%. Это на самом деле не так и много. Учитывая глубину кризиса и то, что опрос респондентов проводился через пять месяцев после его начала, могло быть и хуже. Тем более, что 32% компаний из нашего исследования вынуждены выживать за счет серьезного сокращения бизнес-направлений. Можно сделать вывод, что совсем не в каждом этом случае бизнес идет на жесткое сокращение ИТ, что, безусловно, свидетельствует о понимании бизнесом важности ИТ. И тем не менее подчеркнем, что дна кризисной ситуации мы, видимо, еще не достигли, так что этот показатель может и увеличиться.

Две трети опрошенных нами ИТ-директоров заявили, что в их компаниях предполагается сокращение затрат на развитие при сохранении ряда ИТ-проектов. Это также весьма позитивный результат. В первой фазе кризисной ситуации, в качестве первоначальной реакции на нее можно было бы предполагать весьма сильное урезание инвестиций в развитие ИТ-направления (и ранее не в 100% случаев приносивших желаемый результат). Однако отношение бизнеса к ИТ достаточно взвешенное. Еще один важный момент — к сокращению затрат на эксплуатацию (без которой, как известно, нельзя обойтись в любой ситуации) бизнес подталкивает ИТ-подразделения в неменьшей степени, чем к сокращению затрат на развитие. Почти столько же респондентов (60%) заявили, что бизнес требует сокращения уровня эксплуатационных затрат, причем при сохранении общего уровня ИТ-услуг.

    Здесь возникает вопрос: за счет чего можно достичь сокращения эксплуатационных затрат? Отказываться от существующей функциональности бизнес не намерен — наоборот, требования к качеству ИТ-услуг во многих компаниях растут. Данные нашего исследования в целом свидетельствуют о том, что коренных изменений в структуре бизнес-приложений (например, отказа от старых систем и их замены более экономичными в эксплуатации) тоже не планируется. Не собираются компании и «играть» с ИТ-активами (ИТ-оборудованием) — всего 4% сказали о снятии соответствующих активов с баланса. Да и каких‑либо заметных перемен в стратегии использования аутсорсинга, по данным нашего исследования, не заметно. Остается собственный персонал.

И, как мы видим, затраты на ИТ-персонал сокращаются. Однако доли сокращения численности персонала и фонда оплаты труда — 24 и 21% соответственно — хоть и заметные, но не такие и большие. К ИТ-персоналу большинство компаний относится бережно. Судя по полученным данным, можно предположить, что требование бизнеса «ужаться» по персоналу, наверное, ничуть не более жесткое, чем по иным направлениям работ в области ИТ. Заметим, почти в одинаковой степени бизнес подталкивает ИТ к сокращению численности ИТ-персонала и к урезанию фонда оплаты труда без сокращения персонала. То есть никакой выделенной тактики сокращения затрат на персонал не видно. Сложная ситуация заставляет в разной степени использовать оба пути, учитывая требования конкретных обстоятельств.

Взаимодействие с менеджментом и постановка ИТ-задач

Следующий блок вопросов — взаимодействие с менеджментом и постановка ИТ-задач. Здесь бизнес демонстрирует недоверие к ИТ-руководству и ярко выраженное стремление более жестко и детально контролировать ИТ. Более 40% респондентов отметили движение в сторону командно-административных методов работы и более жесткого подчинения ИТ-подразделения бизнесу. С одной стороны, подобные акценты в условиях кризиса вполне ожидаемы. Многие специалисты отмечали, что доверительные партнерские отношения бизнеса и ИТ сейчас находятся под угрозой, что в условиях кризиса гораздо проще (а в ряде случаев и эффективней) использовать командно-административный подход. Пусть нет бюрократии, зато налицо скорость принятия решений. И именно эту тенденцию мы видим со всей ясностью.

С другой стороны — при всей важности этой тенденции ее последствия прогнозируются далеко не с полной очевидностью. Означает ли это преимущественно более жесткий контроль над расходами или последствия окажут какое‑то, пусть и косвенное, влияние на конфигурацию прикладных решений и ИТ-архитектуру? Сейчас сказать затруднительно. Ясно только, что такой поворот без последствий точно не останется.

Высокий процент отметивших пункт «переход на язык управленческого/финансового учета…» (50%) тоже, скорее всего, связан с тенденцией усиления административно-командной системы управления. Прежде всего здесь имеется в виду именно усиление контроля над расходами (например, за счет требований обоснования полных и детальных смет расходов, проведения аудита работ и расходов). И это тоже демонстрация недоверия к ИТ-руководству.

    Хотя если отвлечься от кризиса, то переход на финансово‑управленческую терминологию может восприниматься позитивно. Это послужит делу наведения порядка в управлении ИТ и только поможет планированию всех остальных изменений в сфере ИТ, которые, вне всякого сомнения, будут иметь место. Тем более что здесь явно есть резервы. Например, согласно нашему же недавнему исследованию, даже на передовых предприятиях, внедряющих ITIL/ITSM, среди всех развернутых (в том числе и планируемых к использованию) ITIL-процессов управление финансами ИТ занимало явно не первое место.

К повышению гибкости интерфейса «бизнес — ИТ» (например, за счет более частых встреч, внедрения каталога ИТ-услуг или совершенствования методов оценки вклада ИТ в бизнес) бизнес в большинстве компаний, увы, не стремится (это отметили лишь 19%). Бизнес не воспринимает ИТ как равноправного партнера, который способен помочь в выходе компании из кризисной ситуации, и не стремится с ним договариваться о новых параметрах ИТ-услуг. Вместо этого, как будет видно ниже, он просто требует повышения качества ИТ-услуг. Но, на наш взгляд, доля таких компаний (80%) — слишком велика. Тем более что многие отмечают: встречи топ-менеджмента и ИТ-руководства сейчас стали проходить чаще. Конечно, это еще не признак гибкости интерфейса, но серьезная предпосылка к тому, чтобы эту гибкость наращивать. Поэтому нам представляется, что большинство ИТ-директоров все‑таки недооценивают если не те изменения, которые происходят в настоящем, то, по крайней мере, тенденцию ближайшего будущего.

Наконец, пункт «повышение самостоятельности ИТ-подразделения» отметили лишь 12% респондентов. В известном смысле, здесь мы имели в виду принятие ИТ-директором больших полномочий и ответственности, большее доверие со стороны бизнеса (например, переход на самофинансирование). То есть направление, противоположное усилению командно-административной вертикали, которое при известных условиях тоже может привести к повышению эффективности управления ИТ. Доля отметивших этот пункт пусть и небольшая, но и далеко не нулевая. По сути, это те редкие ситуации, когда ИТ управляется как бизнес и руководство компании доверяет ИТ-руководству настолько, что готово предоставить ему большую самостоятельность, в том числе и рыночную (например, поиск дополнительных клиентов на внешнем рынке). И очень радует, что это происходит более чем в 10% компаний. Однако, как и в случае акцента на командные методы, здесь трудно точно предсказать результаты.

Ключевые параметры работы ИТ

Что же происходит с общими требованиями к ключевым параметрам работы ИТ? Под этими ключевыми параметрами работы ИТ мы подразумеваем взятые крупно свойства конкретной реализации ИТ‑систем в компании: гибкость, скорость реакции на требования и качество ИТ-услуг или исполнения поручений бизнеса. Самый важный вывод — требования к услугам в целом не только не снизятся (чего можно было бы ожидать в связи с сокращением затрат на ИТ), но даже возрастут. Лишь 37% опрошенных заявили, что требования к параметрам работы ИТ не изменяются, почти незаметные 3% — о том, что уменьшаются. Следовательно, в 60% компаний требования к общим параметрам работы ИТ повышаются.

При этом повышение требований со стороны бизнеса происходит примерно одинаково по всем трем направлениям, выделенным нами. Интересно, что прежде всего бизнес требует повышения качества ИТ-услуг (46%). Причем респонденты отмечали это даже больше, чем «сокращение времени реагирования на запросы бизнеса», важность которого в нынешних переменчивых условиях несомненна. Нам кажется, что это очень позитивный момент — если бизнес выдвигает такое требование, значит, ИТ отводится пусть и небольшая, но все‑таки какая‑то роль в выходе компании из кризиса. Иначе зачем вообще что‑то требовать — проще опустить критерии качества (в условиях сокращения ИТ-бюджета) и не обращать на него внимания. Однако выполнить возросшие требования бизнеса сейчас, несомненно, сложнее.