Однако при всей своей нерешительности в работе с поставщиками продукции и услуг ИТ-директора хотели бы от них антикризисных предложений. В исследовании мы задавали вопрос: «Каких уступок вы хотели бы от поставщиков продукции и ИТ-услуг?» и ответы вы можете видеть на диаграмме 7.
Основные выводы:
1. Почти 2/3 опрошенных заявили о том, что хотели бы скидок. То есть желание использовать этот резерв для спасения оставшихся ИТ-проектов все‑таки есть. Но не хватает решительности: количество желающих скидок в два раза больше, чем тех, кто намерен провести анализ рынка с целью получить эти скидки (33%).
2. На кредитные схемы расчета за услуги делают ставку 50% опрошенных и такие антикризисные предложения будут использоваться все больше и больше.
Тем не менее, заметим, что скидок хотели бы совсем не 100% ИТ-директоров, хотя мы также ничем не ограничивали количество ответов. Возможно, остальные считают, что они и так уже добились от поставщиков всего, что только можно, и нового не ждут. Хотя выше мы видели, что это заблуждение.
На втором месте — желание более гибких кредитных схем расчета за услуги. Об этом сказала половина опрошенных и это очень важный момент, особенно для оплаты ИТ-оборудования. Насколько поставщики услуг и оборудования сейчас готовы идти на отсрочку платежей — вопрос не однозначный. Одни компании заявляют о невозможности поставки оборудования под проект, на прежних условиях отсрочки и требуют предоплаты. Но другие — наоборот, заявляют о том, что могут открыть кредитную линию. Нам кажется, что кредитные схемы будут предлагаться поставщиками ИТ-оборудования все больше и больше и, значит, на них можно рассчитывать. Что и делают 50% опрошенных ИТ-директоров.
Яснее ситуация с ИТ-услугами: есть услуги, которые могут растянуться во времени, то есть их оплату можно отодвинуть на более поздние сроки. Да собственно, поставщикам ИТ-услуг иного варианта и не остается — для них более поздняя оплата лучший выход, чем вообще прекращение контракта. Ведь им надо сохранить людей и компетенции, тем более, что периоды провалов с оплатой услуг бывали и раньше. Хотя конечно, вряд ли финансовые возможности российских поставщиков ИТ-услуг позволят переностить оплату, скажем, на год.
Больная мозоль
Наконец, отметим еще один момент — весьма высоким оказался процент ИТ-директоров, желающих более внимательного отношения к их потребностям. Для нас это оказалось неожиданно — это ведь совсем не средство уменьшения затрат, трудно показать это как антикризисную меру финансовому директору. На наш взгляд, это своеобразный крик души: «Ну относитесь же наконец к нам внимательно!». То есть приходится признать, что отношение к потребностям компаний в 56% случаев было настолько плохим и настолько не устраивало ИТ-директоров, что они хотят использовать кризис как средство исправить эту ситуацию. И так происходит во множестве компаний! Как прокомментировал один из участников обсуждения результатов исследования на заседании «Без галстуков» SPb CIO Club, «это не про кризис — вы просто наступили на больную мозоль». Истосковались заказчики по вашему вниманию, господа поставщики услуг!