Продолжением темы приоритетов тех или иных направлений автоматизации в условиях кризиса является анализ приоритетов в разрезе различных областей автоматизации. На диаграмме 3.3 показана степень важности автоматизации областей бизнес-процессов для реализации стратегии предприятия по пятибалльной шкале, зафиксированная в докризисный период. А на диаграмме 6 показаны ответы на вопрос «Как измениться важность автоматизации бизнес-процессов в условиях кризиса?» который мы задавали в «кризисном» исследовании. Заметим, что в обоих случаях речь идет именно о важности, а не текущем или будущем уровне автоматизации.
Основные выводы:
1. Заметное повышение приоритетов в области управления эффективностью бизнеса ожидаемо. Судя по всему важность автоматизации этой области процессов сейчас вплотную приблизилась к лидеру — управлению финансами.
2. Значимость автоматизации традиционно наиболее важных направлений (управление эффективностью, финансами, закупками, продажами и производством) продолжает оставаться высокой. В пяти из девяти представленных направлений она даже повысилась для более чем половины опрошенных предприятий.
3. Картина приоритетов становится более контрастной. Приоритеты по тем направлениям, которые по результатам докризисного опроса меньшим приоритетом с точки зрения автоматизации, теперь не подросли, хотя и не «провалились». Это относится к управлению персоналом, основными средствами и проектами. В каждом из этих направлений 20% респондентов указали на падение важности автоматизации. Хотя это падение совсем не катастрофическое.
4. Ситуация складывается странная — рост важности автоматизации одних областей бизнес-процессов не сопровождается падением приоритетов других. В условиях уменьшения количества ресурсов, с которыми сталкиваются компании, это вряд ли возможно.
Глядя на ответы «кризисного» исследования, можно предположить, что наиболее востребованными являются те направления автоматизации, которые в наибольшей степени связаны с возможностью совершенствовать бизнес-процесс. В этом смысле управление персоналом, основными средствами и проектами явно стоят не на первом месте. И наоборот, такие области, как управление производством, эффективностью или продажами, более ориентированы на оптимизацию внутренних процессов. И в этом, как можно догадаться, компании в еще большей мере видят потенциал повышения эффективности, не связанный с большими первоначальными затратами.
Что касается «внешних» процессов, то еще раз напомним, что приоритет решения задач взаимодействия с партнерами пока остается неизменным, хотя сегодняшнее состояние автоматизации в этой области позволяет говорить скорее об информационных интерфейсах, нежели об оптимизации процессов между различными компаниями за счет ИТ.
Приоритеты в автоматизации областей бизнес-процессов и тактика компании
Для некоторых областей бизнес-процессов интересно посмотреть на изменение приоритетов в зависимости от тактики поведения в условиях кризиса. На диаграмме 6‑1 показаны данные по процессам управления персоналом, эффективностью бизнеса, производством, а также управлению документами и совместной работе.
Основные выводы:
1. Чем более негативные последствия компания ожидает от кризиса, тем больше падает важность автоматизации управления персоналом. Увы, но управлением персоналом компании жертвуют прежде всего.
2. Рост эффективности за счет ИТ становится здесь чуть ли не основным путем для компаний, развивающихся без капитальных вложений. Да и для других групп компаний видно повышение приоритета этой области бизнес-процессов.
3. Управление производством важнее всего для компаний, развивающихся без капитальных вложений. Но немалый приоритет этому отдают и другие компании.
4. Отношение к развитию электронного документооборота весьма сдержанное во всех компаниях, кроме тех, которые совсем не остановили развитие.
Управление персоналом. Интересно, что восприятие важности ИТ-поддержки управления персоналом со стороны выделенных нами групп компаний (различающихся тактикой поведения в условиях кризиса) очень тесно коррелирует с их отношением к проблеме сокращения ИТ-бюджета за счет обучения персонала. Точнее здесь мы имеем ту же самую общую зависимость — чем более негативные последствия компания ожидает от кризиса, тем больше падает важность автоматизации управления персоналом. Надо сказать что информационная поддержка данного направления в отличие от значимости самой проблемы комплектования персоналом, никогда не была на самых первых ролях. Да, системы автоматизации менеджмента персонала внедрялись широко, всегда говорили, что это важно, но очень редко утверждалось, что без этого вовсе невозможно ничего делать. Именно поэтому данным компонентом автоматизации бизнеса при необходимости могут пожертвовать в первую очередь.
Кроме того, несмотря на все разговоры о важности эффективной работы с персоналом в нынешних условиях, отделы кадров большинства компаний все еще предпочитают работать по старинке, занимаясь в основном кадровым учетом. Как заметил один участники встречи «Без галстуков» клуба SPb CIO «отдел кадров — это болото, в котором тонут все благие начинания в области ИТ-поддержки управления персоналом». Учитывая это, логично, что ИТ-директора жертвуют этим направлением.
Управление эффективностью бизнеса. Изначально по конфигурации ответов на вопрос 1 мы выделили группу компании «развитие без капитальных вложений», которые считают необходимым в значительной мере сохранить направления развития, но осознают, что делать это придется в условиях объективных и может, весьма существенных ограничений. Рост эффективности за счет ИТ здесь становится здесь чуть ли не основным путем, и действительно эта группа наиболее рассчитывает на управление эффективностью бизнеса, которое, кстати, почти нереализуемо без автоматизации.
Интересно, что и из группы компаний не сокращающих развитие 73% респондентов говорят о повышении значимости работ в этом направлении. Компании, которые испытывают качественные и количественные сокращения уделяют этому заметно меньшее внимание, но все-равно и здесь важность этой области повышается. То есть, без управления эффективностью сейчас не прожить и ИТ здесь очень важно.
Надо сказать, что о повышении эффективности бизнеса за счет ИТ самыми разными способами в условиях кризиса сейчас говорят постоянно, и тем более это должно приковывать внимание к направлению performance management, которое еще предстоит освоить. Хорошо, если на российском рынке формируется отдельная (и судя по опросу совсем не маленькая) категория компаний, которая будет этим освоением серьезно заниматься.
Управление производством. Здесь картина близка к той, которую мы видели выше. Весьма серьезным резервом для развития это направление считают компании, которые намерены развиваться без капитальных вложений. Прием, количество компаний, которые считают, что приоритет к управлению производством сейчас повысился в этой группе почти в 3 раза выше, чем в группе, в которой вообще не сокращается развитие. Причем, не сильно отстают от лидера и компании, испытывающие количественное и качественное сокращение. На наш взгляд, все это важное свидетельство значимости ИТ для повышения эффективности работы компании в этом направлении.
Управление документами. Отношение к развитию электронного документооборота весьма сдержанное во всех компаниях, кроме тех, которые совсем не остановили развитие. Причем, весьма консервативно подходит к этому и группа компаний, намеренных развиваться без капитальных вложений, которая в то же время весьма активна в области управления эффективностью бизнеса и производством. Надо сказать что системы поддержки документооборота безусловно должны развиваться в том случае, если в копании не автоматизированы важнейшие участки движения документов или если в отрасли появляется принципиальные инновации в бизнес-процессах, на что в условиях кризиса однозначно рассчитывать можно далеко не всегда. В остальных ситуациях тут, наверное, можно, наверное, притормозить развитие. Это мы и видим на данных исследования.
Приоритеты в автоматизации областей бизнес-процессов в различных отраслях
В отношении отраслевых разрезов изучаемого нами вопроса заметим, что основные зафиксированные выше зависимости не изменились. Обратим лишь внимание, что финансовую отрасль нельзя причислить к лидеру в отношении автоматизации управления эффективностью бизнеса в кризисный период, хотя с ее арсеналом внедренных систем и ролью ИТ в бизнесе, performance management, как самостоятельное направление, могло бы играть большую роль в совершенствовании существующих бизнес-процессов. Напомним также, что в этой отрасли на ИТ-поддержку в создании новых продуктов и сервисов тоже не сильно уповают.
И еще несколько замечаний об управлении проектами. Среди базовых отраслей промышленности с давней культурой автоматизации (машиностроение, металлургия и химия) первая в наименьшей степени прогнозирует свертывание у себя автоматизации управления проектами, чем последние две. Это, по всей видимости, отчасти обусловлено тем, что на внедрение новых и развитие существующих бизнес-приложений в машиностроении в условиях кризиса делают ставку больше, чем в металлургии и химии. Но может быть на инновации в этой отрасли тоже рассчитывают сильнее. На сокращение ИТ-поддержки проектов также во многом ориентирована розница и дистрибуция.
Лидером же в области возрастания роли автоматизации управления проектами становится строительная отрасль, что собственно и должно, наверное, иметь место сейчас. Ведь не смотря на чисто проектную ориентацию данной отрасли, инструментами автоматизации в данной сфере она как раз не сильно насыщена, и их применение на современном этапе фактически равносильно стремлению повысить эффективность бизнеса за счет ИТ.