Продолжаем публикацию и обсуждение результатов нашего внеочередного исследования «ИТ в условиях кризиса». На этот раз разговор пойдёт о том, какие меры проводят компании в связи с кризисом, и о резервах, за счет которых можно провести сокращение затрат на ИТ.
Публикации результатов исследования «ИТ в условиях кризиса»:
«Снижение активности и сокращение ИТ-бюджетов» — в № 18/2008;
«Ориентируемся на стабильность, но ожидаем изменений» — в №19/2008.
На диаграмме 1 показаны ответы ИТ-директоров на вопрос: «Какие меры вы считаете наиболее адекватными в условиях кризиса?». Мы намеренно поставили в один ряд такие разные направления сокращений, как приостановка ИТ-проектов и усиление работы над ИТ-процессами. Причем постановка вопроса предполагала, что это не только некая программа действий на 2009 год, но и то, что происходит прямо сейчас.
Значимость инвестиций в ИТ
Лидирует временная приостановка некоторых текущих ИТ-проектов. Это совершенно ожидаемо: как мы писали в № 18/2008, инновационная составляющая ИТ-бюджетов российских компаний весьма велика и здесь есть за счет чего сокращать ИТ-бюджеты. Этот ответ можно рассматривать двояко. С одной стороны, ситуация нерадостная — половина всех ИТ-директоров уже сдались и не будут отстаивать все свои текущие проекты. И это вполне подтверждает сделанный в № 18/2008 прогноз о падении ИТ-бюджетов в среднем на 25—30%. Интересно, что опрос CIO.com (243 респондента) показал практически такой же результат: 49% ИТ-директоров мировых компаний заявили, что уже затормозили часть текущих ИТ-проектов. А ещё 23% сказали, что собираются это сделать. То есть в сумме почти две трети компаний, что даже несколько больше, чем в России.
Но с другой стороны, это же и явный повод для оптимизма. Количество предприятий, заявивших о приостановке ИТ-проектов, совсем не 100 % — такую меру, как временная приостановка (а не полное закрытие) некоторых (не всех!) ИТ-проектов для себя выбрали только 50% респондентов. Хотя в ответе на этот вопрос никаких ограничений по количеству ответов мы не ставили: можно было отмечать хоть все пункты. Значит, только половина компаний приостанавливает часть ИТ-проектов, остальные надеются довести их до конца, и это весьма оптимистичный показатель.
На наш взгляд, это вполне можно рассматривать как отражение реальной значимости и эффективности использования ИТ. Ведь кризис — это весьма суровая проверка того, насколько действительно важны инвестиции в ИТ. Конечно, отчасти это те проекты, которые почти вышли в продуктив и которые логичнее довести, чем остановить. Но ведь таких не может быть очень много, кроме того, мне известны случаи остановки ИТ-проектов с датой запуска в конце декабря. Но даже с этой оговоркой если лишь половина компаний говорит о временной приостановке части ИТ-проектов, то надо полагать, что более половины проектов точно эффективны даже в нынешних условиях кредитования.
Заметим, что речь идет об эффективности именно в текущих финансовых условиях, то есть более-менее эффективными могли быть все ИТ-проекты, но сейчас они свою эффективность потеряли. Если 50% ИТ-директоров сказали о том, что вели не совсем эффективные ИТ-проекты, то надо полагать, что 50% ИТ-директоров уверены в эффективности своих проектов. И это весьма оптимистичный показатель, могло быть и хуже, учитывая высокую стоимость ИТ и невозможность прямой оценки возврата на инвестиции в большинстве случаев. Заметим, правда, что это ситуация на 10 ноября, с тех пор углубление кризиса наверняка уменьшило этот показатель.
Более того, вера в значимость и важность инвестиций в ИТ не только не умерла совсем, а находится на весьма высоком уровне. Об этом свидетельствует то, что 41% респондентов заявили о поиске инновационных ИТ-решений, способных дать конкурентное преимущество в условиях кризиса. То есть фактически о намерении запустить новые ИТ-проекты. Заметьте: речь идет не о стандартных направлениях автоматизации, на которые, как правило, обращали внимание ведущие поставщики приложений, а именно об инновационых и, как правило, небольших системах для узких задач. По сути — о небольшом лоскутике в информационной системе, иглоукалывании, которое тем не менее способно дать большой эффект. На мой взгляд это неправильно рассматривать как ожидание «волшебной палочки». Скорее 41% ответов являются показателем веры в то, что помимо стандартных направлений автоматизации у ИТ есть потенциал, на который раньше не обращали внимания, есть решения, до которых не доходили руки. И это тоже показатель веры в эффективность инвестиций в ИТ, пусть и не в ключе традиционных направлений развития.
Возможности снижения стоимости систем и услуг
В то, что можно снизить затраты на ИТ‑системы в стандартных направлениях автоматизации (например, установить более дешевую систему поддержки контура финансов), ИТ-директора верят мало: лишь 25 % опрошенных решили поискать более дешевое решение. И только треть респондентов сказали, что они собираются проанализировать рынок с целью получения скидок от поставщиков. И это при том, что, как мы видели выше, многие ИТ-проекты не останавливаются. Почему же ИТ-директора так нерешительны, почему не используют резервы снижения стоимости лицензий и оборудования, чтобы спасти ИТ-проекты?
Объясняться это, на мой взгляд, может двумя причинами. Первая: у ИТ-директоров слабо ощущение взаимозависимости различных рынков. Да, падение цен на одном участке рынка не означает автоматического падения на другом, но если мы говорим, что кризис имеет системный характер, значит, есть все основания полагать, что снижение цен будет идти очень по многим направлениям. И вторая причина: у ИТ-директоров нет понимания, на какой марже работали поставщики приложений и насколько они могут снизить свои цены. Они полагают, что во время переговоров уже выбили значительные скидки и на большее поставщики не пойдут. На мой взгляд, эти заблуждения и нерешительность ИТ-директоров в области снижения цен и скидок не имеют под собой объективных причин. О необходимости взаимных уступок в кризисное время хорошо высказался CIO «Северстали» Евгений Чаркин в интервью в этом номере (стр. 16). Действительно, трудно представить себе ситуацию, когда компаниям плохо, их продажи падают, сокращаются инвестиции в развитие, а поставщики ИТ-решений по‑прежнему ориентируются на цену, которая была установлена в «хорошие» времена и отражает высокий бурно растущий спрос. Тут и выяснится реальная цена красивых слов о понимании нужд заказчика, внимании к нему и стремлении к долгосрочному сотрудничеству, которые мы слышали в избытке.
Другой вопрос, насколько поставщики ИТ-решений могут снизить цены. Поставщики приложений — весьма немало. По одной из программ компания SAP снизила стоимость внедрения аж на 45% (правда, вместе с услугами). Другой пример: ИТ-директор одной из компаний рассказывал мне об «антикризисном» предложении на покупку ПО со скидкой 85%! Значит, такая возможность в принципе есть! Ведь не может же, например, производитель автомобилей снизить стоимость своей продукции наполовину — его маржа просто не позволит этого сделать. А у поставщиков приложений ситуация совсем иная. Бум спроса на ИТ привел к перегретости рынка, и у поставщиков приложений была далеко не маленькая маржа, которую они снимали со своих заказчиков. Очень хорошо об этом сказал генеральный директор «ЛЕНПОЛИГРАФМАШа» Кирилл Соловейчик в № 19/2008 (стр. 12). И в условиях кризиса эта маржа никак не может остаться на том же уровне.
Однако это в гораздо меньшей мере относится к поставщикам ИТ-оборудования. Здесь уже трудно говорить о столь существенных скидках. Скорее здесь можно вести речь о кредитах и лизинговых схемах, о чем мы скажем чуть ниже.
В целом наши выводы подтверждают и данные опроса CIO.com. В соответствии с ними 46% ИТ-директоров заявили, что уже пересмотрели контракты с вендорами в сторону уменьшения. И хотя среднее уменьшение ИТ-бюджета у них согласно тому же исследованию составило 3%, они уже успели добиться уменьшения контрактов (а не просто подумали об этом). Конечно, тут не ясно, идет ли речь об объемах продукции или о стоимости. Но вряд ли все это уменьшение достигнуто только за счет пересмотра потребляемых объемов ИТ-услуг. Это по меньшей мере означает, что пересматривать текущие контракты в сторону снижения — нормальная мировая практика, и ею надо пользоваться.
Наконец, так же нерешительно ИТ-директора ведут себя с поставщиками ИТ-услуг. Всего лишь треть опрошенных сказали о стремлении минимизировать политику выплат за ИТ-услуги. Тогда как по данным опроса CIO.com 45% ИТ-директоров мировых компаний уже урезали затраты на консультантов. И хотя здесь снова неясно, о чем идет речь — об объеме услуг или об их стоимости, — опять видна заметная нерешительность российских ИТ-директоров. Причины скорее всего те же, что и в случае со стоимостью лицензий, и также не являются объективными. Оправдать некоторый консерватизм можно, пожалуй, только тем, что в условиях сокращения штата ИТ‑сотрудников аутсорсинг остается единственным способом сохранить качество ИТ‑сервисов. Возможно, для некоторой части компаний это и верно: при сокращении штатов отказ от аутсорсинга выглядит нелогично. Однако о снижении затрат на ИТ‑сотрудников заявили очень мало ИТ-директоров.
Сокращение персонала
Как мы видим, очень мало (только 15% респондентов) заявили о сокращении затрат на ИТ‑сотрудников (здесь мы не разделяли сокращение штата и уменьшение зарплат). То есть сокращение за счет сотрудников пойдёт в последнюю очередь. И это, на мой взгляд, очень хороший показатель. Значит, ИТ‑сотрудники реально, а не на словах являются главным ресурсом и главной ценностью ИТ‑департаментов компаний. Возможно, играет роль и то, что хороших сотрудников подбирали долго, с трудом, еще совсем недавно их катастрофически не хватало. Заметим, что в мире отношение к ИТ‑сотрудникам не такое бережное. По данным опроса CIO.com 18% ИТ-директоров указали, что затраты на сотрудников их департамента упадут в ближайшие месяцы, а 23% решили сократить штат. То есть западные коллеги более резки в вопросах сокращения штата и зарплат. Даже несмотря на то, что среднее падение ИТ-бюджета у них всего‑то 3%. Кстати, как заметил один из участников обсуждения результатов исследования на заседании «без галстуков» SPb CIO Club, такие высокие показатели снижения затрат на собственных сотрудников очень плохо выглядит на фоне того, что только лишь 45% западных ИТ-менеджеров урезали затраты на консультантов. Отношение же российских ИТ-директоров к своему персоналу мне кажется не только более человечным и честным, но и верным тактически: с окончанием кризиса снова встанет вопрос нехватки квалифицированных кадров.
Что хотелось бы от поставщиков?
Однако при всей своей нерешительности в работе с поставщиками продукции и услуг ИТ-директора хотели бы от них антикризисных предложений. В исследовании мы задавали вопрос: «Каких уступок вы хотели бы от поставщиков продукции и ИТ-услуг?» — и ответы вы можете видеть на диаграмме 2. Почти 2/3 опрошенных заявили о том, что хотели бы скидок. То есть желание использовать этот резерв для спасения оставшихся ИТ-проектов все‑таки есть. Но не хватает решительности: количество желающих скидок в два раза больше, чем тех, кто намерен провести анализ рынка с целью получить эти скидки (33%).
Но тем не менее скидок хотели бы совсем не 100% ИТ-директоров, хотя мы также ничем не ограничивали количество ответов. Возможно, остальные считают, что они и так уже добились от поставщиков всего, что только можно, и нового не ждут. Хотя выше мы видели, что это заблуждение и показатель излишней мягкости во взаимоотношениях с поставщиками.
На втором месте — желание более гибких кредитных схем расчета за услуги. Об этом сказала половина опрошенных, и это очень важный момент, особенно для оплаты ИТ-оборудования. Насколько поставщики услуг и оборудования сейчас готовы идти на отсрочку платежей — вопрос не однозначный. Одни компании заявляют о невозможности поставки оборудования под проект на прежних условиях отсрочки и требуют предоплаты. Но другие — наоборот, заявляют о том, что могут открыть кредитную линию. В частности, о подготовке к использованию таких схем заявил генеральный директор «HP России» Оуэн Кемп. Мне кажется, что кредитные схемы будут предлагаться поставщиками ИТ-оборудования все больше и больше, и, значит, на них можно рассчитывать. Что и делают 50% опрошенных ИТ-директоров.
Яснее ситуация с ИТ-услугами: есть услуги, которые могут растянуться во времени, то есть их относительно легко отодвинуть на более поздние сроки. Да собственно, поставщикам ИТ-услуг иного варианта и не остается — для них более поздняя оплата лучший выход, чем вообще прекращение контракта. Ведь им надо сохранить людей и компетенции, тем более, что периоды провалов с оплатой услуг бывали и раньше. Хотя, конечно, вряд ли финансовые возможности российских поставщиков ИТ-услуг позволят переностить оплату, скажем, на год.
Больная мозоль
Странно высоким оказался процент ИТ-директоров, желающих более внимательного отношения к их потребностям. Для нас это оказалось неожиданно — это ведь совсем не средство уменьшения затрат, трудно показать это как антикризисную меру финансовому директору. На мой взгляд, это своеобразный крик души: «Ну относитесь же наконец к нам внимательно!». То есть приходится признать, что отношение к потребностям компаний в 56% случаев было настолько плохим и настолько не устраивало ИТ-директоров, что они хотят использовать кризис как средство исправить эту ситуацию. Как прокомментировал один из участников обсуждения результатов исследования на заседании «без галстуков» SPb CIO Club: «Это не про кризис — вы просто наступили на больную мозоль». Истосковались заказчики по вашему вниманию, господа поставщики услуг!
Постановка ИТ-процессов
Наконец, по диаграмме 1 видно, что многие респонденты считают, что кризис — это удобное время для наведения порядка в ИТ-отделе. О важности усиления стандартизации и методического обеспечения ИТ-процессов заявила почти половина: 46% ИТ-директоров собираются строить ИТ-процессы. А значит, есть немалая уверенность, что здесь скрыт резерв снижения затрат, это эффективно и, по‑видимому, недорого, потому что о каких масштабных проектах в рамках ИТ‑службы сейчас может идти речь?
О том, какие способы уменьшения затрат на эксплуатацию сейчас актуальны и какие инициативы здесь могут помочь, мы поговорим в последней статье цикла, посвященного результатам нашего внеочередного исследования «ИТ в условиях кризиса», в № 1/2009. А пока — не унывайте, и удачи вам в этом трудном деле оптимизации. И, пользуясь случаем, с Новым годом!