Методика
Согласно методике Gartner Group, стоимость владения складывается из четырех составляющих: стоимости оборудования, расходов на техподдержку и администрирование, а также неявных расходов, к которым относятся операционные расходы пользователей и простои. Мы оценивали стоимость владения для партии из 20 компьютеров за весь срок их службы, который был определен нами в пять лет. Именно на такой срок службы ПК рассчитывают, как показали наши опросы, большинство российских корпоративных пользователей.
1. Стоимость оборудования. Стоимость оборудования бралась из открытых источников. В некоторых случаях для уточнения деталей мы звонили непосредственно поставщику. Для единообразия при подсчете был взят достаточно продвинутый ПК на основе Pentium 4 2,4 ГГц с 256 Мбайт ОЗУ, жестким диском 40 Гбайт, сетевой платой, приводом CD-ROM, клавиатурой и мышью, но без монитора. В тех случаях, когда в конфигурацию не входили некоторые элементы (например, предустановленная операционная система), мы добавляли соответствующую сумму.
2. Расходы на техподдержку. Эти расходы мы разбили на три части: гарантийное обслуживание, послегарантийное обслуживание и модернизация ПК. Основные факторы, влияющие на расходы, — это средний процент отказа компьютеров данной марки и разветвленность сервисных центров. Для выяснения среднего процента отказа мы провели опрос читателей Intelligent Enterprise (197 респондентов, 62% имеют в своих организациях до 100 ПК и 40% — до 500 ПК). Как выяснилось, достаточно большая доля пользователей считают, что уровень отказа 1% и менее имеют ПК HP/Compaq, IBM и Dell (33%, 24% и 17% опрошенных соответственно). ПК Fujitsu Siemens имеют отказ на уровне 1,5%, а российские марки «Аквариус», Kraftway, «К-Системс», R-Style и Depo — на уровне 2%. Наконец, noname ПК отказывают в каждом десятом случае.
На замену вышедшего из строя оборудования мы выделили один рабочий день, и ущерб рассчитывался исходя из стоимости рабочего дня техника-компьютерщика (полдня отвезти и полдня забрать), которую мы оценили в 25 долл. Мы не учитывали варианты расширенной гарантии, связанной с выездом специалиста сервисного центра на место поломки, поскольку, по нашему мнению, эти варианты сервисного обслуживания, хотя и уменьшают затраты на сервис, но не более чем на 10%, что принципиально на ситуацию не влияет. Кроме того, такие варианты, как правило, ограничивают расстояние от сервисного центра до организации, поэтому приемлемы в типовом виде далеко не для всех компаний.
При недостаточной разветвленности сервисных центров мы вводили коэффициент, увеличивающий затраты на транспортировку ПК до места сервиса. Для сети из 200 и более сервисных центров этот коэффициент равен 1, для сети из 100—200 сервисных центров — 2, менее 100 — 3, для компании «К-Системс», у которой только 11 авторизованных сервисных центров, его принимали равным 5, а для noname ПК — 10.
Для оценки стоимости послегарантийного ремонта мы дополнительно опросили читателей Intelligent Enterprise (168 респондентов) о средней стоимости такого ремонта, к которым были добавлены затраты на транспортировку, рассчитанные аналогично случаю гарантийного сервиса. Кроме того, для поддержания ПК в активной эксплуатации в течение пяти лет, по нашим наблюдениям, необходима модернизация, конкретно наращивание объема оперативной памяти. В среднем эта процедура проводится один раз за весь период эксплуатации, и, как правило, объем памяти при этом удваивается.
3. Неявные расходы. Неявные расходы — это расходы, связанные со временем, которое пользователи затрачивают на работу с ПК, не связанную с их рабочими функциями (подробнее см. статью «Дорогие ПК»). По данным Gartner Group, неявные расходы на помощь пользователей друг другу могут составлять до 24% общей стоимости владения. Оплата времени, затрачиваемого пользователями на работу с ПК, не связанную с их рабочими функциями, составляет, по данным Gartner Group, более 40% от общих расходов на ПК, а более 50% ИТ-расходов проходят мимо сервисных отделов компаний. Поэтому для учета неявных расходов мы удвоили затраты на сервис.
Наши оценки стоимости владения ПК различных марок приведены в таблице.
Выводы и рекомендации
Из нашей оценки стоимости владения партией из 20 ПК за пять лет можно сделать несколько выводов.
- Стоимость обслуживания ПК в период действия гарантии невелика, и ее практически у всех компаний в пределах погрешности можно считать одинаковой. Исключение составляет обслуживание noname ПК, где в течение только одного года (такова продолжительность гарантии) набегает ощутимая сумма: стоимость обслуживания в период гарантии примерно в 10 раз выше, чем у большинства брэндов.
- Стоимость обслуживания в послегарантийный период, естественно, выше. При этом решающую роль играет не только средняя стоимость послегарантийного ремонта, но и разветвленность сети сервисных центров. По нашим оценкам, нельзя сказать, что стоимость обслуживания международных брэндов во всех случаях выше, чем российских. Например, стоимость послегарантийного обслуживания ПК HP и IBM практически равна затратам на обслуживание ПК «Аквариус». Высокая стоимость сервиса у «К-Системс» напрямую связана с небольшим количеством сервисных центров и с меньшим сроком стандартной гарантии.
- Стоимость обслуживания noname ПК огромна и составляет 28% от закупочной стоимости ПК. Для такой техники можно сделать однозначный вывод о нецелесообразности ее эксплуатирования в течение пяти лет.
- По суммарным затратам на сервис (в том числе и с учетом неявных расходов) самая выгодная покупка — ПК «Аквариус». Достигается это в основном за счет разветвленной сети сервисных центров при равных с остальными российскими марками показателях отказов и стоимости обслуживания. Интересно, что некоторые российские марки практически сравнялись по набегающим расходам с международными брэндами.
- С учетом закупочной цены можно сделать однозначный вывод: самая низкая совокупная стоимость владения — у российских марок, на 20—40% больше — у международных брэндов и достаточно большая — у noname ПК. Из российских марок практически вровень (с учетом погрешности) идут «Аквариус», Kraftway, «К-Системс» и R-Style.