Уже 4-й год подряд наш журнал проводит оценку ТСО ПК основных вендоров по собственной оригинальной методике. В этой статье мы приводим результаты оценки на начало 2008 года. Полный текст методики расчета можно найти по адресу : http://www.iemag.ru/articles/detail.php?ID=6598.
В оценке стоимости владения принимали участие компьютеры, относящиеся к классу офисных ПК и собранные на платформе Intel vPro. Обязательными условиями было наличие не менее 2 Гбайт ОЗУ, жесткого диска не менее 160 Гбайт и дисковода DVD-ROM. Мы оценивали стоимость владения партии из 100 компьютеров за весь срок их службы, который был определен нами в 5 лет. Эта величина соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, а также ведомственным инструкциям, регламентирующим порядок постановки на баланс и списание офисного оборудования, в том числе и персональных компьютеров.
Собственно стоимость владения складывается из следующих затрат.
1. Стоимость приобретения — цена ПК с системным ПО с учетом оптовых скидок и базового пакета гарантийного обслуживания.
2. Административные расходы — затраты на установку ПК, инсталляцию программного обеспечения, перенос данных и пользовательских настроек с компьютеров, подлежащих замене, а также затраты на технический персонал.
3. Затраты на гарантийное обслуживание ПК — замена вышедших из строя или работающих с серьезными сбоями ПК в период действия гарантии.
4. Затраты на постгарантийное обслуживание — стоимость замены вышедших из строя комплектующих своими силами (с учетом стоимости работ) либо затраты при покупке дополнительной гарантии.
При этом учитывались исключительно затраты, которые идентифицированы и требуют обращения в сервисную службу производителя. Ущерб от сбоев ПО, действия вредоносных программ (вирусы, троянцы, шпионское ПО), связанный с ошибками персонала, с последствиями стихийных бедствий, аварий коммунальных сетей, систем энергоснабжения, военных действий, пожаров и террористических актов, а также от кражи оборудования в данном тестировании не учитывался ввиду невозможности адекватной оценки данных рисков. Для того, чтобы определить затраты в гарантийный и постгарантийный период, необходимо оценить количество инцидентов с ПК. Число инцидентов, требующих обращения в сервис, мы определяли на основе опроса о реальном опыте эксплуатации ПК нижеприведенных марок. Мы усреднили опыт в эксплуатации ПК около 170 системных администраторов, экспертов и ИТ-менеджеров российских компаний. При этом компании, имеющие менее 30 ПК данной марки или эксплуатирующие их менее 3 месяцев, в опросе не участвовали. Результаты приведены в табл. 1.
Результаты оценки ТСО ПК приведены в табл. 2.
Примечания к таблице 2
1. Нулевая сумма затрат на установку ПО у оборудования Dell обусловлена бесплатной услугой по предустановке любого ПО по требованию заказчика в заводских условиях.
2. Мы предполагали, что заработная плата администратора составит 450 долл.
3. Расходы при обслуживании на месте в том случае, если стоимость этой услуги включена в стоимость ПК (все производители, кроме «Аквариуса»), рассчитывались как сумма затрат на ввод действие подменного ПК. В том случае, если это является дополнительной платной услугой, как у «Аквариуса», включалась ее стоимость за весь период гарантийного срока. При этом выбиралась программа, предусматривающая устранение гарантийного инцидента в течение 2 бизнес-дней.
4. Сервисные партнеры HP, «Аквариуса» и Kraftway при постгарантийном обслуживании используют абонементную схему, когда стоимость услуги зависит от числа инцидентов. R-Style осуществляет постгарантийное обслуживание за дополнительную плату в расчете на каждый ПК в закупаемой партии.
5. Не подлежащими ремонту мы посчитали ПК, у которых вышла из строя системная плата после завершения гарантийного срока.
Выводы и оценки
1. По сравнению с результатами прошлогоднего тестирования отмечается снижение затрат, связанных с TCO ПК. Оно составило около 25% и связано со снижением отпускных цен. Причем падение цен на продукцию иностранных вендоров происходило более высокими темпами, что существенно подняло их конкурентоспособность.
2. Основной статьей расходов, как и в прошлом году, остаются административные, прежде всего заработная плата технического персонала. На нее приходится более 90% всех затрат, причем тенденции к ее снижению не наблюдается, в отличие от сегмента ноутбуков, где инструментарий удаленного управления появился только в новейших системах.
3. У ПК «Аквариуса» второй по значимости статьей расходов являются затраты на оплату обслуживания на месте, которая, в отличие от продукции других производителей, не включается в стоимость оборудования. Для оборудования других производителей данные расходы в целом незначительны. Причем в случае обращения к ним затраты снижаются в 4 раза по сравнению с самостоятельной доставкой в сервис.
4. У ПК R-Style довольно значительны затраты на постгарантийное обслуживание. У систем от HP, Kraftway и «Аквариуса» данные затраты рассчитываются по абонементной схеме, учитывающей количество инцидентов.
5. Явного победителя, как и явного аутсайдера, данный тест не выявил. Худший результат отличался от лучшего в пределах 5%, что близко к погрешности измерений. Тем не менее, лучший результат показали ПК «Аквариуса» и R-Style. Третье-четвертое места разделили системы Fujitsu Siemens и HP. Важно отметить, что продукция иностранного производителя впервые заняла столь высокое место в наших тестах за весь период их проведения. Как уже было сказано выше, это связано с тем, что цены на оборудование иностранных компаний снижались более быстрыми темпами.