Практически всегда при слияниях и поглощениях возникает задача унификации ИТ в рамках всей объединенной компании. Только так в нынешних условиях возможно добиться полной управляемости.
Именно такая задача возникла в Финансовой Группе Лайф, которой в феврале 2014 года был передан на санацию самарский АКБ «Солидарность». До вхождения в Финансовую Группу банк «Солидарность» был региональным банком с традиционной ИТ-платформой и набором услуг. Основными направлениями работы банка являлись расчетно-кассовое обслуживание, зарплатные проекты, депозиты и кредиты частным лицам и корпоративным клиентам.
У Группы уже имелся практический опыт по интеграции поглощаемых банков. АКБ «Солидарность» стал седьмым банком, вошедшим в ее состав с 2003 года. При этом практически все банки, кроме трех, осуществляют классическую модель ведения бизнеса, основанную на единой централизованной ИТ-платформе Группы.
Алексей Пирогов, вице-президент, CIO ФГ Лайф так прокомментировал задачи, стоявшие в ходе данного проекта: «В Группе выработался ряд собственных стандартов и требований к ИТ-инфраструктуре и информационной безопасности, которым должна соответствовать ИТ-платформа каждого банка, входящего в состав ФГ Лайф. Раньше мы осуществляли ИТ-интеграцию банков поэтапно, что занимало довольно длительный срок – от нескольких месяцев до года. В этот раз задача была уникальной: максимально быстро предоставить клиентам банка «Солидарность» возможность пользоваться продуктами и услугами Группы: тарифными планами по РКО, интернет-банком, мобильным банком, поддержкой Центра телефонного обслуживания, портфельным кредитованием физических лиц и т.д. Все это невозможно без единой ИТ-платформы Группы. Поэтому было принято решение о замене сразу всей ИТ-платформы банка в кратчайшие сроки». При этом, как признался Алексей Пирогов, активно изучался имеющийся на рынке опыт, прежде всего, отрицательный.
Для проведения работ, связанных с остановкой систем, был выделен промежуток нерабочих дней с 12 по 15 июня 2014 года. Помощником в переходе банка на новую платформу выступила компания R-Style Softlab, с которой ФГ Лайф связывает многолетнее сотрудничество. R-Style Softlab провела смену АБС банка с решения 5NT (Diasoft) и автоматизировала внутренние процессы на базе RS-Bank V.6.
С целью сокращения расходов было принято решение о переводе всех клиентов банка «Солидарность» на обслуживание в Процессинговый Центр ФГ Лайф. При этом сервисы были недоступны всего пять часов ночью. Единовременная миграция в минимальные сроки обеспечила возможность сотрудникам работать по технологиям ФГ Лайф. Функционал ПЦ Финансовой Группы полностью отвечает запросам клиентов банка «Солидарность». Уже утром 13 июня пользователи банковских карт АКБ «Солидарность» могли в полном объеме совершать платежи. Технические моменты данной части проекта комментирует Дмитрий Межов, начальник Департамента платежных технологий ФГ Лайф: «Мы не в первый раз сталкиваемся с подобной задачей. Безусловно, были специфические вопросы. Но опыт и слаженная работа позволили избежать неприятных неожиданностей как в процессе подготовки, так и непосредственно во время интеграции». Член совета директоров банка «Солидарность» Елена Петрова отметила следующее: «Клиенты банка – юридические лица – совсем не заметили перехода на АБС Финансовой Группы: мы смогли настроить автоматические процедуры, передающие данные сразу в новые системы. Где-то клиентам пришлось выполнить дополнительные действия – например, заново регистрироваться в розничном интернет-банке e-life.ru. Для того чтобы клиентам было удобно это делать, на старом адресе была размещена пошаговая инструкция и организовано полное информирование».
О том, как проводилась интеграция корпоративных информационных систем рассказывает Евгений Павлов, начальник Департамента развития и сопровождения программного обеспечения ФГ Лайф: «Интеграция КИС осуществлялась в три этапа. Сначала мы интегрировали простые и не зависимые от клиентов системы, чтобы не отвлекать внимание программистов при внедрении более сложных систем. Так, для организации простой и удобной коммуникации сотрудников мы запустили в банке «Солидарность» систему электронного документооборота (IBM Notes) и наладили видеоконференцсвязь. Далее мы интегрировали систему Diasoft (система кадрового и бухгалтерского учета). После чего перешли к интеграции сложных систем, таких как Фронт, RS-Bank и OpenWay. Последние были интегрированы одновременно, поскольку они тесно взаимосвязаны между собой».
Раннее в АКБ «Солидарность» использовалось решение на базе Microsoft Exchange, функциональность которого была ограничена только электронной почтой и базовыми средствами групповой работы. Решение на базе IBM Notes позволяет решать целый ряд дополнительных задач, связанных с документооборотом. Также устаревшая УАТС «АГАТ» была заменена на являющееся стандартным для Группы оборудование CISCO с поддержкой видеоконференцсвязи. Как отметил Георгий Пучнев, исполняющий обязанности Президента АКБ «Солидарность», это было сделано и для того, чтобы сотрудники санируемого банка быстрее осознали плюсы от интеграции ИТ систем. Тем самым, удалось избежать проблем, связанных с сопротивлением персонала.
ФГ Лайф обладает одними из лучших на рынке систем ДБО и мобильного банкинга. О том, как шли работы по добавлению новых решений при интеграции АКБ «Солидарность» рассказал Денис Кравченко, зам. начальника Департамента систем дистанционного банковского обслуживания ФГ Лайф: «С технической точки зрения интеграция систем ДБО была одной из самых простых, на мой взгляд. Основная информация, которая отображается в системах ДБО, поступает из внутренних систем банка, нам остается лишь немного видоизменять ее и дополнять. Большим плюсом для интеграции ДБО стало то, что все внутренние системы были интегрированы единовременно, и нам не пришлось скрывать для пользователя тот функционал, который недоступен из неинтегрированной информационной системы.
Мы изначально приняли решение о переводе клиентов КБ «Солидарность» на обслуживание в системы ДБО ФГ Лайф. Во-первых, у них более расширенный функционал (система eLife для физлиц ФГ Лайф входит в тройку лучших рейтинга функциональности РА Эксперт по итогам 2013 года). Во-вторых, клиентам КБ «Солидарность» стали доступны новые системы, которых раньше не было в банке, например, полноценная версия мобильного банка для смартфонов».
Наиболее сложной и длительной задачей является переход АКБ «Солидарность» на организационные ИТ и ИБ стандарты Группы. Рассказывает Александр Белясников, зам. начальника Департамента информационных технологий ФГ Лайф: «Интеграция банка «Солидарность» в части ИТ-инфраструктуры была разбита на два этапа. Главная задача первого этапа – обеспечить переход на корпоративные информационные системы и процессинг ФГ Лайф. В рамках первого этапа была модернизирована сетевая инфраструктура КБ «Солидарность», обеспечена надежная связь между ЦОДами КБ «Солидарность» и ЦОДами Группы, телефония в Банке приведена к стандартам ФГ Лайф, осуществлены работы по объединению служб каталогов КБ «Солидарность» и ФГ Лайф, внедрены технические стандарты Группы. На первом этапе также были внедрены принятые в ФГ процедуры управления доступом пользователей, сотрудники КБ «Солидарность» переведены на обслуживание в единую службу технической поддержки HelpDesk. В итоге персонал банка «Солидарность» получил доступ ко всем ИТ-системам ФГ Лайф в установленные сроки».
В настоящее время завершается второй этап ИТ-интеграции инфраструктуры. В его рамках будет проходить внедрение технических стандартов ФГ Лайф в АКБ «Солидарность», синхронизация нормативной базы в области информационной безопасности, обеспечение выполнения всех политик ИБ Группы в «Солидарности».