Технология In-Memory — обработка больших наборов данных в оперативной памяти — действительно помогает справиться с перегрузкой системы.
В начале апреля пять компаний — «М.Видео», SAP, Hitachi Data Systems, «Инфосистемы Джет» и КРОК — провели совместную пресс-конференцию, посвященную завершению проекта по построению хранилища данных в «М.Видео» на базе решения SAP BW on SAP HANA. Проект был выполнен в сжатые сроки — менее чем за пять месяцев.
Непосредственной причиной инициации проекта стало угрожающее положение с подготовкой отчетности. Компания росла, увеличивала продажи, открывала новые торговые точки (включая интернет-магазины), расширяла товарную матрицу. Как следствие росли объемы хранимых и обрабатываемых данных, а с ними — нагрузка на информационную систему, которой требовалось все больше и больше времени на выполнение стандартных задач. Если раньше с составлением отчета корпоративного уровня система справлялась за час, то ко второй половине 2012 года ей было необходимо на такой отчет уже около четырех часов. В итоге под вопросом оказалась своевременная сдача годовой финансовой отчетности, и когда финансисты поделились своими опасениями со специалистами ИТ-отдела, те, проанализировав ситуацию, предложили миграцию данных на новую платформу.
Проект
Технология In-Memory была выбрана как самая быстрая, позволяющая практически мгновенно обрабатывать запросы и выдавать результаты при анализе и обработке транзакций. А поскольку в «М.Видео» уже функционировала система SAP BW, естественным выбором стал переход на решение SAP BW on SAP HANA, которое позволяет использовать SAP BW с базой данных, полностью размещенной в оперативной памяти.
Ускорение обработки достигается в SAP HANA не только за счет технических свойств оперативной памяти, но и благодаря перестройке хранения данных: если на диске они хранятся построчно, то в памяти — поколоночно, то есть без пустых полей. Это дает значительное сокращение физического объема базы и как следствие приводит к ускорению поиска. Другие источники ускорения — распараллеливание запросов, различные виды специфической оптимизации обработки данных для In-Memory, отсутствие индексов и таблиц агрегатов, которые в оперативной памяти становятся просто-напросто ненужными.
В качестве аппаратной платформы было использовано специализированное решение «под ключ» компании Hitachi — партнера «М.Видео» с 2004 года. Оно называется Hitachi UCP для SAP HANA и строится на компонентах класса High-End, произведенных в Японии и протестированных в жестких условиях. Каждый компонент как минимум продублирован, высокоскоростная инфраструктура передачи данных на базе конвергентных коммутаторов обеспечивает минимальные задержки, уровень надежности систем — 99,999%. Решение спроектировано таким образом, что его легко можно масштабировать под любые задачи быстрорастущего бизнеса без необходимости даже на короткое время прерывать работу.
В проекте приняли участие два системных интегратора: «Инфосистемы Джет» со стороны решения SAP HANA и КРОК со стороны инфраструктуры. На «Джет» были возложены выбор конфигурации и формирование ландшафта SAP HANA, а затем интеграция в этот ландшафт SAP BW on SAP HANA. По завершении работ готовая система была передана «Джет» на эксплуатацию и аутсорсинг с заданными SLA (обслуживание, администрирование, круглосуточный мониторинг, разовый простой не более 30 минут и не более двух часов простоев в месяц; срок восстановления данных с резервной копии — шесть часов).
КРОК создавал ЦОД в «М.Видео», а сейчас обслуживает его. Соответственно интегратор проанализировал требования SAP к производительности и оперативно подобрал отвечающие этим требованиям решения разных поставщиков, стараясь, чтобы получающиеся конфигурации хорошо вписывались в существующую инфраструктуру заказчика (предпочтение отдавалось тем производителям, чьё оборудование уже присутствовало в инфраструктуре). Следующим шагом стало формирование тендерного предложения, а затем КРОК рассчитал возможности инсталляции выбранного решения и провел работы по подготовке ЦОДа, после чего там были размещены вычислительные ресурсы. В дальнейшем КРОК реализует в ЦОДе «М.Видео» решение по восстановлению данных с резервной копии для SAP HANA.
Результаты
Проект внедрения стартовал в сентябре 2012 года и вышел в продуктивную эксплуатацию в январе 2013-го. Сейчас в системе работает около ста пользователей из разных подразделений компании.
Главная цель проекта выполнена: скорость генерации отчетов выросла в несколько раз и теперь долгое время будет оставаться достаточной для всех имеющихся бизнес-задач (конкретные цифры приведены во врезке). Помимо ускорения стали доступны определенные виды отчетов, которые раньше просто не запрашивались (например, развертка по выбранному товару по всем объектам компании за год). Оптимизированы процессы, связанные с предоставлением информации для внешних аудиторов. Прямым результатом проекта стало то, что «М.Видео» одной из первых среди российских розничных сетей представила инвесторам и акционерам свою публичную отчетность.
Переход на SAP BW on SAP HANA позволил улучшить логистику «М.Видео», предоставив сотрудникам, занимающимся распределением товара, возможность работать с моделью предварительного расчета потребности в отгрузке. Сама модель существовала и раньше, но расчет должен был осуществляться средствами MS Office, что делало его очень трудоемким, а саму модель — непригодной для операционной работы. После перехода на SAP BW on SAP HANA сотрудники получают расчет потребности в отгрузке с каждого из шести центральных распределительных складов компании для трёхсот с лишним ее объектов на две недели вперед. Этот расчет, в свою очередь, позволяет оценить корректность настроек в системе пополнения, их соответствие фактическим и плановым продажам (точность оценки компания будет постепенно повышать), а также обеспечивает необходимые исходные данные для текущего планирования складских и транспортных операций.
Планы дальнейшего развития проекта предусматривают перевод на платформу SAP других бизнес-критичных приложений: запаса производительности, заложенного в технологиях Hitachi, хватит на все проекты. Имеются также планы по построению BI-платформы на базе BusinessObjects, развитию модели расчета потребностей (учет сезонного спроса) и реализации совершенно новых проектов, таких как TMS, сегментация базы CRM и др.