В августе 2012 года был завершен проект по внедрению в «ВымпелКоме» платформы управления трафиком на базе технологии DPI (Deep Packet Inspection). Это стало частью программы по оптимизации и развитию собственной транспортной сети компании.
DPI-решение дает оператору связи возможность регулярно получать отчеты о загруженности каналов, проводить аналитику и прогнозировать степень их загрузки. Управление трафиком на основе проведенного анализа позволяет перераспределять полосу пропускания между приложениями, а также сглаживать пиковые скачки трафика в периоды наибольшей нагрузки за счет увеличения длительности работы приложений с низким приоритетом. Кроме того, оператор может использовать результаты анализа трафика для пополнения пакета услуг новыми тарифными планами в зависимости от типа скачиваемых приложений, качества сервисов и пропускной способности канала. В свою очередь, клиент получает высокий уровень сервиса и высококачественную связь.
По результатам тендера на роль поставщика DPI-платформы и партнера по внедрению решения выбрана компания «Инфосистемы Джет» с предложением на базе технологий фирмы Procera Networks. Специалисты оператора, интегратора и производителя выполнили несколько циклов совместного тестирования DPI-решения в лабораторных и реальных условиях. В ходе тестов проведен анализ «живого» трафика с целью определить, какие группы приложений и протоколов являются основными генераторами нагрузки. Эти данные легли в основу унифицированного решения для площадок «ВымпелКома»: созданы правила управления трафиком протоколов и приложений.
Внедрение DPI осуществлялось на региональных площадках «ВымпелКома» в течение года по удаленной схеме работы. Инженеры компании «Инфосистемы Джет» проводили проверку и предварительную настройку оборудования для каждого узла. Подготовленные устройства и схемы их коммутации доставлялись в города в соответствии с планом внедрения, а специалисты «ВымпелКома» монтировали оборудование. По окончании монтажа инженеры из «Инфосистем Джет» удаленно настраивали согласованные правила управления трафиком. Порядок оснащения филиалов DPI-устройствами определялся самим заказчиком. При этом приоритет получали наиболее загруженные каналы.
Со временем в «ВымпелКоме» поняли, что средства анализа трафика можно использовать не только по прямому назначению, но и в качестве инструмента для выявления целого ряда разновидностей абонентского и межоператорского фрода, одного из самых распространенных нарушений сетевой безопасности, которое к тому же ведет к прямым убыткам оператора и его партнеров. Как отметил на конференции Revenue Assurance, Fraud & Risk Management ‘2012 начальник отдела по гарантированию доходов компании Дмитрий Гончаров, такие средства позволяют легко выявлять подозрительные потоки, за которыми с большой долей вероятности скрываются всяческого рода нелегальные или не вполне легальные схемы приземления трафика, используемые фродстерами. Ведь маршрут междугородных и международных звонков хорошо известен, и любые отклонения сразу становятся видны, так что к нарушителям можно принять меры. А при использовании традиционных методов, например тестовых звонков, на выявление такого рода мошенничества требуется куда больше времени. В итоге потери оператора от недополучения платежей сокращаются.
Помимо этого, как подчеркнул Дмитрий Гончаров, появляются инструменты контроля самого контента. Можно проверять, что именно содержится в потоках и каким-то образом этот процесс контролировать, скажем, сравнивая с данными биллинга. Это позволяет оперативно выявлять всякого рода нестыковки, в чью бы пользу они ни были.
DPI-платформа является хорошим средством и для контроля конфигураций. С её помощью можно определять реальную скорость передачи данных, уровень загрузки портов и целый ряд других параметров, которые также можно сравнивать с данными биллинга или других систем.
В итоге платформа DPI стала важным инструментом в деле выявления фрода и контроля процессов, связанных с гарантией выручки.