Автоматизированное управление — важнейший принцип функционирования транспортной системы, которая обслуживает олимпийское строительство в Сочи, а в 2014 году обеспечит перевозки участников и гостей XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр
Одна из главных составляющих подготовки города Сочи к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года — развитие транспортной системы. Планируется построить новые и модернизировать существующие объекты транспортной инфраструктуры — аэропорт, железные и шоссейные дороги — общим числом 47, обновить и расширить парк транспортных средств. Комплексное развитие требует единого координатора, поэтому все работы по данному направлению координирует одна организация — Транспортная дирекция Олимпийских игр (ТДОИ), созданная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года №75-р. Учредителями ТДОИ, имеющей статус автономной некоммерческой организации (АНО), стали Минтранс России совместно с ГК «Олимпстрой», АНО «Оргкомитет “Сочи-2014”» и администрацией Краснодарского края.
Дирекции делегированы все необходимые полномочия для того, чтобы она могла выступать как единый центр координации транспортного обеспечения Игр. На неё возложены организация контроля за управлением грузовыми и пассажирскими перевозками при подготовке и проведении Игр, а также после их завершения, когда олимпийские объекты станут частью горноклиматического курорта Сочи.
Именно АНО «ТДОИ» — ответственный исполнитель проектов по автоматизации управления транспортной системой в период строительства олимпийских объектов и непосредственно во время Игр. В рамках этих проектов планируется создать единый Логистический транспортный центр (ЛТЦ), разработать комплексную схему организации движения (КСОД) и создать автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД).
Главная задача ЛТЦ — обеспечить высококачественную координацию всех составных частей транспортной системы и их интеграцию в единый организм. В рамках проекта предполагается создать автоматизированную систему управления (АСУ) для грузовых и пассажирских перевозок. Обе составляющие АСУ позволят координировать движение всех видов транспорта — воздушного, морского, железнодорожного, автомобильного и канатных дорог.
ЛТЦ разместится в Центральном районе Сочи, в новом здании, строительство которого ведётся в настоящее время; там же планируется разместить и центр управления дорожным движением (ЦУДД). Здание сохранит свое назначение и в постолимпийский период — все АСУ будут использоваться для управления транспортом горноклиматического курорта Сочи. На создание ЛТЦ направлено порядка 1,6 млрд. рублей.
В декабре 2011 года была развернута пилотная зона АСУ ЛТЦ пускового комплекса «Грузовые перевозки», предназначенная для отработки и опробования элементов создаваемой интеллектуальной транспортной системы, а в апреле того же года — первая очередь пилотной зоны пускового комплекса «Пассажирские перевозки». Она включает базовый набор аппаратно-программного и технического обеспечения, а также автоматизированные рабочие места в ТДОИ и муниципальном предприятии «Сочиавтотранс». На десяти автобусах «Сочиавтотранса», работающих на маршруте 105 «Сочи — Красная Поляна», установлен стандартный комплект оборудования, которым в дальнейшем должны быть оснащены все автобусы в городе; комплект включает навигационно-связное оборудование, информатор, систему голосовой связи с водителем, видеорегистратор, три маршрутных указателя и информационное табло в салоне. Используются двухсистемные навигаторы ГЛОНАСС/GPS, и решено, что в данном проекте будут применяться только такие модели. Горный рельеф затрудняет позиционирование, а возможность получать информацию сразу от двух спутниковых группировок позволяет точнее определить местоположение машины. Генеральным подрядчиком по обеспечению спутникового позиционирования выступает ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС).
С 30 января по 27 марта 2012 года в Сочи на Красной Поляне проходили тестовые соревнования. Специалисты ТДОИ совместно с городской администрацией разработали общую схему их транспортного обслуживания и запустили первый мобильный диспетчерский центр (МДЦ). Несмотря на неблагоприятные погодные условия, соревнования прошли успешно. В настоящее время МДЦ ведет мониторинг транспортных средств на тех маршрутах, которые он контролировал в период теста, и на базе полученных данных прогнозирует динамику пассажиропотока в транспортном узле и в горном кластере. Налажен информационный обмен между МДЦ и ЛТЦ, включая передачу в ЛТЦ видеоинформации с объекта.
Действует — пока в тестовом режиме — портал информирования пассажиров о движении наземного пассажирского транспорта (http://sochi.office.transnavi.ru/), разработанный научно-производственным предприятием «Транснавигация».
Центр, позволяющий одновременно управлять перевозками на всех видах транспорта, поможет снизить финансовые затраты при транспортном обслуживании олимпийского строительства, сократить сроки и повысить качество выполнения строительных работ, уменьшить экологическую нагрузку на район, а Центр управления Олимпийским транспортом сможет обеспечить высокий уровень безопасности и комфорта при перевозке гостей и участников игр.
Во исполнение поручения Правительства РФ в техническое задание на разработку ЛТЦ была включена подсистема мониторинга транспортных средств и управления спецавтотранспортом ГК «Олимпстрой» (МУСАТ), предназначенная для контроля автомобильного транспорта, перевозящего строительные грузы, и обеспечения их безопасной доставки на объекты олимпийского строительства. По завершении игр подсистема МУСАТ будет использоваться для тех же целей в рамках других проектов.
В ЦУДД будут анализироваться данные мониторинга транспортных потоков — информация с датчиков автотранспорта, а также с видеокамер и метеостанций, установленных на улицах и дорогах в районе между железнодорожным вокзалом Адлер, Имеретинской низменностью и горным кластером. Планируется реализовать автоматизированное определение дорожно-транспортных происшествий и заторов в транспортном потоке. Управление движением обеспечат светофорные объекты, а также знаки и табло переменной информации, которые будут сообщать водителям об условиях движения и оптимальных маршрутах.
В процессе разработки КСОД следует оценить улично-дорожную сеть города Сочи и оптимально использовать её возможности, обеспечив безопасность дорожного движения и необходимую пропускную способность. В настоящее время, пока идут строительные работы, главное внимание сосредоточено на грузовом транспорте и упорядочении его потоков; позднее оно переключится на пассажирский транспорт. Выбор оптимальных схем организации дорожного движения проводится по результатам компьютерного моделирования. При разработке каждого мероприятия учитывается его зональный эффект, т.е. воздействие на дорожно-транспортные условия за пределами того района, где оно осуществляется.
По завершении игр полностью функциональная система в комплексе с актуализированной КСОД обеспечит эффективное управление дорожным движением в крупном курортном городе. Опыт ее создания и эксплуатации будет полезен в проектах по модернизации транспортной инфраструктуры в других регионах страны, в том числе в связи с подготовкой и проведением массовых международных спортивных мероприятий.
Завершение работ по созданию АСУДД, ЦУДД и ЛТЦ запланировано на 2013 год.
Три составные части успеха
Евгений Кудинов,
руководитель направления «Разумный транспорт», IBM в России и СНГПроект по созданию Логистического транспортного центра в Сочи направлен на решение задач, общих для каждого города, который сталкивается с динамичным ростом транспортного потока. Развитие транспортной инфраструктуры сопряжено с возникновением самых разных и значительных проблем — от загрязнения окружающей среды до рисков, связанных с недостаточным уровнем безопасности. В крупных городах существуют различные варианты их решения, и один из них — создание скоростных автобусных магистралей.
Например, в Колумбии в рамках системы скоростного автобусного транспорта «ТрансМиленио» удалось достичь пассажиропотока в час пик в среднем 35 тыс. человек на каждом направлении при скорости движения около 28 км/ч. В условиях перенаселенности «ТрансМиленио» перевозит 53 тыс. пассажиров в час пик в каждом направлении, что сравнимо со средним пассажирооборотом метрополитена. В то же время в Джакарте проект по запуску скоростной автомагистрали не оправдал затрат: пассажирооборот составил 5 тыс. человек в час пик на одном направлении, скорость — 18 км/ч: сказались такие проектные недочеты, как наличие для входа пассажиров только одной двери в каждом автобусе. Чтобы не столкнуться с подобными сложностями, нужно тщательно проанализировать текущую ситуацию и отработать будущую модель в рамках пилотного проекта. При этом эффективное решение транспортных проблем города связано с тремя основными компонентами: регуляторной базой, транспортной инфраструктурой и ИТС. Только использование всех трех компонентов способно помочь в оптимизации транспортной ситуации в городе.