Казанский метрополитен, запущенный в 2005 г. к тысячелетию города, по сей день считается самым безопасным в России. Высокотехнологичные системы безопасности, заложенные в первоначальный проект, получили развитие в последующие годы.

В метро внедрен сложный комплекс активно взаимодействующих систем безопасности, которые интегрированы не только друг с другом, но и со всеми остальными автоматизированными системами метрополитена. В Объединенном диспетчерском центре с двумя большими видеостенами сосредоточено управление движением поездов, работой станционного оборудования и электроснабжением. Отсюда можно наблюдать за происходящим на станциях, выбрав любую из установленных там камер, можно следить в режиме реального времени за движением поездов, параметрами систем жизнеобеспечения, расходованием электроэнергии. Все данные сохраняются и архивируются, а при возникновении проблем поднимаются, анализируются и разбираются на ревизорском совете. Помимо большого диспетчерского центра на каждой станции имеется собственная диспетчерская, куда поступают данные, относящиеся к соответствующей станции. Эти диспетчерские могут работать автономно и обеспечат управление в зоне своей ответственности, если основной центр по какой-то причине выйдет из строя.

Система видеонаблюдения включает около 30 видеокамер разных типов на каждой станции. Видеокамерами оборудованы и служебные помещения. Любая точка на территории метрополитена не просто просматривается, а видна как минимум с трех сторон. Сигнал с видеокамер поступает одновременно в дежурную часть милиции метрополитена и в УВД города. Видеопоток с камер записывается, и записи сохраняются в цифровом видеоархиве. При необходимости — например, для расследования правонарушения или поиска пропавшего человека — записи могут быть переданы в правоохранительные органы города. В своем интервью нашему журналу, данном через год после пуска метро, в 2006 г., генеральный директор эксплуатирующего предприятия Асфан Галявов рассказал, что планируется также реализовать интеллектуальную подсистему идентификации людей по чертам лица (например, в момент прохождения через турникеты), интегрировав ее с информационными системами и базами данных УВД и МВД Казани.

Кроме того, на платформах установлены также системы информирования населения и тревожные кнопки. Планируется совместно с МВД и МЧС Казани создать диспетчерский центр ОКСИОН (Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей).

С самого начала, с 2005 г., на каждой станции стоят на входе рамки-металлоискатели, а также приборы радиационного и химического контроля, позволяющие обнаруживать радиоактивные, взрывчатые и наркотические вещества, в том числе и в следовых количествах. Высокочувствительный датчик среагирует, даже если человек последний раз контактировал с такими веществами две недели назад.

На станции «Проспект Победы» сейчас проходит проверку новое оборудование, которое к концу 2012 г. планируется установить на всех станциях. Это рентген-интроскоп — сканер, позволяющий, как в аэропорту, проверить содержимое закрытой сумки (аналогичные устройства сейчас внедряются в метрополитенах Москвы и Екатеринбурга), — взрывобезопасные контейнеры для помещения туда подозрительных предметов и малодозовый рентгеновский сканер Homo Scan для личного досмотра пассажиров, разработанный СКБ «Медрентех». Рентгеновское излучение, вообще говоря, небезопасно для здоровья, но здесь оно настолько слабое, что, как считается, человек может без какого бы то ни было вреда для себя проходить через Homo Scan до 1000 раз в год. Сканирование предполагается проводить выборочно, а программное обеспечение Homo Scan позволяет индивидуально отслеживать накопленную дозу облучения. При приближении дозы к максимально допустимому значению выдается предупреждение. Если же это значение уже достигнуто, устройство не срабатывает.

Для работников метрополитена регулярно проводятся инструктажи и учения по безопасности совместно с МЧС и МВД Татарстана. С усилением систем безопасности, по сообщению Асфана Галявова, возникнет необходимость доукомплектовать штаты метро еще 192 сотрудниками.