Если проанализировать отечественный и зарубежный опыт реагирования экстренных оперативных служб на чрезвычайные ситуации, можно сделать вывод: система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер оказывается самым эффективным решением. Оно позволяет оперативно и рационально использовать ресурсы экстренных оперативных служб и обеспечивает их максимально эффективное взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы. Об этом однозначно свидетельствует международная практика. В нашей стране деятельность такой службы уже связана с вполне определенным номером телефонного вызова — «112». Далее мы будем называть ее «Системой-112».
В нашей стране «Система-112» создается в соответствии с концепцией, одобренной Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1240-р), и Положением о системе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 г. № 958.
Основные цели создания «Системы-112» в Российской Федерации:
- организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;
- организация комплекса мер, ускоряющих реагирование и улучшающих взаимодействие экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях);
- гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.
«Система-112» обеспечивает информационное взаимодействие единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, в том числе:
- службы пожарной охраны;
- службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- службы полиции;
- службы скорой медицинской помощи;
- аварийной службы газовой сети;
- службы «Антитеррор».
Упомянутый принцип «одного окна» нельзя назвать концептуально новой идеей. Он успешно использовался ранее и продолжает использоваться сейчас. Принципиально здесь то, что при решении экстренных вопросов акценты по определению смещаются: важна уже не столько быстрота реакции на телефонные обращения, сколько оперативная координация различных служб. Подобные задачи предполагают использование достаточно развитой поддержки во всех отношениях — и автоматизации самих процессов взаимодействия, и накопления знаний, и принятия решений.
Таким образом, говоря о «Системе-112», мы уже ведем речь не только о задачах обеспечения оперативной связи и четко отработанных сценариях реакции на стандартные ситуации, но и о межведомственном взаимодействии. Задачи технического обеспечения службы «112» включают, помимо обеспечения надежной связи, также разработку и формирование целого ряда интеллектуальных алгоритмов обработки данных и управления информационными потоками, обеспечивающими такое взаимодействие. «Система-112» — территориально распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, которая создается в границах субъекта Российской Федерации и состоит из следующих основных подсистем:
- телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в «Систему-112», а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от «Системы-112» в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб;
- информационно-коммуникационная подсистема, обеспечивающая хранение и актуализацию баз данных, обработку информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях) и возможность получать информацию о происшествии из архива в оперативном режиме, а также информационно-аналитическую поддержку принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях) и планированию мер реагирования. В состав указанной подсистемы входит центр обработки вызовов, в котором принимаются и обрабатываются вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие в «Систему-112»;
- подсистема консультативного обслуживания, предназначенная для оказания информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру «112», по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- геоинформационная подсистема, отражающая на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру «112», и абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;
- подсистема мониторинга, предназначенная для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, которые установлены на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;
- подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты информации и средств ее обработки в «Системе-112».
Резюмируя вышеперечисленные задачи, стоящие перед «Системой-112», удобно обозначить основные подходы к обеспечению безопасности, считающиеся самыми эффективными на современном этапе.
Прежде всего, речь идет об очень тесной интеграции решения массы оперативных задач с работой по накоплению опыта решения данных проблем, его систематизации и выработке мер по дальнейшему совершенствованию работы службы «112». Такая интеграция, в свою очередь, возможна сегодня только на основе использования ИТ.
В описании основных подсистем, приведенном выше, видно, как тесно переплетаются задачи мониторинга, решаемые при активном использовании ИТ с аналитическим функционалом и работой с архивной информацией (то есть информацией о предыдущих инцидентах и ситуациях). Именно подобные методы работы с информацией позволяют выйти на такие задачи, как, например, консультативное обслуживание для оказания обратившимся информационно-справочной помощи. Это не случайно, поскольку, еще раз подчеркнем, требуется одновременно и решать оперативные задачи, и принимать превентивные меры, создавая для каждого гражданина комфортных условий проживания. Именно такое соединение возможностей — ключевая особенность современного подхода к решению проблем безопасности.