Приведу современный пример угадывания в виде диалога.
– Андрей Владимирович, когда внедрите биллинг по плану?
– Федор Владимирович, внедрим через 345 рабочих дней, как обещали.
Откуда берется такая точность? Я не могу спланировать до дня то, что будет в компании через год. Это нонсенс. Хотя точность в планировании нужна, но она другого характера. Приведу пример точного планирования. Моя сестра сообщила, что выходит за муж. Я очень обрадовался и мысленно начал прикидывать, что, наверное, в течение месяца придется к ней ехать, а для этого надо будет получать американскую визу (сестра там живет). Но думаю, что успею. И вдруг мне говорят:
– Мы все спланировали, свадьба будет 10 октября 2012 года.
Я несколько удивился. Как так? А мне все по порядку объяснили, что собираются сделать, что времени нужно столько-то и столько. И я ей верю. Понимаю, что ей приятно ждать этого события и готовиться к нему.
А вот внедрения биллинга человеку, который ответственен за внедрение, ждать неприятно. И думать об этом дне неприятно. В этом большая разница. Когда человек, хочет сделать что-либо, то он строит планы, а когда не хочет делать, то говорит, что для планирования нужно купить MS Project.
Я взял за практику проверять, хочет человек делать мое поручение или нет. Спрашиваю его, что он планирует сделать. Диалоги бывают такие:
– Сергей, договорились перевезти сервер в новый дата-центр в сентябре. Что планируешь сделать? Сейчас август.
– Рисую диаграмму Ганта.
– Стой. Не надо рисовать. Ты мне словами сказать можешь?
– Не могу. Сплошные неопределенности. Много зависимостей. Сложный критический путь...
Понятно, что в обучение специалиста вложено много средств, но толку нет. Вот сестра сразу сказала – платье надо выбрать, денег надо накопить, чтобы купить платье, место надо выбрать, зарезервировать, и т. п. У нее не меньше неопределенностей и зависимостей, но она хочет выйти замуж и не обременена знаниями PMI PMBOK.
Даже три задачи можно написать, и уже будет план. Можно декомпозировать, можно определить вехи. Но это помогает только тем, кто хочет сделать дело.
Планирование и прогнозирование будущего – разные понятия. Что нужно от ИТ-руководителя: угадать, что будет с компанией через год, или запланировать конкретный результат и стремиться его достичь всеми силами при ограниченных ресурсах? Часто здесь возникает путаница. Прогноз – это научная модель будущего события. А планирование — это вид деятельности, связанный с составлением планов. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач, составление программы действий, выявление необходимых ресурсов и их источников, доведение планов до их непосредственных исполнителей (источник – Wikipedia). Стратегия ближе к планированию, чем к составлению прогнозов, но без понимания диалектики развития ситуации стратегию не создашь – прогнозирование нельзя игнорировать.
Конечно «русский авось» – это вызов, противопоставление неопределенности своих возможностей сделать все как должно и в срок возможностям природы все поменять по-своему. Поэтому русский человек силен прошлым опытом, «задним умом», то есть анализ пройденного пути для россиянина гораздо привычнее, чем планирование будущего. Сделать ставку на будущее нам удается легче, чем рассчитать варианты развития событий. Чутье, выработанное с годами и унаследованное с генами, – вот что не дает сбоев на Среднерусской равнине.