Долгое время тема использования мобильных устройств в российской медицине если и представляла интерес, то глубоко теоретический. Исключение составляли лишь немногие учреждения. Причин тому много, но главная из них — хроническое недофинансирование. В таких условиях даже в относительно благополучных регионах с информатизацией лечебных учреждений дело обстояло плохо, а порой очень плохо.
Но ситуация начинает меняться, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Информатизация медицины несет много преимуществ, которые приводят к очень быстрому положительному эффекту. Так, например, внедрение клинической информационной системы заметно снижает риск возникновения целого ряда осложнений, а также ошибочных медикаментозных назначений просто за счет того, что требует заполнения всех полей в истории болезни пациента. А это, в свою очередь, способствует снижению инвалидизации и количества смертей пациентов.
При этом и недостаток средств, и сам характер труда медицинских работников вносят определенные коррективы в процесс информатизации отрасли. Именно из соображений экономии средств (как на обслуживание систем, так и на приведение их в соответствие требованиям по защите персональных данных, причем относящихся к наивысшей категории) руководящие документы Минздравсоцразвития РФ требуют, чтобы абсолютно все эксплуатируемые в стране медицинские информационные системы могли работать на удаленных серверах или в облаке. Тем более что начала реально решаться проблема «сетевого бездорожья», которая долгое время была весьма серьезным препятствием для развития облачных технологий, и не только в медицине.
А это значит, что в качестве рабочего места могут применяться и тонкие клиенты. В том числе всевозможные мобильные устройства, ведь этого требует сама специфика работы медперсонала, по крайней мере госпитального. И выбор программно-аппаратных платформ, где имеется Web-браузер с необходимым уровнем функциональности, далеко не так ограничен, как еще несколько лет назад. Да и цены таких устройств часто не выше, чем у обычного ПК, даже из числа самых дешевых. Практически отсутствуют затраты на внедрение и установку самой клиентской системы, работающей через Web (см. таблицу, где приведены результаты внедрения подобной системы в Алтайском крае). А это уже более серьезно, особенно для учреждений, расположенных в небольших городах и сельской местности, где ИТ-персонал отсутствует и решение возможных проблем может растянуться на часы, если не на дни или даже недели. То, что мобильные устройства имеют меньше потенциальных точек отказа, как программных, так и аппаратных, существенно повышает их привлекательность.
В результате уже сейчас в целом ряде регионов появились примеры успешного использования мобильных устройств. Например, в 18 медицинских учреждениях Оренбургской области врачи имеют доступ к единому архиву медицинских изображений, полученных с цифровых аппаратов. Для просмотра этих изображений можно использовать весьма широкий спектр мобильных устройств на разных платформах. Это стандартная возможность для любой системы, построенной на базе «Центрального архива медицинских изображений» казанской компании «Корпоративные информационные рутины». Данное решение внедрено и реально используется еще в целом ряде российских регионов. Нельзя исключать, что и там если не используют мобильные устройства в реальной клинической практике, то, по крайней мере, серьезно задумываются об этом. Многие компании тоже предлагают свои решения, которые уже сейчас без особых проблем можно использовать на большинстве мобильных устройств. Среди них, например, клиническая система «ДОКА+», интересная уже тем, что ее разработали сами сотрудники медицинского учреждения.
Однако сложностей также немало. Многие из них связаны с ситуацией на рынке самих мобильных устройств (ей посвящена отдельная статья в настоящем номере). Проблемы рынка существенно затрудняют решение многих задач, стоящих перед ИТ-службами. В результате очень многие разработчики не спешат с созданием приложений для мобильных устройств. Они опасаются остаться у разбитого корыта, сделав ставку на бесперспективную платформу или распыляя силы на поддержку множества систем, к тому же часто крайне непохожих друг на друга во всех смыслах, как в части пользовательского интерфейса, так и в используемых фундаментальных принципах.
Большой сложностью может оказаться обучение персонала. Это осложняется тем, что значительная часть медработников — люди уже пенсионного или предпенсионного возраста. Не нужно напоминать, насколько эта категория сотрудников трудно поддается обучению, что еще более усугубляется их крайне низкой мотивацией.
Кроме того, далеко не все приложения, используемые в медицинских учреждениях, можно и нужно портировать на мобильные платформы или перенести в облачную среду. До сих пор приходится учитывать проблему обеспечения бесперебойной работы сетевой инфраструктуры. Тем более что явление, которое называют «эффектом пьяного экскаваторщика», нельзя исключать и там, где построена, казалось бы, качественная инфраструктура каналов связи. Есть и объективные трудности, поскольку до сих пор в эксплуатации остается большое количество унаследованного ПО, непригодного для переноса в облако. Причем его невозможно заменить, по крайней мере быстро.
В регионах с многочисленным населением, в частности в Москве, крайне сложно создать необходимую инфраструктуру. Как отметил в своем выступлении на конференции «ИТ в медицине 2011» советник министра здравоохранения Москвы Владимир Макаров, необходимо обеспечить работоспособность 100 тыс. рабочих мест одновременно. Не нужно говорить, что это далеко не простая с технической точки зрения задача, на решение которой необходимо время и заметные материальные затраты. А без использования облаков применять мобильные устройства гораздо труднее. Впрочем, при традиционном подходе затраты будут еще больше. Так что будем ждать быстрого и бурного развития облачных технологий, а значит, расширения масштабов использования мобильных устройств.