Внедряя информационные технологии в деятельность административных органов, Псковская область движется опережающими темпами. 11 ноября этого года в ней стартовал пилотный проект по предоставлению комплексной услуги «Регистрация рождения ребенка».
Псковская область невелика по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Ее административные органы достаточно компактны, и ни в одном из них нет своего отдела, занимающегося ИТ. Все работы по информатизации государственных учреждений сосредоточены в Центре информационных систем, подведомственном Управлению информационных технологий областной администрации.
В управлении четко понимают, что основное назначение административных органов — предоставление услуг населению. Поэтому работа управления максимально ориентирована на конечного потребителя. «Нормативные акты адресованы специалистам, и для обычных людей они как темный лес, — говорит начальник Управления информационных технологий администрации Псковской области Юрий Колесников. — С точки зрения гражданина вся программа электронного правительства (или информационного общества) чаще всего укладывается в два пункта. Первый — это значительное повышение информационной открытости органов власти, возможность увидеть, например, на их сайтах, что происходит в их повседневной работе, второй — предоставление услуг в электронном виде».
Сосредоточившись в первую очередь на этих двух задачах, псковское Управление ИТ движется с некоторым опережением графика, определенного властями, делая всякий раз то, что уже возможно в имеющихся условиях. Так, в настоящее время все государственные услуги в области доступны на втором уровне, то есть в Интернете имеются бланки заявлений, которые можно скачать, распечатать и заполнить в спокойной обстановке дома (чтобы не делать это в учреждении). До середины 2012 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1993 необходимо перейти на третий уровень, то есть обеспечить непосредственно на портале заполнение документов и их передачу на обработку в соответствующий административный орган. Псковичи же планируют сделать это уже к концу 2011 г., но процесс перехода разбит на два этапа. На первом этапе, если в учреждении еще нет электронного документооборота, электронные заявления будут распечатываться и далее обрабатываться точно так же, как если бы их подали традиционным способом. «Получателю услуги наши внутренние процессы по большому счету неинтересны, — поясняет Юрий Колесников. — Ему важно подать заявление, а эту функцию мы можем реализовать и без оптимизации обработки документов». Эта оптимизация, в результате которой все учреждения начнут работать с информацией в электронном виде, станет задачей второго этапа перехода.
Прозрачность и услуги
С конца января этого года Управление информационных технологий администрации Псковской области ведет работу по обеспечению информационной открытости в рамках реализации Федерального закона № 8‑ФЗ, и сделано уже немало. Открылся портал государственных органов, предоставляющий доступ к официальным сайтам всех органов исполнительной власти. Часть этих сайтов уже существовала ранее и была присоединена к порталу, часть создавалась с нуля по типовому проекту; для всех сайтов обеспечено наполнение. Начала действовать новая интернет-приемная. Отдельным и, наверное, самым удачным проектом стал сайт губернатора области Андрея Турчака — http://turchak.ru. Это одновременно и блог губернатора, и форум, где общаются друг с другом чиновники и граждане. На сайте представлены руководители всех органов исполнительной власти, главы всех муниципалитетов и все заместители губернатора, к которым можно обращаться с проблемами, предложениями, вопросами, и граждане активно пользуются этой возможностью. Портал, как рассказал Юрий Колесников, стартовал в апреле, а осенью насчитывалось уже порядка 100 решенных через него конкретных проблем (авторы обращений оставляют на сайте подтверждения, что все сделано).
В апреле в области начал действовать координационный совет по вопросам электронного правительства, который за месяц разработал и в мае утвердил реестр государственных услуг, содержащий 101 услугу. С июня эти услуги стали доступны на портале, реализованном на типовом решении ЛАНИТ, на первом уровне предоставления, а осенью — на втором. В августе к ним добавилось 45 муниципальных услуг.
Поскольку в конце июля вышел Федеральный закон № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», почти все регламенты предоставления услуг нужно будет пересмотреть. Впрочем, как замечает Юрий Колесников, в таком положении оказались все субъекты Российской Федерации. Изменения затронут содержательную часть портала, но не его структуру и механизмы.
Регистрация рождений
Одновременно с утверждением реестра Центр информационных систем начал переговоры с компаниями — разработчиками ПО о возможности реализации пилотных проектов. Несколько компаний выразили готовность заняться различными проектами, но только одна из них довела начатый проект до стадии реальной эксплуатации. Это компания Software AG & IDS Scheer, реализовавшая комплексную услугу «Регистрация рождения ребенка». Среди других рассматривавшихся вариантов был, например, такой как связать все административные органы области в рамках интернет-приемной и регламентировать их взаимодействие; однако в этом случае проект остался бы целиком на региональном уровне. Регистрация же рождений, наряду с региональным органом исполнительной власти — Управлением юстиции — охватила два федеральных ведомства — ФМС и ПФР — и один муниципальный орган — Управление образования г. Пскова.
Соответственно основная сложность проекта заключалась в том, чтобы обеспечить участие всех перечисленных организаций и заключить с ними формальные соглашения. Программирование заняло немного времени: задача была поставлена в июне, и уже через два месяца, в августе, появился стендовый макет, причем специалисты Software AG & IDS Scheer и Центра информационных систем приступили к написанию программного кода не сразу, а лишь после завершения предварительных переговоров с участниками предоставления услуги. На этапе создания работающей системы ситуация повторилась: с технической стороны все было готово намного раньше, чем с юридической. «Задача интеграции была чисто технической, — говорит Юрий Колесников. — Мы в нее даже не погружались, а только предоставили специалистам Software AG & IDS Scheer по их просьбе формат данных Пенсионного фонда, вызова Web‑сервиса системы резервирования очереди в детский сад. Остальные вопросы интеграции они решали самостоятельно». Наконец, все было улажено, и 11 ноября прошла презентация услуги, в ходе которой молодые родители Сергей и Наталья Ковтун, предварительно заполнившие заявление на сайте zags.pskov.ru, получили свидетельство о рождении дочери Софьи.
Программное решение, благодаря которому это стало возможным, создано на основе продукта webMethods. Заполнение Web-форм реализовано как пошаговое (в данном случае имеется пять шагов). Обеспечен внутренний мониторинг обработки заявлений и отдельно — информационный экран, на котором гражданин может наглядно видеть перечень заказанных им услуг и состояние их выполнения. Предусмотрен и ряд статистических инструментов, которые позволят анализировать востребованность разных компонентов комплексной услуги.
Чтобы получить свидетельство о рождении ребенка, хотя бы один из родителей должен лично явиться в загс, подать соответствующее заявление за собственной подписью и представить необходимые документы. Таков действующий порядок, который никто пока не отменял. Электронная регистрация означает только, что родители перед визитом в загс могут заранее ввести свои данные и данные ребенка в электронную форму — тогда в загсе родителю останется только подписать поджидающее его распечатанное заявление. Работа с остальными документами при электронной и традиционной регистрации происходит одинаково.
Разница, казалось бы, не слишком велика, и действительно «изюминка» проекта заключается не в ней, а в сопутствующих услугах, которые создают реальные удобства для граждан. Помимо регистрации самого факта рождения, родители обязаны зарегистрировать ребенка по месту жительства, обратившись в УФМС, и получить для него полис обязательного медицинского страхования, обратившись в медицинскую страховую компанию. Сразу же после рождения новому гражданину должен быть присвоен и СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) в системе государственного пенсионного страхования — этим занимается Пенсионный фонд. С большой вероятностью родители пожелают внести данные о ребенке в свои паспорта (это делает УФМС), захотят поставить его в перспективную очередь для поступления в детский сад, которую поддерживает Управление образования. Новая комплексная услуга позволяет родителям одновременно с заявлением в загс подать заявления во все эти ведомства. Три из четырех учреждений они тогда посетят один раз вместо двух (им не потребуется приходить, чтобы подать заявление, — можно будет явиться сразу за готовыми документами, причем об их готовности известят). Что же касается Управления образования, то в него ходить вообще не придется — за продвижением очереди родители будут следить через Интернет, имея возможность указывать различные предпочтения, которые могут меняться со временем (например, район, специализация сада — логопедический, коррекционный — и т. п.).
Чтобы заказать комплекс дополнительных услуг, родители подписывают в загсе специальную форму, одновременно давая разрешение на передачу персональных данных — своих и ребенка — в соответствующие учреждения. Этим обеспечивается выполнение требований Закона о персональных данных (№ 152‑ФЗ). Между организациями, участвующими в предоставлении услуг, заключены трехсторонние соглашения, гарантирующие, что регистрационные данные не будут передаваться или использоваться не по назначению. В каждом таком соглашении одна сторона — это ведомство (или, в случае медицинского страхования, компания), непосредственно оказывающее услугу, а две других — Управление юстиции Псковской области, которое выступает источником данных, и Центр информационных систем как региональный оператор электронного правительства.
Существенное ограничение электронной регистрации — граждане могут пользоваться ею только в совершенно бесспорных случаях. Например, если кто‑то из родителей — не гражданин Российской Федерации, УФМС не может автоматически присвоить ребенку российское гражданство, здесь требуется более сложная процедура. В подобном случае электронная заявка не будет принята: сотрудники ведомства по контактным данным заявителя свяжутся с ним и попросят явиться лично. Если ребенку полагаются какие‑то льготы при постановке на очередь в детский сад, для этого случая существует стандартная процедура особого вида. Родитель приносит документы, подтверждающие льготы, в загс, когда приходит за свидетельством о рождении, и информация заносится в систему работником загса, так что визит в Управление образования не обязателен.
Внутренние процедуры принятия электронных данных различны в зависимости от организации. Наиболее «экзотическими» они получились в Пенсионном фонде, где регламенты информационной безопасности запрещают связывать компьютеры, подключенные к внешним сетям, с внутренней сетью. Там сотрудники заходят с «внешнего» компьютера в систему электронной регистрации, выгружают оттуда данные в нужном формате (эта возможность предусмотрена), проверяют их, переписывают на флеш‑карту и на этой карте переносят на компьютер внутренней сети. Дальнейшая обработка происходит стандартным образом, так же как и для данных, введенных вручную. В других ведомствах процесс проще, но данные нигде не загружаются автоматически: их всегда забирает из системы работник организации, который и предоставляет услугу, и с этого момента обработка всех заявлений независимо от способа их подачи происходит одинаково.
Результаты и перспективы
Предоставление новой услуги началось совсем недавно, и статистика ее использования пока не успела накопиться. Безусловно, электронной регистрации рождений еще предстоит завоевать доверие граждан, тем более что активное обсуждение в СМИ Закона о персональных данных возбудило массу опасений: хотя они и безосновательны, с ними приходится считаться. «В наше управление, — рассказывает Юрий Колесников, — уже пришло несколько обращений граждан с требованием ни в коем случае не выдавать им универсальную электронную карту и не заносить их ни в какие реестры». Тем не менее можно надеяться, что жители Псковской области по достоинству оценят удобство электронной регистрации и сопутствующих услуг.
Следующий проект, который сейчас готовится к запуску в Псковской области, призван облегчить переход к универсальной электронной карте. Предполагается выдавать гражданам специальные пароли; в сочетании со СНИЛС, используемым как идентификатор (СНИЛС каждого россиянина уникален), эти пароли будут служить механизмом аутентификации во всех государственных системах региона.
Продолжится ли сотрудничество администрации Псковской области с Software AG & IDS Scheer? Сейчас Управление информационных технологий готовит техническое задание на размещение государственного заказа на поставку ИТ-платформы, удовлетворяющей ряду условий, причем выполнить их, как предполагают специалисты Управления, в состоянии не только Software AG & IDS Scheer, но и как минимум три другие компании. Вопрос о выборе поставщика, таким образом, упирается в бюджет и будет решен с помощью тендера.
До электронного правительства еще очень далеко
Самыловский Сергей,
руководитель направления по работе с госорганами и корпорациями компании «Verysell Проекты»На мой взгляд, в Псковской области, как и в большинстве регионов, проблема формирования электронного правительства и развития информационного общества (а это разные задачи) решается с большими трудностями. Не хватает ИТ‑специалистов, весьма скромен ИТ-бюджет, да и руководство заставляет заниматься реализацией электронных государственных услуг, не выделяя серьезного финансирования на развитие ИТ-инфраструктуры самих органов государственной власти и местного самоуправления. Никто не формирует в регионе государственные информационные ресурсы и системы, не решает на региональном уровне вопросы стандартизации протоколов информационного взаимодействия, кодирования и представления данных, создания единой системы НСИ, системы защиты информации органов государственного и муниципального управления и т. д.
Как правило, в регионах нет серьезной программы по формированию электронного правительства и развитию информационного общества (которая согласно утвержденному Президентом России «Плану реализации Стратегии развития информационного общества в РФ до 2011 года» должна быть разработана к 2011 г.). До сих пор не решены вопросы нормативного правового, организационного и технологического обеспечения работ в целях создания электронного правительства, так что любые попытки полноценно перейти к реализации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде обречены на неудачу.
Такая ситуация способна дискредитировать саму идею электронного правительства и возможности предоставления государственных услуг в электронном виде. При этом очевидно теряются серьезные финансовые, материальные и временные ресурсы, и растет наше отставание от развитых и крупных развивающихся стран в вопросах эффективности государственного управления.
Представленный проект — попытка переломить ситуацию. Здесь сразу становится ясно, что руководству регионов стоит трезво оценивать ситуацию, в которой они находятся, учиться у регионов‑соседей, смелее привлекать сторонних экспертов, самим искать новые решения. Это весьма непросто. Но очень хочется пожелать им успехов!