Крупным территориально распределенным торговым сетям IP-телефония полезна в целом ряде отношений. Однако при большом количестве точек подбор рентабельного IP-телефонного решения для магазинов сети становится серьезной проблемой.

Российскую сеть фирменных спортивных магазинов Adidas не нужно представлять — она присутствует в ста с лишним городах нашей страны. Центральный офис сети, находящийся в Москве, управляет всеми магазинами на территории России. В сферу его ответственности входит и координирование работы офисов Adidas в Казахстане и на Украине. У компании есть, кроме того, офисы в нескольких крупных городах, но они невелики и играют вспомогательную роль. Управление в значительной мере опирается на разъездных менеджеров, не имеющих стационарного рабочего места. Таким образом, единственный крупный офис сети — московский, и для эффективного управления ему необходима удобная связь со всеми магазинами. В настоящее время Adidas постепенно переводит телефонную связь между центром и магазинами, расположенными в других городах, на технологию VoIP (Voice over IP — голос поверх IP). Проект реализуется с участием компании КРОК — одного из ведущих отечественных системных интеграторов.

Задача

В 2008 году в московском офисе Adidas возникла необходимость в обновлении как локальной вычислительной сети, так и системы офисной телефонии. Специалисты КРОК предложили использовать единое решение на базе оборудования Cisco: система CUCM (Cisco Unified Communications Manager) обеспечивает передачу оцифрованной речи по протоколу IP, и для телефонных разговоров используются физически те же самые провода и коммутаторы, что и для обмена данными. Благодаря тому, что сеть всего одна, ею проще управлять, а изначальная интеграция голоса и данных облегчает решение ряда прикладных задач. Но сэкономить на стоимости оборудования, как правило, не удается — продукты Cisco достаточно дороги. «Мы начинали проект до кризиса, — объясняет глава ИТ-подразделения российского офиса Adidas Игорь Василенко, — и успели на волне положительной динамики закупить основное оборудование. Я не думаю, что мы бы решились на такой шаг в разгар кризиса, пришлось бы искать иные решения. Внедрение IP-телефонии требует значительных вложений и окупается лишь в долгосрочной перспективе».

Одно из главных преимуществ технологии VoIP заключается в том, что она позволяет построить единую распределенную корпоративную телефонную сеть, базирующуюся на каналах передачи данных. Поэтому подключение удаленной точки к корпоративной сети IP-телефонии существенно снижает для нее затраты на междугородные (международные) переговоры. Соответственно второй частью проекта в Adidas стало построение распределенной IP-телефонной сети.

Офисы в Казахстане и Украине связаны с московским офисом каналами WAN, и в них имеются собственные УАТС (учрежденческие АТС). Задача подключения для них была решена установкой в УАТС специализированных плат VoIP. Однако в магазинах такая возможность отсутствовала. Обычный магазин Adidas занимает площадь порядка 400 м2. В него заходит от двух до четырех местных телефонных линий. Число телефонных аппаратов, как правило, также колеблется от двух до четырех, и внутренней телефонной станции просто нет, так как она не нужна. Непосредственное распространение на магазины решения от Cisco (в минимальной конфигурации) исключалось по финансовым соображениям — с учетом количества точек это обошлось бы слишком дорого.

Более удачным вариантом оказалась аппаратура компании H3C — подразделения 3Com, специализирующегося на решениях корпоративного уровня. Устройства H3C представляют собой шлюзы между сетями VoIP и традиционной телефонии. К такому шлюзу подсоединяется канал VPN (виртуальной частной сети), который в случае необходимости может быть организован поверх сети Интернет, а также входящие аналоговые телефонные линии и имеющиеся в магазине аналоговые телефонные аппараты. В зависимости от размеров магазина и, значит, количества телефонных линий использовались шлюзы двух типов — H3C MSR 20-20 и MSR 20-40.

Шлюзы, таким образом, интегрируют разные типы голосовых соединений: с одного и того же телефона работник магазина может позвонить и на номер городской телефонной сети, и через внутреннюю VoIP‑сеть, в центральный офис или в другой магазин Adidas в любой точке России. Точно так же можно, если потребуется, переключить на центральный офис или в другой магазин клиента, позвонившего из города.

От тестирования до монтажа

Предложенное решение на основе оборудования Cisco и H3C потребовало проверки, чтобы выяснить, как эта аппаратура будет работать в составе одной распределенной сети. Развертыванию системы предшествовало тестирование, которое проводилось в лаборатории КРОК совместно специалистами интегратора и Adidas. Тестировалась совместимость устройств, их качество, функциональность. Испытания показали, что необходимые заказчику функции успешно интегрируются, и, следовательно, можно переходить непосредственно к установке оборудования.

«С точки зрения работы с партнером проект осуществлялся достаточно хорошо, — считает Игорь Василенко. — По ходу дела у нас несколько раз возникали вопросы, связанные с техническими проблемами, и они нормально решались с помощью службы поддержки и КРОК, и Cisco. Отмечу, что инженеры КРОК обладали соответствующей сертификацией от производителей и в большинстве вопросов могли разобраться самостоятельно».

Опишем процедуру подключения магазина. Заметим, что проект ориентирован на магазины в регионах, поскольку именно в них IP-телефония позволяет снизить затраты на переговоры с центральным офисом. Шлюз, предназначенный для определенной точки, не может быть отгружен сразу по нужному адресу, так как сначала системный администратор Adidas должен его настроить с учетом параметров, полученных от провайдера канала связи в месте установки. Затем шлюз — довольно большой блок весом около 6 кг — упаковывается и доставляется на место. Теперь необходимо смонтировать его в стандартную стойку для оборудования и подключить ко всем соединениям.

Своих инженеров у Adidas на местах нет, поэтому монтаж и подключение выполняют инженеры местной сервисной компании, взявшей на себя по договору обслуживание инфраструктуры. Инженеры знакомятся с техническим заданием, где описывается, как скоммутировать устройство, устанавливают это устройство в стойку и включают в него внешние и внутренние телефонные линии, а также линию от местного провайдера связи. Работой дистанционно руководит инженер Adidas, находящийся в центральном офисе. Когда все подключено, инженеры на месте и в Москве устанавливают пробное соединение и убеждаются, что настроенная система исправно работает.

Первые результаты и перспективы

Поскольку процесс этот, очевидно, длительный и трудоемкий, проект с самого начала был рассчитан на несколько лет, причем сроки заранее не определялись. Количество подключаемых магазинов зависит от финансирования, которое сможет выделить компания. Деньги нужны не только на закупку аппаратуры, но и на модернизацию линий связи. В настоящее время магазины связаны с центральным офисом через виртуальную частную сеть компании, которая базируется на каналах двух типов — арендованных у «Ростелекома» и организованных поверх сети Интернет. Имеющаяся скорость передачи данных достаточна для организации VoIP‑соединения, однако IP-телефония предъявляет к каналам дополнительные требования, касающиеся так называемого качества сервиса (Quality of Service, QoS). Так, голосовые пакеты должны прибывать в точку назначения в том же порядке, в каком были отправлены, их задержка не должна превышать определенного небольшого значения, а это, к сожалению, обеспечивается далеко не везде.

На данный момент к VoIP‑сети Adidas подключено около 50 точек. «Сейчас мы с удовольствием эксплуатируем и развиваем это решение», — замечает Игорь Василенко. Например, работники Adidas по достоинству оценили удобство аудиоконференций, организуемых с помощью Meet-Me — встроенного сервиса CUCM: виртуальные комнаты совещаний весьма востребованы. Сразу же нашли применение и имеющиеся в CUCM статистические механизмы учета звонков: они используются для оценки работы операторов Help Desk — внутренней службы технической поддержки. И разумеется, данное техническое решение изначально закладывается в проекты открытия новых магазинов.