Современный большой магазин немыслим без целого ряда взаимосвязанных сетей — телефонной, компьютерной, сети громкого оповещения, нескольких сетей безопасности. Работы по построению всех этих сетей целесообразно проводить в рамках единого проекта, в тесном контакте со строителями.
Австрийская сеть мультибрендовых гипермаркетов kika специализируется на торговле мебелью и товарами для дома. Основная идея оформления магазинов сети — представить покупателям образцы готовых интерьерных решений, а для этого нужны просторные помещения. Суммарная площадь торговых залов всех магазинов kika, число которых приближается к 70, уже превысила квадратный километр. Сеть развивается очень быстрыми темпами: первый российский гипермаркет сети появился в апреле этого года в Москве (хотя по меркам kika он не слишком велик — 12 тыс. м2), недавно открыт магазин в Самаре, на очереди — Краснодар.
В Австрии все новые магазины kika возводятся по единому типовому проекту одним и тем же генеральным подрядчиком, хорошо знающим все требования компании. В России компания арендует площади в больших новых торговых центрах, принадлежащих местным девелоперам недвижимости, и сама координирует работы по подготовке помещений. Все слаботочные сети строятся как единый комплекс. Партнером kika, обеспечивающим их проектирование и монтаж, стал один из лидеров среди отечественных интеграторов — компания КРОК. На сегодня КРОК успешно завершил проекты в Москве и в Самаре; работы в Краснодаре близятся к завершению. При строительстве следующих магазинов — а их число предполагается к концу 2012 г. довести до десяти — kika и КРОК намерены продолжить сотрудничество.
Интеграция
Слаботочные сети гипермаркета образуют интегрированную систему, и уже в ней выделяются семь подсистем. Это СКС (структурированная кабельная система), внутренняя телефония, активное оборудование ЛВС (маршрутизаторы, коммутаторы и т.д.), система голосового оповещения, система видеонаблюдения (охранного телевидения), охранно-тревожная сигнализация и СКУД (система контроля управления доступом). Уровень функциональной интеграции подсистем, конечно, различается — скажем, у телефонной сети и ЛВС есть масса точек соприкосновения друг с другом, а со СКУД они обе взаимодействуют слабо. Но все системы интегрированы на уровне физического размещения пассивного и активного оборудования.
Для кабелей использованы общие несущие конструкции — потолочные лотки (от глаз они скрыты подвесным декоративным потолком). «Планирование оптимального размещения лотков с учетом требований ко всем подсистемам было одной из самых сложных частей проекта», — считает Денис Рудаков, директор российской kika по информационным технологиям. Аппаратура смонтирована в общих стойках, которые находятся в двух серверных комнатах — большой и малой, — поскольку протяженность торговых залов превышает удвоенную максимально допустимую длину медного кабеля. Использование оптических кабелей позволило бы обойтись одной серверной, но стоимость такого варианта была бы намного выше, а с точки зрения пропускной способности сетей медные кабели вполне устраивают гипермаркет. В Краснодаре, где, в отличие от Москвы и Самары, все торговые залы находятся на одном этаже, понадобилось оборудовать три серверных помещения, и это все равно значительно дешевле, чем решение на базе оптических кабелей.
Телефонный сервер Avaya — конвергентный, и это его свойство активно используется. К серверу подключены внутренние телефонные линии всех трех поддерживаемых типов — аналоговые, цифровые и IP. У большинства сотрудников установлены аналоговые телефонные аппараты с базовым набором функций — самые простые, дешевые и надежные. Те, кому нужна расширенная функциональность, в частности, операторы call-центра, получили цифровые или IP-телефоны. Для работников, которым необходимо перемещаться по зданию, — менеджеров секций и этажей, сотрудников бэк-офиса и склада — развернута сеть беспроводной телефонии. Беспроводная связь реализована на базе комбинированной технологии IP-DECT: переносная трубка связывается с базовой станцией по протоколу DECT, а к базовой станции подведен стандартный кабель Ethernet, по которому обеспечивается и ее электропитание от сетевого коммутатора (по технологии Power Ethernet), и ее связь с телефонной сетью. «Все это успешно работает, и мы, оценив московский опыт, применяем такой же подход и в других магазинах, — комментирует Денис Рудаков. — Инвестиции в платы с портами разных типов вполне оправданны, потому что на каждом рабочем месте мы получаем ровно тот набор функций, который нужен конкретному сотруднику».
Набор лицензий телефонного сервера Avaya позволяет пользоваться специфическими функциями call-центра, такими как обслуживание очередей. Благодаря интеграции с торговой системой операторы могут давать клиентам самые разные справки — от часов работы магазина до статуса нужного товара (прибыл ли, когда может быть доставлен и т.п.). По мере роста продаж штат операторов call-центра постепенно расширяется. Сейчас это пять человек, в дальнейшем их, по‑видимому, станет больше. Но, может быть, рабочие места операторов, отвечающих на звонки московских клиентов, будут находиться вовсе не в Москве.
Действительно, после того как откроются гипермаркеты в Самаре и Краснодаре, планируется объединить вычислительные сети всех магазинов в виртуальную частную сеть (IP VPN) и поддерживать централизованную торговую систему. В результате появится техническая возможность для создания объединенного call-центра, операторы которого смогут обслуживать вызовы независимо от местонахождения клиента и интересующего его магазина. Это, в свою очередь, позволит вывести call-центр из столицы, где высоки цены на аренду и зарплаты операторов. Однако пока не ясно, сможет ли достигнутая экономия окупить затраты. Это зависит от нескольких факторов, важнейшие из которых — максимальное количество звонков и его сезонные колебания. В настоящее время ИТ-подразделение kika анализирует статистику звонков, чтобы определить, какое решение будет оптимальным.
Координация работ
Главной задачей kika была координация действий двух подрядчиков — строителей и КРОК. На стадии проектирования нужно было согласовать трассы слаботочных сетей с остальной частью архитектурного проекта, включая трассы различных инженерных коммуникаций, которыми занимались строители, затем — спланировать общий план-график работ. На стадии производства работ требовалось следить за соблюдением плана-графика, не допуская отклонений от правильной последовательности. С этой целью три менеджера проекта — от kika, от КРОК и от строителей — работали в постоянном контакте друг с другом, обсуждая и оперативно решая все вопросы взаимодействия. На стадии проектирования и в начале работ совещания между тремя менеджерами происходили практически ежедневно, позднее — раз в неделю, а также при появлении неотложных проблем, но количество этих проблем постепенно уменьшалось. Андрей Товпик, директор по работе с корпоративными заказчиками компании КРОК, курирующий данный проект, отмечает: «Мы старались, чтобы онлайновые изменения технических или планировочных решений по ходу проекта не сказались на качестве его реализации. Налаженный механизм взаимодействия между компаниями-подрядчиками и заказчиком позволил как уложиться в выделенный бюджет, так и получить решение максимального качества в четко оговоренные сроки».
Схема оказалась весьма эффективной: график выдерживался, количество переделок было минимальным. «Фактически, — поясняет Денис Рудаков, — в одном или двух случаях в Москве потребовалось немного изменить планограмму этажа и в связи с этим повернуть лоток. А в Самаре такая необходимость, кажется, вообще ни разу не возникала, — все делалось так, как планировалось с самого начала».
По завершении московского проекта участники совместно провели его разбор, чтобы выявить точки, в которых были допущены ошибки, и впредь этих ошибок избегать. Проект в Самаре, по впечатлениям Дениса Рудакова, шел легче, чем в Москве, в первую очередь благодаря приобретенному опыту, хотя сказались, конечно, и такие факторы, как более высокая степень готовности здания на момент начала работ, и просто то, что основные работы пришлись на летний период. В Краснодаре представители kika смогли договориться с арендодателем об учете в проекте здания ряда их пожеланий, основанных на опыте двух предыдущих проектов. Это позволило еще улучшить взаимодействие.
Проект и кризис
Тендер по выбору подрядчиков для проектирования и монтажа слаботочных сетей прошел в мае 2008 г., а внутренние работы в помещении, предназначенном для гипермаркета, начались в ноябре 2008 г. Разумеется, на проекте не мог не сказаться экономический кризис. Упал курс рубля, одновременно некоторые производители подняли цены, и первоначальный бюджет пришлось пересмотреть. В части, касающейся слаботочных сетей, не могло быть речи ни о полном отказе от каких‑либо из функциональных подсистем — их набор определен стандартами kika, — ни о том, чтобы экономить на критически важных системах, таких как СКС или видеонаблюдение. Однако оптимизация затрат на реализацию второстепенных систем была возможна, и приобретение более дешевого оборудования с аналогичными техническими характеристиками позволило сэкономить значительную сумму. Получившееся решение оказалось вполне работоспособным — во всяком случае, никаких нареканий на его счет до настоящего момента не возникало.
Определенного эффекта удалось добиться также за счет оптимизации внутренних процессов. Как считает Денис Рудаков, усилия, которых потребовала борьба с кризисом, не были чем‑то экстраординарным: «Работы шли ритмично, материалы по большей части поставлялись без задержки. Вряд ли можно сказать, что мы встретились с огромными трудностями и героически их преодолели, мы просто уложились и в сроки, и в бюджет».