Весной этого года российский производитель ядерного топлива корпорация «ТВЭЛ» завершила первый этап проекта по внедрению единой системы управления основными данными (СУОД). О создании единой системы нормативно‑справочной информации (НСИ), об ее взаимодействии с информационными системами предприятий (ИСП) и о возможном подключении к СУОД предприятий, участвующих в ядерно‑топливном цикле атомного энерго-промышленного комплекса (АЭПК), нашему журналу рассказала заместитель исполнительного директора ОАО «ТВЭЛ» Ольга Журавская.
Нормативно‑справочная информация — это необходимая и важнейшая составляющая любой информационной системы. Особенно она важна для такой сложной, разнопрофильной и территориально разнесённой структуры, какой является корпорация «ТВЭЛ».
Сегодня бизнес должен получать оперативную и всестороннюю аналитическую информацию о деятельности предприятий на всех этапах жизненного цикла продукции, и для обеспечения этого требования в корпорации решено построить единую корпоративную информационную систему на базе mySAP Business Suite. Кроме того, для упорядочения работы с корпоративной информацией, лучшей управляемости предприятий и повышения эффективности информационного взаимодействия между ними возникла необходимость в формировании среды ведения единого и непротиворечивого комплекса НСИ. Таким образом, был инициирован проект «Создание системы управления основными данными корпорации “ТВЭЛ”».
Проект СУОД представляет собой комплекс технических и программных средств, а также организационных структур и нормативных документов, предназначенных для поддержки доступа к основным данным корпорации и их обработки. СУОД является единым местом хранения этих данных и предоставляет единый механизм для их нормализации, классификации и управления ими.
На текущий момент уровень автоматизации на предприятиях «ТВЭЛ» весьма разнороден. На одном из них единая информационная система существует уже много лет, на другом — в ближайшее время будет запущена в продуктивную эксплуатацию, на третьем — проект создания такого решеaния только начался, а сейчас эксплуатируется множество локальных разнородных систем. Различный уровень автоматизации отражается и на состоянии НСИ предприятий, не говоря уже о том, что во всех этих информационных системах работают свои локальные справочники. Всё это создает известные трудности и проблемы. «Постепенно мы движемся в сторону централизации и интеграции информационных систем, — говорит Ольга Журавская. — Во всех наших крупных дочерних обществах в ходе работ по созданию единой корпоративной информационной системы сейчас ведутся проекты внедрения mySAP Business Suite, что также должно помочь наведению порядка в НСИ предприятий и упростить задачу формирования единой системы НСИ в рамках корпорации».
Ход проекта
Работы по реализации проекта начались в апреле 2007 года. На роль подрядчика выбрана компания «Компьютел», а в качестве базовой системы — IBM WebSphere Product Center. Прежде всего была разработана и утверждена концепция системы управления основными данными в корпорации «ТВЭЛ», согласно которой проект СУОД разбит на несколько этапов.
На первом этапе стояла задача создания центрального эталонного справочника материально-технических ресурсов (МТР) как наиболее объемного и сложного для заполнения и при этом самого востребованного с точки зрения оптимизации процесса закупок. Отладить работу с НСИ было решено именно на этом справочнике, а на остальные распространить накопленный опыт позже. Данные работы осуществлялись на базе компании «ТВЭЛ-Инвест», обеспечивающей снабжение материально-техническими ресурсами предприятий, входящих в «ТВЭЛ». Сложность задачи заключалась в отсутствии единых стандартов и подходов к ведению справочников материалов дочерних предприятий корпорации, что существенно осложняло распознавание и идентификацию МТР во время закупочных кампаний. Из-за этого обработка заявок на закупки требовала много времени и была не лишена погрешностей.
Кроме того, в ходе первого этапа были разработаны и утверждены регламентирующие документы проекта — методика нормализации и классификации данных, инструкции и регламенты по работе в СУОД. Первый этап проекта был запущен в промышленную эксплуатацию в декабре 2007 года. Срок окончания первого этапа работ соответствовал началу очередной заявочной кампании, подачи заявок на закупки, которую было решено провести уже с использованием СУОД.
В феврале 2008 года завершились работы по интеграции СУОД с информационной системой «ТВЭЛ-Инвест», автоматизирующей процесс закупок и работающей на базе mySAP Business Suite. Для обеспечения такой интеграции использованы IBM WebSphere Process Server и IBM WebSphere Adaptor for SAP.
Наполнение справочников
За ввод данных и поддержку единого справочника в актуальном состоянии отвечает выделенная группа НСИ. Именно она является единственной точкой добавления новой информации в корпоративный справочник. «Сейчас отдел НСИ входит в ИТ‑службу, но это временное решение, со временем такое положение вещей должно измениться, — говорит Ольга Журавская. — Такая структура у нас сложилась просто потому, что ИТ-подразделение отвечало за проект в целом. Впоследствии сотрудники (или, возможно, отделы), занимающиеся поддержанием СУОД в актуальном состоянии, совершенно точно не будут входить в ИТ-подразделение. Люди, имеющие дело с НСИ, осуществляющие ввод и корректировку, должны обладать соответствующей экспертизой по этому совершенно отдельному от ИТ вопросу».
В корпорации ведется статистика пополнения справочников. Основной справочник привязан к бизнес-процессу материально-технического обеспечения и пополняется во время заявочных кампаний. Сейчас, почти за год эксплуатации системы, прошло уже три таких кампании. «Во время первой нераспознаваемость данных в справочнике доходила до 90%, — комментирует Ольга Журавская. — Во время второй было распознано уже порядка 50% позиций, в третий раз этот процент удалось довести до восьмидесяти». Если оперировать абсолютными величинами, то сначала, на момент запуска системы управления основными данными, было нормализовано порядка десяти тысяч записей. Уже во время первой заявочной кампании эта цифра составляла около 24 тысяч. Сейчас в СУОД находится примерно 40 тысяч записей.
«Стоит подробнее остановиться на процессе нормализации справочника, — рассказывает Ольга Журавская. — Представьте, что предприятие присылает заявку на закупку. Сразу осуществляется поиск всех содержащихся в ней позиций в нашем эталонном центральном справочнике. Если какая‑либо позиция в нём отсутствует или некорректно заполнена, она возвращается для уточнения; если же данная позиция еще не содержится в эталонном справочнике, то он расширяется. Именно таким итерационным способом мы и увеличиваем процент распознавания и количество записей в СУОД. Тех 90% нераспознанных записей сначала просто не было в системе. Раз в справочнике нет информации по этим корректным в общем‑то записям, значит, их нужно занести туда. Но надо учитывать, что предприятия иногда могут прислать и противоречивые данные. В некоторых заявках словесная запись о материале противоречит тому, что указано в ГОСТ или ТУ. Это тоже нераспознанные записи, но они отправляются на дальнейшую обработку операторам и не должны вноситься в СУОД в качестве новой позиции».
Интеграция СУОД
Сейчас идёт второй этап проекта «Создание системы управления основными данными корпорации ТВЭЛ». В его рамках намечено интегрировать СУОД с ИСП. Сейчас на предприятиях корпорации формируются заявки на уровне цехов, которые затем консолидируются и корректируются в отделах закупок. Проверяется наличие на складах требуемой номенклатуры и формируется сводная потребность по предприятию, которая и направляется затем в «ТВЭЛ-Инвест». Пока предприятия пересылают эту информацию в виде файлов, но со временем данные в СУОД и систему «ТВЭЛ-Инвест» будут попадать автоматически. Если взаимодействие СУОД и информационной системы «ТВЭЛ-Инвест» уже автоматизировано, то её совместное функционирование с информационными системами остальных предприятий, участвующих в централизованном материально-техническом обеспечении, — это дело будущего и цель текущих работ.
Каждое дочернее общество сейчас поддерживает локальные справочники на своем уровне. В дальнейшем все они должны будут обращаться к центральной СУОД, и если требуемой записи не окажется в локальном справочнике предприятия, то в СУОД должен будет направляться запрос на ее заведение, а локальное использование новой записи будет возможно только после соответствующего подтверждения от центральной системы.
Что дальше?
Работы по второму этапу проекта планируется завершить во втором квартале 2009 года. К этому моменту должен появиться сквозной автоматизированный процесс материально-технического обеспечения корпорации. Старт третьего этапа изначально был запланирован после подключения всех ИСП корпорации к СУОД. «На дальнейших этапах мы собираемся создать централизованные справочники готовой продукции, услуг, контрагентов, банков и любые другие, которые могут понадобиться бизнесу. Любые справочники создаются не сами по себе, а ради определённого централизованного бизнес-процесса, — поясняет Ольга Журавская. — И если какой‑то справочник не участвует в таком процессе, его совсем не обязательно делать общекорпоративным. Поскольку у нас существует потребность в сводной отчетности по готовой продукции, то нужен соответствующий единый справочник, и головное предприятие уже видит необходимость его создания. А затем в соответствии с потребностью бизнеса наверняка появятся и другие справочники. В локальных же системах предприятий останутся только те, которые не нуждаются в централизации. Например, на текущий момент не нужен централизованный справочник по персоналу. Возможна централизация организационно-штатной структуры, но сейчас мы не видим заказчика такой работы. В принципе это универсальная система, допускающая наличие в ней всевозможных справочников, которые могут потребоваться бизнесу независимо от их содержания и структуры». Расширение функциональности проекта на другие справочники должно было осуществляться только на третьем этапе. Однако сейчас открывается корпоративный проект по созданию единой системы НСИ в рамках всего АЭПК. Рассматривается вопрос о разработке других централизованных справочников на базе СУОД корпорации ТВЭЛ и возможном подключении к СУОД дополнительных предприятий. «Поэтому хотя второй этап еще не завершился, уже начинается третий, — говорит Ольга Журавская. — Нужно понимать дополнительные требования, накладываемые на СУОД вышестоящей организацией и новыми предприятиями, которые предполагается подключить к системе.
Возможно, это повлечет какие‑то изменения в наших справочниках. Мы отдаем себе в этом отчет, но это не страшно: система достаточно гибка, и кардинально ничего поменяться не должно».
ИТ‑департамент АЭПК рассматривает вопрос об использовании проекта СУОД в качестве базового для развития корпоративной системы НСИ предприятий атомного энерго-промышленного комплекса, участвующих в ядерно‑топливном цикле. Такая возможность еще только обсуждается. Например, в Росэнергоатоме, также входящем в АЭПК, существует своя система НСИ, но построенная на базе SAP. Предполагается на базе НСИ РЭА развивать корпоративную систему НСИ предприятий атомного энерго-промышленного комплекса, участвующих в жизненном цикле АЭС.
Ольга Журавская уверена, что в случае любого решения и при возрастании нагрузки наращивать аппаратные мощности или менять программную систему не потребуется.