Проблемы

Эволюция — естественный и неизбежный процесс. Когда Национальный банк приобретал в свое время банковскую систему Abraxsys, она была одним из передовых продуктов своего класса и полностью удовлетворяла потребностям менеджмента банка. Но с тех пор утекло много воды — появились Интернет-технологии, которые сегодня все активнее используются и в банковской сфере. На рынке Узбекистана они пока не получили широкого распространения, однако услуги на базе Интернета уже пользуются в республике спросом.

Еще одна важная современная тенденция — повышение требований к обработке информации для принятия управленческих решений. В частности, у Национального банка со временем возникла необходимость в хранилище данных и MIS — менеджерской информационной системе.

В результате руководство банка приняло решение о приобретении новой АБС, и в октябре прошлого года стартовал проект внедрения в банке системы «Глобус» компании Temenos. В рамках этого комплексного проекта был объявлен тендер на поставку аппаратных средств и создание центра обработки данных, необходимого для развертывания новой системы. «Дополнительная сложность проекта была обусловлена очень жесткими временными рамками, — рассказывает Искандар Юлдашев, заместитель начальника Главного управления информационных технологий Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан. — Имея хорошо подготовленную, профессиональную и опытную команду специалистов в самом банке, мы не стали приглашать компанию-интегратора для осуществления комплексного проекта. Функцию интегратора банк взял на себя. В октябре 2002 года стартовали работы по внедрению новой АБС. Параллельно специалисты банка при участии консультантов компании Temenos разработали технические требования к оборудованию. В апреле 2003 года мы объявили тендер и уже в июне подвели итоги».

Выбор поставщика

Тендер по поставке аппаратной платформы был открытым. Учитывая высокую техническую сложность проекта, основную ставку банк все же делал на крупных мировых производителей — лидеров компьютерного рынка. Участие в тендере приняли корпорации Hewlett-Packard, Fujitsu Siemens, Bull, а также IBM, выступившая совместно со своим партнером — компанией "Гетнет". В ТЗ на тендер были подробно описаны требования к надежности, производительности и масштабируемости системы. Одним из важнейших требований была отказоустойчивость (круглосуточная работа 7 дней в неделю 365 дней в году), поэтому решение должно было иметь кластерную конфигурацию. Кроме технических требований, при выборе поставщика учитывались и такие факторы, как опыт работы и условия реализации проекта, в том числе коммерческие. В результате по сумме факторов предпочтение было отдано компании "Гетнет", продвигавшей решение IBM.

«Для банка особенно важен такой критерий, как сохранность инвестиций, поэтому мы не можем каждые два-три года менять систему, — говорит Искандар Юлдашев. — Нам требовалось, чтобы в дальнейшем мы могли с небольшими дополнительными затратами наращивать вычислительную мощность по мере развития бизнеса банка, роста объемов обрабатываемой информации. С этой точки зрения решение IBM и "Гетнет" выглядело весьма привлекательно. IBM предлагает очень удачную конфигурацию оборудования. Одно из ее достоинств состоит в том, что заказчику вместе с системой предоставляются дополнительные неоплачиваемые процессоры. При необходимости наращивания системы заключается дополнительный договор, мы получаем код и сами их активируем. Нас заинтересовал этот пункт, поскольку для банков характерна неравномерная нагрузка. Скажем, в конце месяца, квартала или года она достигает пикового значения. Таким образом, мы можем активировать дополнительные процессоры не на постоянной основе, а по требованию. Вместе с тем у нас нет необходимости сразу приобретать избыточные процессорные ресурсы».

Решение

Данный проект примечателен комплексным подходом к переоснащению информационной инфраструктуры. Это позволило кардинально решить вопрос и обеспечить потребности банка в долгосрочной перспективе.

Составляющая комплексного проекта, предусматривающая оснащение банка современной аппаратной платформой, была разбита на три этапа. Первый предполагал поставку оборудования, второй — установку базового системного ПО и передачу этого оборудования группе внедрения. Наконец, третий этап включал окончательную настройку серверов и системы архивирования и передачу комплекса в эксплуатацию. Параллельно проводилось обучение ИТ-специалистов в сертифицированном учебном центре IBM.

Национальный банк Узбекистана — крупнейший в регионе, он имеет 99 филиалов на территории республики. Для оптимизации расходов на поддержку и эксплуатацию системы организаторы проекта решили остановиться на централизованной архитектуре. При этом в центре обработки данных устанавливаются высокопроизводительный серверный кластер, а пользователи системы на местах обращаются к серверу через корпоративную сеть передачи данных.

В рамках заключенного контракта компания "Гетнет" поставила банку два сервера IBM pSeries 690 Regatta, в которых используется последняя разработка IBM — процессор Power 4+ с тактовой частотой 1,7 ГГц. Изначально при подборе конфигурации рассматривались процессоры с тактовой частотой 1,3 ГГц, но за время проведения тендера IBM выпустила более производительную модель, которая и была включена в спецификацию контракта. Из 16 процессоров, установленных в каждом из серверов, сейчас заказчику доступны всего 12, остальные четыре можно активировать по мере необходимости. Кроме того, в поставку вошли дисковые массивы Shark и система архивирования на базе оптических (3995 IBM) и ленточных (модель 3583) накопителей. Все оборудование объединено в единую сеть хранения с использованием SAN Switch-коммутатора (16 портов).

Географически распределенный кластер установлен в двух офисах банка, расположенных на расстоянии 6 км друг от друга. В центральном офисе установлен основной сервер, а в одном из отделений банка — резервный. Оба сервера имеют одинаковую конфигурацию, но в резервном сервере выделены три логических раздела, один из которых предназначен для резервирования, а два других — для разработки и тестирования новых версий АБС. У каждого из серверов имеется свой дисковый массив Shark, соединенный с серверами посредством двух оптических кабелей, проложенных по различным маршрутам. Такое решение обеспечивает отказоустойчивость на случай обрыва одного из кабелей.

Стоит отметить, что масса серверов и дисковых стоек, составляющая в сумме 3,5 т, оказалась неожиданностью для сотрудников банка, где никогда ранее не использовалось столь тяжелое оборудование. По ходу реализации проекта эксперты "Гетнет" провели обследование объекта, в частности, отделения, где планировалось разместить резервный сервер. В результате заказчику было рекомендовано перенести серверную комнату в более приспособленное помещение и провести дополнительные работы по укреплению полов, подведению коммуникаций и установке кондиционеров для обеспечения нормальных условий эксплуатации оборудования.

К настоящему времени удалось досрочно завершить первые два этапа работ. Порядка 90% сотрудников банка прошли подготовку в учебном центре. Сейчас оборудование передано поставщику прикладного ПО для тестирования, по итогам которого специалисты "Гетнет" проведут окончательную настройку операционной системы.

Завершить весь проект и приступить к работе в новой информационной среде банк планирует в ноябре текущего года. По мнению специалистов "Гетнет", оправданность приобретения столь масштабного решения зависит от того, насколько динамично развивается заказчик (банк, страховая компания, пенсионный фонд и т. д.). При быстром развитии бизнеса велика вероятность того, что через три года компании придется сменить всю платформу либо модернизировать ее, поскольку за этот период имеющееся оборудование морально устареет. Еще до выбора аппаратных средств, готовя ТЗ на тендер, ИТ-служба Национального банка Узбекистана провела анализ потребностей бизнес-подразделений. При этом оценивались темпы роста бизнеса по всем направлениям. На основе анализа собранной информации и накопившейся за 12 лет существования банка статистики были выбраны характеристики оборудования, которое не потребует модернизации до конца 2005 года, но позволит в будущем без значительных инвестиций нарастить вычислительную мощность.

Совместно с консультантами компании Temenos был проведен сайзинг оборудования в соответствии с требуемой нагрузкой. IBM имеет большой опыт работы с другими заказчиками, использующими АБС «Глобус» производства Temenos. Задав число пользователей, требуемые объемы транзакций в системе, а также другие ключевые параметры, участники проекта с высокой точностью оценили нагрузку на систему и именно на этой основе выбрали решение IBM pSeries 690.

Планируется, что к моменту запуска комплекса в эксплуатацию серверы смогут обеспечивать одновременную работу в системе «Глобус» порядка тысячи пользователей, с постепенным ростом до двух-трех тысяч. Вместе с тем установленные сегодня в банке аппаратные ресурсы составляют лишь 30—35% от максимальной мощности, что означает возможность трехкратного роста в рамках данного решения. Таким образом, имеющиеся серверы планируется использовать около 10 лет, своевременно наращивая конфигурацию — устанавливая дополнительные диски, память, заменяя процессоры на модели нового поколения по мере их появления. Последнее условие (возможность установки в серверы процессоров последующих разработок) также оговаривалось в требованиях к системе. Кроме того, в техническом решении, выбранном специалистами Национального банка Узбекистана, предусмотрена возможность добавлять дополнительные узлы кластера. Это требование ТЗ преследовало две цели — повышение надежности и наращивание мощности системы в случае необходимости.

Услуги

Стратегия Национального банка предусматривает, что "первая линия" поддержки оборудования обеспечивается собственными силами. Поэтому к поставщикам решения было предъявлено требование обучить персонал работе с Regatta. С учетом сложности техники было принято решение ориентироваться на узкую специализацию сотрудников по тому или иному направлению, а не на подготовку одного «суперспециалиста». Этот вариант также помогает компании избежать проблем, связанных с уходом уникального "специалиста-самородка" — для банка подобные ситуации недопустимы.

Более того, в данной ситуации дублирование компонентов комплекса подсказало аналогичный подход и к подготовке обслуживающего персонала. Сотрудники, занятые обслуживанием оборудования в основном офисе и в отделении, в котором расположен резервный сервер, по численности соотносятся как 3:2 — соответствующее обучение прошли шесть человек из основного офиса и четыре — из резервного.

Даже при наличии собственных подготовленных специалистов все-таки не стоит рассчитывать, что все проблемы, которые могут возникнуть с новой техникой, клиент сможет решить самостоятельно. Ввиду этого Национальный банк Узбекистана применяет и другие варианты поддержки и обслуживания оборудования. Корпорация IBM дает трехлетнюю гарантию на аппаратные средства и ПО, при этом "Гетнет" отвечает за постоянную работоспособность решения, т. е. обязуется в случае обнаружения каких-либо проблем в течение суток обеспечить прибытие специалиста, а также в оперативном режиме предоставлять круглосуточную консультационную поддержку специалистам банка.

***

Проект был завершен очень быстро — от окончания тендера до запуска оборудования в эксплуатацию прошло всего 2,5 месяца. «Мы высоко оценили профессионализм специалистов и менеджеров IBM и "Гетнет", которые обеспечили решение всего комплекса вопросов по поставке и монтажу оборудования в максимально сжатые сроки", — говорит Искандар Юлдашев.

По данным компании "Гетнет", на октябрь текущего года Национальный банк Внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан обладает самым мощным кластером в странах СНГ.