Если когда-нибудь будет написана достоверная новейшая история России, построение телекоммуникационной инфраструктуры должно будет занять в ней такое же место, какое в прошлом принадлежало освоению целины и строительству БАМа. Именно на такие эпохальные соображения наводят некоторые проекты, особенно региональные. Среди них и создание корпоративной сети Байкальского банка (входит в структуру Сбербанка РФ). Сейчас у банка более 600 точек присутствия, все они связаны единой мультисервисной сетью на базе кабельных, беспроводных и спутниковых каналов. Созданная инфраструктура обеспечивает работу как собственно банковских, так и централизованных федеральных программных приложений, на ее же основе планируется реализовать видеоконференцсвязь и видеотелефонию.
Концепция 2001 года, разработанная Байкальским банком, определила общие требования к создаваемой телекоммуникационной инфраструктуре, в том числе по пропускной способности и резервированию каналов. Так, резервирование сети необходимо было обеспечить для всех филиалов, обслуживающих юридические лица. На основе этой концепции в Байкальском банке был разработан проект построения корпоративной сети передачи данных (КСПД). Сеть проектировалась мультисервисной и основывалась на новой тогда технологии IP VPN. «К началу 2002 года проект был защищен в центральном аппарате Сбербанка России, и работы начались. К 2004 году филиалы в основных городах региона были включены в виртуальную частную сеть IP VPN посредством оптоволоконных и цифровых линий связи, — рассказал Андрей Глушков, директор Управления информатики и автоматизации банковских работ Байкальского банка. — Оставалось решить задачу по включению в IP VPN-сеть удаленных филиалов банка».
Организовать подключение филиалов с помощью наземных каналов в труднодоступных и удаленных районах было или технически невозможно, или очень дорого. А поскольку стоимость является основным критерием для выбора типа доступа, было решено использовать спутниковые технологии. Таким образом, подключение через спутник стало единственной возможностью обеспечить резервирование этого сегмента сети и организовать «последнюю милю» для удаленных подразделений. Байкальский банк провел конкурс по выбору оператора спутниковой связи. Победил в нем Orange Business Services, предоставив на тестирование решение на базе новой технологии iDirect. Предложенная оператором схема предполагала передачу трафика со спутника на узловую земную станцию Orange в г. Иркутске и затем в территориальный банк по оптоволоконному каналу связи. «Развитая наземная инфраструктура поставщика была критичным требованием для нас, поскольку для банковских приложений важна не столько пропускная способность канала, сколько величина задержки», — поясняет Андрей Глушков.
Orange Business Services выполнил работы по проекту за два года — с 2005 по 2007-й. Корпоративная сеть стала первым внедрением технологии iDirect в России и на сегодняшний день насчитывает 178 VSAT. Специалистами оператора были проведены работы по поставке оборудования, установке и регистрации VSAT-станций. Контроль состояния установленных терминалов осуществляется в центре управления сетью Orange Business Services 24 часа в сутки семь дней в неделю.
«Созданная спутниковая инфраструктура — это единственно возможный способ обеспечить полнофункциональную работу филиала в отсутствие наземной инфраструктуры. В тех случаях, когда появляется возможность организовать подключение по оптико-волоконному каналу, мы предпочитаем перевести сеть на наземную инфраструктуру», — отметил Андрей Глушков. В ходе проекта по мере развития ИТ-систем Байкальского банка для ряда офисов потребовалось увеличить пропускную способность каналов. В этом случае услуга IP VPN, реализованная на базе технологии iDirect, оказалась удобна — для увеличения пропускной способности портов необходимо было лишь оформить соответствующий заказ специалистам Orange. Сеть изначально была спроектирована с учетом возможности масштабирования и расширения.
О компании
Байкальский банк — один из 17 территориальных банков системы Сбербанка России — обслуживает клиентов в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия. Имеет 27 отделений и 575 дополнительных офисов на всей территории присутствия. В 2007 году занял I место в системе Сбербанка России по динамике показателей развития бизнеса за 2006 год.