«Седьмой Континент» — одна из первых отечественных розничных продовольственных сетей. Работая в условиях острой конкуренции, компания в конце 2007 года осуществила переход с СУБД Microsoft SQL Server 2005 на Microsoft SQL Server 2008. На момент начала проекта в России не существовало других организаций, которые внедрили бы этот продукт.
«Мы ориентируемся на решения Microsoft»
Первый магазин «Седьмой Континент» открылся в Москве весной 1994 года. На сегодняшний день компания ведет торговлю более чем в 130 магазинах, большинство которых расположено в столичном регионе, а также в Санкт-Петербурге, Рязани, Челябинске, Перми, Минске, Калининграде и Калининградской области. ИТ-служба «Седьмого Континента» насчитывает более тридцати квалифицированных программистов.
В компании «Седьмой Континент» уже накоплен немалый опыт работы с СУБД Microsoft SQL Server. В сети изначально стали использовать версию Microsoft SQL Server 2000, затем ряд систем был переведен на версию Microsoft SQL Server 2005. «Конечно, мы анализировали функционал других систем управления базами данных, но растущие возможности Microsoft SQL Server склонили нас к предпочтению именно этого продукта, — отметил Андрей Пачикин, директор службы программного и информационного обеспечения компании "Седьмой Континент". — Поэтому в нашей стратегии развития информационных технологий в конце прошлого года мы предусмотрели внедрение SQL Server 2008. Дополнительным аргументом при принятии этого решения стал тот опыт, который был накоплен нашими специалистами».
Причиной миграции на новую СУБД стало в первую очередь желание при разработке прикладных решений использовать ряд усовершенствований, что предлагает эта платформа. Тем более что чуть ранее в службе программного и информационного обеспечения компании «Седьмой Континент» было внедрено новое средство командной разработки — Microsoft Visual Studio Team System 2008. «Поскольку наши программисты уже давно работают с Microsoft Visual Studio, ставшей для них "родной" средой разработки, мы ждали, когда у Microsoft появится этот инструмент, — отметил Андрей Пачикин. — Нужна была система, позволяющая разработчику почти не меняя привычную среду получить мощный инструмент взаимодействия при создании корпоративного ПО. Теперь у нас есть среда разработки и одновременно средство коллективной работы, причем для всех участников ИТ-проекта, от тестировщика до руководителя, который может контролировать ход проекта на всех его участках». После завершениия миграции было решено прежде всего опробовать одно из новшеств, которое появилось в Microsoft SQL Server 2008, — обработку графической информации при обмене данными с поставщиками. Новая версия СУБД Microsoft позволяет работать с внешними файлами как с элементами базы данных. «Графические данные, например изображение товара, копии сертификатов и заключений, это огромный объем информации, который расположен у нас в отдельном файловом хранилище, — пояснил Вячеслав Демченко, заместитель директора департамента программного и информационного обеспечения "Седьмого Континента". — Пользователь и разработчик, обращаясь к этим данным, уже не задумывается о том, где они находятся».
Но речь идёт не только об обмене графической информацией, что само по себе уже задача нетривиальная. Обмен данными между центральным офисом компании «Седьмой Континент», магазинами и поставщиками осуществляется с помощью подсистем собственной разработки, которые взаимодействуют с SQL Server 2005.
У платформы SQL Server 2008 появились свои мощные средства — сервисы (программы-роботы), отслеживающие изменение информации и передачу данных из центра в магазины и обратно, а также доставляющие ее нужному адресату. «Теперь мы можем часть функционала перенести с Web-сервиса на новую СУБД, — рассказал Вячеслав Демченко. — И для поставщиков это останется незамеченным».
В новой СУБД компания «Седьмой Континент» привлекла расширенные возможности шифрования данных. «В ходе развития проекта мы планируем реализовать дополнительную защиту: шифровать информацию в базе данных штатными средствами SQL Server 2008», — пояснил Вячеслав Демченко.
Еще одна возможность Microsoft SQL Server 2008, обусловившая переход «Седьмого Континента» на эту платформу, — улучшенные средства мониторинга и наращивания производительности. В частности, новая версия позволяет эффективно работать с большими объемами данных, разграничивать процессы и по мере необходимости выделять им дополнительную память. По словам Вячеслава Демченко, это задача на ближайшее будущее, поскольку нагрузка на систему постепенно увеличивается.
Главное — платформа
Леонид Аникин , менеджера по работе с крупными розничными сетями Microsoft в России)
Microsoft внедряет прежде всего свою платформу. Если говорить о каком-то одном продукте, то на рынке, как правило, можно найти достойное конкурирующее решение. Если же брать именно платформу, то здесь у Microsoft очень хорошие позиции по соотношению цена/качество. Так что если клиент берет одно наше последнее решение, но не использует другие, эффект от работы платформы значительно снижается.Именно поэтому мы с такой готовностью поддержали намерение «Седьмого Континента» о переходе на последнюю нашу СУБД — ведь эта компания использует уже большое количество наших продуктов. Мы поддержали их, предоставили дополнительные ресурсы. И очень рады, что проект прошёл успешно.
Кто не рискует…
Выше мы упомянули, что на момент начала проекта в России не существовало компаний, внедривших SQL Server 2008. «Седьмой Континент» стал первопроходцем, что безусловно предполагает определенные риски. Однако получить конкурентное преимущество, первыми начав использовать расширенные возможности этой новейшей платформы, было идеей весьма заманчивой. Тем более что помимо партнера по внедрению — компании КРОК — предлагалась разносторонняя поддержка со стороны Microsoft Consulting Services, поскольку этот проект был определен как «сложная стратегическая задача» компании. Являясь давним пользователем системы SQL Server, «Седьмой Континент» по программе лицензирования Microsoft осуществил переход на новую версию и получил возможность использования нового ПО в полном объеме.
Специалисты КРОКа выполнили первую часть проекта: построили стенд, сделали копию базы данных и провели нагрузочное и функциональное тестирование SQL Server 2008. А дальше в бой вступила «тяжелая артиллерия» — Microsoft Consulting Services. Консультанты этой компании провели около 70% работ по проекту.
Вячеслав Демченко рассказал: «Конечно, внедрение нового продукта связано с наличием каких-то необкатанных технологий, что-то может повести себя непредсказуемо. На всякий случай мы продумали схемы обратной миграции — возврата в исходное состояние, к SQL Server 2005. Но этого не потребовалось, весь внедряемый функционал новой СУБД начал работать как нужно, мы не столкнулись с ошибками продукта, которые отразились бы на работоспособности системы. Более того, новое решение по ряду показателей оказалось более надежным, чем предыдущая версия, сейчас даже особого сопровождения не требуется, не было ни одного перезапуска системы». Надо ли говорить, что надежность работы системы крайне важна, потому что даже часовой простой сильно бьёт по бизнесу, в том числе и поставщиков: тормозится исполнение заказов, зависает информация о ценовых предложениях…
Тем не менее, сознавая существующие риски внедрения, в первую очередь на новую платформу стали переводить ту часть системы, которая была наиболее обособленной и мало интегрированной с остальными приложениями. Это система документооборота и база данных, используемая при взаимодействии с поставщиками, — её было значительно легче, чем какую-либо другую, перевести на SQL Server 2008, обеспечить отказоустойчивость и в случае надобности провести возврат в исходное состояние.
«В своё время мы самостоятельно разработали на базе Microsoft SQL Server 2005 центральное хранилище данных, — рассказал Андрей Пачикин. — Переводить его на новую платформу в рамках пилотного проекта мы не решились, потому что степень риска здесь была довольно высокой».
Некоторые итоги
Система автоматизации в компании «Седьмой Континент» централизована. В центральном офисе сосредоточены все основные системы управления. В большинстве магазинов внедрены собственные бэк-офисные решения, которые тесно взаимосвязаны с системой центрального офиса, поскольку управление всей сетью производится из центра. Фронт-офисные решения — тоже собственная разработка, что продиктовано необходимостью быстрой реакции на запросы маркетологов и операционной службы. Кроме этого компания «Седьмой Континент» на принципах аутсорсинга интегрировала управляющие системы распределительного центра через электронный документооборот, в котором как раз задействован Microsoft SQL Server 2008.
Техническая схема взаимодействия с поставщиками, где бы они ни находились, абсолютно одинакова. Данные в информационную систему компании поставщик передаёт через Интернет. После обработки в центральном офисе информация пересылается по внутренней локальной сети в магазины сети или по шифрованному каналу опять же через Интернет поставщику.
Осуществляя переход на новую СУБД, компания «Седьмой Континент» во главу угла ставила не только надежность работы сервера, но и возможность масштабирования решения. Хотелось большего удобства при расширении бизнеса, оптимизации денежных, трудовых и вычислительных затрат, а также дальнейшего развития за счет применения новых технологий. По словам Вячеслава Демченко, сейчас масштабирование особых проблем не вызывает. «В центральном офисе нам приходится увеличивать мощности систем, наращивать аппаратную часть, ведь рост количества новых магазинов влечет рост числа транзакций, записей в базе данных. И возможности SQL Server 2008 здесь гораздо лучше и удобнее, чем в предыдущей версии», — отметил он.
Проект перехода на платформу Microsoft SQL Server 2008 будет развиваться и дальше — планируется перевод других решений, которые пока еще базируются на СУБД предыдущей версии. В планы входит и освоение технологических новшеств платформы. Все эти шаги прописаны в ИТ-стратегии развития компании «Седьмой Континент», разработанной на ближайшие годы.
По общему мнению сотрудников службы программного и информационного обеспечения «Седьмого Континента», в результате проекта сеть получила мощный инструмент, позволяющий с высоким качеством и эффективно наращивать возможности по автоматизации операционных процессов для снижения трудозатрат и увеличения рентабельности бизнеса, а значит, и для повышения конкурентоспособности на розничном рынке.
Трехстороннее сотрудничество
Дмитрий Токар , директор по работе с сектором ритейла компании КРОК
Это уже не первый совместный проект КРОКа, Microsoft и «Седьмого Континента» — например, ранее нами был создан корпоративный портал на платформе Microsoft SharePoint Server 2007, с помощью которого сотрудники торговой сети могут получать актуальные данные о событиях в компании, справочную информацию, резервировать переговорные комнаты. В ходе проекта миграции СУБД мы получили уникальный опыт, став первой в России компанией, которая осуществила внедрение SQL Server 2008. КРОК является давним партнером корпорации Microsoft в секторе систем управления базами данными, участвует в бета-тестировании продуктов, имеет большой опыт по внедрению СУБД Microsoft. Мы рады, что в своих инновационных проектах они оставляют приоритет за нами.