Группа Danone пришла на российский рынок в начале 90-х. Первый фирменный магазин «Данон» был открыт в Москве в августе 1992 года. Сегодня компания работает на всей территории нашей страны, имеет 24 удаленных филиала в разных регионах и два завода по производству продукции. Как решаются задачи обеспечения связи и строится телекоммуникационная сеть компании на огромном пространстве России?
Первые проблемы с организацией связи встали перед Danone еще в 1990 году, когда было произведено соединение московского офиса Danone со складом, расположенным в Москве. Именно тогда началось сотрудничество с Orange Business Services (в ту пору еще фирмой Equant). «Мало кто в России в 90-е годы мог предложить столь полный пакет телекоммуникационных услуг, — вспоминает Андрей Косенко, ИТ-менеджер Danone. — Наша компания намеревалась вести бизнес по всей стране, а не только в Москве, поэтому нам нужна была связь высокого качества при сохранении широкого географического охвата. До сих пор мультисервисные сети во всех российских регионах имеют всего несколько компаний, а среди них и Orange Business Services». Заметим, что сегодня Orange Business Services — это основной телекоммуникационный партнер группы Danone; более того, ее услуги являются своего рода корпоративным стандартом компании. Примечательно, что в 1999—2000 годах именно российское отделение Danone положило начало этому сотрудничеству. «Мы ни разу не столкнулись с ситуацией, когда наши партнеры отказали бы в обеспечении связью. В любом городе, где мы открывали новый склад или офис, представители Orange предлагали соответствующее техническое решение, называли сроки, за которые они будут реализованы», — отметил Андрей Косенко. Это очень важно, так как Danone уже приступил к созданию офисов в небольших городах, — до последнего времени они имелись только в городах-миллионниках, а также на территории Москвы и Подмосковья. «Плюс к тому ожидается серьезное развитие в странах СНГ, работа по включению этих регионов в нашу сеть уже ведется», — поделился планами компании Андрей Косенко.
Сервисы
Требования Danone весьма непросты: телекоммуникационная инфраструктура доступна компании в любой точке страны, причём для доступа к корпоративным ресурсам может быть использован ноутбук, мобильный телефон, беспроводная или цифровая абонентская линия, Ethernet- или оптический канал. Зачастую ИТ-персонал сталкивается с тем, что бизнес воспринимает информационные технологии как зло, которое надо терпеть. «К счастью, в Danone это не так, — отметил Андрей Косенко. — Мы производим и продаем молочные продукты, которые имеют ограниченный срок годности, склады у нас функционируют в режиме 24×7, так же работает и производство. Назначение ИТ заключается в поддержке всех этих операций, ведь даже непродолжительное отключение сайта вызывает задержку в отгрузках. А это фуры, которые не выезжают, многочисленные магазины и супермаркеты, не получившие вовремя продукцию и т. д. Поэтому в Danone бизнес очень хорошо понимает, что без ИТ обойтись невозможно».
Danone использует высокоскоростной доступ в Интернет по выделенным линиям на базе GIN Connection — комплекса, включающего услуги информационной безопасности, хостинг и управление оборудованием клиента. В качестве сетей доступа применяются наземные медные и оптические линии, беспроводные и спутниковые сети. Эта услуга интегрирована с корпоративной IP VPN-сетью Danone и обеспечивается техподдержкой также в режиме 24×7. «Это именно то, что нам нужно, потому что Danone работает в режиме 24×7, — подчеркнул Андрей Косенко. — Не всегда это режим реального времени, но к задержкам в работе информационной системы бизнес очень чувствителен. Если система оказывается в недоступности, то срывается график отгрузки продукции, а это прямой ущерб бизнесу».
Российское отделение Danone активно использует услугу MPLS IP VPN, где реализованы механизмы приоритизации пяти классов сервиса — голос, видео и три класса данных для бизнес-приложений. Это позволяет в рамках единой сетевой среды интегрировать все виды трафика, в том числе голосовой, организовать телефонные и видеоконференции как в самой компании, так и с внешними бизнес-партнерами. По словам Андрея Косенко, в настоящее время со стороны бизнеса все более востребованной становится услуга видеоконференцсвязи, поэтому в Danone началась работа по расширению системы ВКС. «Пока видеоконференцсвязь мы используем не так широко, как хотелось бы, потому что не было запроса со стороны бизнес-структур, но сейчас ситуация изменилась, и мы ведем проект по распространению ВКС в крупные регионы, туда, где у компании имеются большие офисы», — рассказал Андрей Косенко.
Danone широко использует и традиционную телефонную связь. Это единая сеть по всей стране с единым тарифом и связью через набор короткого номера. Так можно звонить в любой региональный офис, на мобильный телефон — и все это минуя всяческие «восьмерки» и «девятки». То есть корпоративный телефон любого сотрудника по короткому набору вызывается из общего для компании пула номеров. По словам Андрея Косенко, помимо очевидного удобства это помогает регулировать безопасность связи.
Для организации быстрого подключения в корпоративную сеть новых офисов Danone до недавнего времени использовал технологию «криптоVPN». Но с появлением у Orange такого нового продукта, как мобильный узел связи, компания планирует перейти на него. Мобильный узел связи представляет собой спутниковый терминал, установленный на автомобиле заказчика и позволяющий организовать широкополосный доступ в спутниковую сеть Orange Business Services на основе технологии IDirect. Такой узел связи способен обеспечить передачу в реальном времени всех видов трафика — данных, голоса и видео, безопасное подключение в корпоративную виртуальную частную сеть, доступ в Интернет. «Это решение должно помочь нам в организации вновь открывающихся или временных офисов, связь с которыми необходимо обеспечить в кратчайшие сроки», — прокомментировал Андрей Косенко.
Новые проекты
Один из последних приоритетных проектов компании — «мобильные продажи». На всей территории России, во всех городах, где присутствует компания Danone, все сотрудники продаж, в том числе региональные, были обеспечены мобильными компьютерами, на которые они могли загружать из основной системы мастер-данные, в том числе в режиме реального времени. Этот проект также основан на телекоммуникационных сервисах Orange Business Services и сочетает в себе мобильную связь и передачу данных. Торговый агент, находясь в любой точке страны, осуществляет мобильное соединение с корпоративной сетью компании, используя КПК и технологию GPRS. «Раньше торговые агенты пользовались традиционными методами, — вспоминает Андрей Косенко. — Сначала они собирали заказы, заполняя бумажные формы, затем приносили документы на базу, где соответствующий персонал вводил данные в систему. Сейчас торговый представитель непосредственно из точки продаж с помощью КПК может все данные передавать на базу фактически в режиме онлайн. Благодаря этому планирование логистических операций стало более эффективным, появилась возможность гибко управлять отгрузкой продукции в течение всего дня».
Кроме того, есть и косвенный эффект: по словам Андрея Косенко, теперь намного проще контролировать работу персонала компании, торговые представители получили возможность более эффективно организовывать свое рабочее время, увеличить количество визитов в торговые точки, что несомненно положительно сказывается на бизнесе Danone.
Еще один проект Danone, стартовавший в январе 2008 года, — аренда ресурсов call-центра у своего партнера Orange Business Services. Основная цель данной работы — организация «общей точки входа» в компанию и для заказчиков, и для партнеров. По словам Андрея Косенко, наличие call-центра удобно еще и тем, что в зависимости от нагрузки, например при проведении маркетинговой акции, его мощность и возможности без проблем могут быть расширены. «Для нас важно не потерять ни одного звонка», — подчеркнул Андрей Косенко.
Техподдержка
Сетевые сервисы — это сложные технические решения, которые могут ломаться, что вполне естественно. Их доступность и непрерывность функционирования крайне важна во всех сферах бизнеса. Техническое сопровождение в данном случае целиком лежит на плечах специалистов телекоммуникационного оператора. «Чтобы улучшить взаимодействие с поставщиком решения, мы организуем регулярные встречи его специалистов с сотрудниками ИТ-отдела Danone, которые отвечают за инфраструктуру и телеком-решения», — рассказал Андрей Косенко. На таких встречах обсуждаются новые подключения, а также инциденты и проблемы, возникшие в ходе эксплуатации телекоммуникационной системы. То есть Danone констатирует проблему, а Orange Business Services ее решает. Хотя бывает и так, что специалисты оператора сами обнаруживают проблему, оповещают об этом своих клиентов и работают над ее устранением. «И надо сказать, качество подхода Orange Business Services к оказанию услуг очень высокое», — дал свой комментарий Андрей Косенко.