В концепции непрерывности бизнеса перебои с подачей электроэнергии рассматриваются как одна из фундаментальных техногенных угроз. Универсальная разрушительная мощь этого фактора была наглядно продемонстрирована в психологическом триллере «Московский энергетический кризис 2005 года». Очевидно, что чем более «высокотехнологичен» бизнес, тем важнее стабильность энергоснабжения как для вспомогательных бизнес-процессов, так и для основной деятельности.
Рынок «домашнего Интернета» является быстроразвивающимся и перспективным. Правда, и уровень конкуренции здесь весьма высок. «Корбина Телеком» вышла на этот рынок сравнительно поздно — в 2005 году. Тогда успех её проекта по развитию высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет вызывал много сомнений у аналитиков. На сегодняшний день «Корбина» — один из ведущих провайдеров домашнего Интернета. Каким образом новому интернет-провайдеру удалось занять прочные позиции на рынке, где конкуренция разворачивается не только между крупными игроками, способными вести широкомасштабные агрессивные рекламные кампании, но и между небольшими фирмами, предлагающими широкополосный доступ в Сеть по цене ниже среднерыночной? Наверное, причина в том, что была сделана ставка на Интернет высокого качества по приемлемой цене.
Что определяет качество Интернета? Скорость передачи данных и устойчивость подключения к сети. Последняя характеристика, в свою очередь, зависит от надежности оборудования, качества прокладки волоконно-оптической линии и бесперебойности энергоснабжения. Проанализировав количество аварий в электросетях и необходимое время для их устранения, в «Корбине Телеком» пришли к выводу о том, что источники бесперебойного питания (ИБП) следует устанавливать на интернет-узлах еще на начальной стадии проекта. По информации «Корбины», в московской электросети за сутки в среднем происходит шесть аварий, затрагивающих работу узла, который обслуживает до 24 домов. Если же перебои с подачей электроэнергии касаются центрального узла «первого уровня», то проблемы с Интернетом могут возникнуть у целого городского района. В принципе установка ИБП в интернет-узлах — это стандарт, принятый в телекоммуникациях. Однако в России многие данным стандартом пренебрегают. Поэтому ИБП — на диво западным коллегам — превращается в существенное конкурентное преимущество.
Как рассказал руководитель отдела инженерной поддержки компании «Корбина Телеком» Роман Лукьяненко, был организован тендер, в ходе которого на тестирование отобрали модели ИБП нескольких вендоров. Технические устройства, успешно прошедшие испытания, сравнивались по стоимостным показателям, оценивались возможности логистики поставщиков. В результате были выбраны модели KIN-1500 компании Powercom. В выборе поставщика значительную роль сыграла возможность доработки оборудования при увеличении емкости аккумуляторных батарей. Несмотря на то что при выборе ИБП был заложен приблизительно десятикратный резерв по мощности, в настоящее время он практически израсходован. Поэтому сейчас возникла необходимость в новом устройстве, соответствующем актуальным требованиям, с последующей поэтапной заменой ранее установленных ИБП. Это связано в том числе с увеличением скорости передачи данных: если в начале 2005 года она составляла 256 кбит/с в минимальном тарифе, то в настоящее время повысилась до 2,2 Мбит/с. Масштабы проекта со временем тоже существенно изменились. Проект стартовал как московский, и на пилотной стадии в конце 2004 года к сети подключалось около двадцати абонентов в день. К марту 2005-го число ежедневных подключений возросло до нескольких сотен. Дальше проект вышел на федеральный уровень, и сейчас к сети Интернет «Корбины Телеком» подключено более трехсот шестидесяти тысяч абонентов по всей России.
Мониторинг устойчивости сети в «Корбине» производится путем регистрации заявок, в которых пользователи просят решить проблемы с подключением к Интернету. Роман Лукьяненко сообщил, что показатель аварийности сети «Корбины Телеком», полученный на основании анализа этих данных, составляет 0,2 % от числа активных пользователей. Это один из лучших показателей для провайдеров, делающих «домашний Интернет» в России.
С увеличением количества абонентов и повышением скорости передачи данных соответственно растет и стоимость простоя сети. Условия жесткой конкуренции требуют рационального использования всех ресурсов. Даже небольшая выгода, связанная с использованием ИБП и снижением простоев, даёт потенциальную возможность конкурировать с другими участниками рынка по цене, сохраняя при этом высокое качество. Непрерывность Интернета в домах абонентов означает непрерывность основного бизнеса интернет-провайдера. И, похоже, это непрерывность для всех.