Одной из первоочередных своих задач, декларированных более года назад в обширном интервью нашему изданию, руководство ИТ-департамента компании «Аэрофлот» считало построение информационной инфраструктуры, необходимой для дальнейшего развертывания проектов в области непосредственной автоматизации бизнеса. Речь тогда прежде всего шла о консолидации ИТ-ресурсов на уровне аппаратных платформ, а также об организационных рычагах управления. Говорилось, в частности, о развертывании центра обработки данных (ЦОД), о внедрении процессов ITIL/ITSM, о формировании единой технической политики в области информационных технологий, а также об использовании принципов ИТ-аутсорсинга.
Организация: «Аэрофлот» |
Уже впоследствии, нынешней весной, компания сделала больший акцент на формировании программной инфраструктуры, развернув платформу IBM WebSphere. Продукты (а вернее, целые семейства продуктов), подобные данному, специалисты все осторожнее относят к платформам интеграции бизнес-приложений и соответственно все смелее классифицируют их как непосредственную часть инфраструктуры крупных предприятий. По мнению сотрудников российского представительства IBM, проект внедрения WebSphere в «Аэрофлоте» является одним из наиболее показательных в нашей стране. И, может быть, происходит это в какой-то степени потому, что история и современное состояние автоматизации в данной компании больше укладывается под типичные шаблоны развития крупных западных корпоративных структур, нежели отечественных организаций соответствующего уровня.
Как и за рубежом, основы продуманной и целенаправленной информационной поддержки бизнеса здесь закладывались в семидесятые годы. Тогда же были написаны и базовые бизнес-приложения. В последующий период эта «масса» накапливалась, и к настоящему моменту в «Аэрофлоте» насчитывается около 200 приложений, порядка 25 из которых считаются опорными. И даже расхожий тезис о том, что система SAP R/3 (как раз сегодня она внедряется в компании) должна рано или поздно вытеснить большинство ранее развернутых унаследованных приложений, в данном случае вряд ли является справедливым. Особенности деятельности «Аэрофлота» как организации, твёрдо ориентированной на международное сотрудничество, по словам ИТ-директора Сергей Кирюшина определяют то, что компания вынуждена идти в ногу со многими начинаниями, диктуемыми развитием международного бизнеса авиаперевозок. Это, например, электронные билеты, системы самостоятельной регистрации авиапассажиров в аэропорту и некоторые другие инициативы. Классифицируя функциональные направления, так или иначе связанные с информационной поддержкой, «Аэрофлот» выделяет для себя три основные группы функций бизнес-логики:
- связанные с производственной деятельностью и авиаперевозками;
- обусловленные процессами продажи билетов;
- непосредственно корпоративное управление.
Эта в общем простая и понятная классификация в то же время показывает богатство
методов автоматизации бизнеса. В масштабах одной даже очень крупной компании
не так часто сочетаются мощная автоматизация внутрипроизводственной деятельности
(в данном случае авиаперевозок) и столь сильная и масштабная информационная
поддержка продаж. Процессы же корпоративного управления, которые в свою очередь
предполагают интеграцию и преобразование данных оперативных систем, становятся
при этом чрезвычайно информационно емкими. В результате в «Аэрофлоте» определены
три направления ИТ-стратегии:
- максимальная автоматизация бизнес-процессов и процессов информационного
обмена;
- создание единого информационного пространства;
- расширенное использование систем поддержки принятия управленческих решений.
Приняв все эти факты во внимание еще до выбора конкретной платформы, сотрудники
«Аэрофлота» пришли к выводу, что для дальнейшего развития информационных технологий
в компании необходима принципиальная ориентация на сервисную архитектуру, которая,
как известно, сегодня материализуется в большинстве ведущих корпоративных систем
самых различных классов.
Основными итогами более чем годичного периода внедрения IBM WebSphere в компании
«Аэрофлот» стало развертывание сервисной шины (Enterprise Service Bus — ESB),
подключение к ней ряда прикладных систем поддержки бизнес-логики и отработка
технологии интеграции. При этом следует отметить, что достижение указанных целей
не предполагало использование лишь сервера приложений, который конечно же входит
в состав данного семейства решений и который на российском рынке на данный момент
в основном и ассоциируется с задачами интеграции крупного бизнеса. И вместе
с тем именно эти, казалось бы, сугубо технологические достижения вывели компанию
на существенно отличную конфигурацию информационной поддержки бизнеса при сохранении
традиционно используемых унаследованных бизнес-систем. В частности, как рассказал
Сергей Кирюшин, удалось существенно продвинуться в решении одной из ключевых
стратегических задач — расширенного использования систем поддержки принятия
решений. «При помощи WebSphere вообще и входящей в него ESB в частности мы можем
четко разделить функции автоматизации наших производственных процессов и аналитических
систем поддержки принятия решений, — утверждает он. — Если раньше непосредственно
из производственных систем необходимую информацию черпали более тысячи сотрудников,
то сейчас доступ к ним мы оставим не более чем двумстам человекам, которые заняты
именно тем, что в нашей компании принято называть производством. Остальные фактически
будут работать с хранилищем данных».
Создание и поддержание в актуальном состоянии хранилища является неотъемлемой частью работы по выделению аналитических функций в отдельный блок, но в то же время представляет собой самостоятельный процесс. Ведь речь в этом случае идет об отдельном виде интеграции, осуществляемой на уровне данных, что при нынешнем состоянии информационных систем «Аэрофлота» превращается в нетривиальную задачу. Многие унаследованные системы, используемые в компании, основаны на базах данных с нереляционной структурой и даже на примитивных файловых операциях. Эта задача также решалась с помощью отдельных решений, входящих в платформу WebSphere.
Кроме того, нужно было ввести в единое информационное пространство контакт-центр
«Аэрофлота», с тем чтобы операторы могли с единого экрана получать информацию
из различных производственных и коммерческих систем компании. При этом портальное
решение контакт-центра, базирующееся на продуктах Microsoft, средствами интеграционной
платформы WebSphere было включено в общую шину. Таким образом получен положительный
опыт синхронизации приложений, созданных на платформах Dot Net и Java. В организационном
аспекте, по словам Сергея Кирюшина, начальный этап внедрения WebSphere во многом
был связан с осмыслением специалистами предприятия новых технологий, а впоследствии
в ИТ-департаменте компании была выделена отдельная группа сотрудников, занимающаяся
вопросами развития ИТ на основе сервисно-ориентированной архитектуры. На нынешний
день многие компоненты интеграционного решения по объективным причинам еще не
задействованы. Использовать потенциал WebSphere по-настоящему можно будет лишь
в эпоху массового распространения Web-сервисов, которая еще не наступила. Тем
не менее руководство «Аэрофлота» уверено, что уже сегодня новая технология способна
обеспечить условия для предоставления бизнесу качественно иных информационных
услуг.