Маринэ Восканян

Организация: УГИБДД ГУВД г. Москвы.
Задача:


создание системы видеонаблюдения на участке третьего транспортного кольца в Сущевском туннеле.

Партнер: «АйТи».

Работы по автоматизации столичных магистралей проводятся уже не первый год. Еще в 60-е по указу Совмина СССР в Москве были построены первые управляемые светофоры (до этого переключение светофоров велось в ручном режиме). А в 1983-м появилась система «Старт», обеспечивающая управление московскими транспортными потоками. «Сердцем» системы является Центр телематического управления движением транспорта (ЦТАУ ДТ) г. Москвы. Отсюда ведется контроль за движением транспорта в городе, оперативное управление движением и реагирование на ситуацию, обеспечение безопасности, управление нарядами ДПС. В состав центра входит и система телеобзора. Видеокамеры в ней используются уже давно, однако сейчас наступил новый этап модернизации.

Восемь камер на один туннель

В этом году был завершен пилотный проект по созданию системы видеонаблюдения на участке третьего транспортного кольца в Сущевском туннеле. Выполняла его компания «АйТи», работы велись с декабря 2005-го по март 2006-го. Функционал и назначение новой системы те же самые, что и у старой, различие — только в конструкции, дающей возможность экономии волоконно-оптических линий связи, пропускной способности каналов и т. д.

До последнего времени система телеобзора строилась на старых принципах: аналоговые камеры, каналы передачи данных, устройства обработки и передачи сигнала. В конце прошлого года было принято решение переходить на цифровую систему передачи видеоинформации, а впоследствии и на цифровые камеры.

В рамках проекта в Сущевском туннеле было установлено восемь камер Panasonic — две управляемые и шесть стационарных (всего в систему «Старт» входит около 350 камер). В туннелях мало используются управляемые камеры: так как туннель ограничен по ширине и высоте, там достаточно исключить мертвые зоны. При этом камеры оборудованы системой подогрева и стеклоочистителями, которыми управляет оператор. Видеосигнал с камер передается по оптическим каналам связи. Cеть передачи данных построена на основе оборудования 3Com, преобразование аналогового сигнала в IP-пакет осуществляется с помощью программного обеспечения и оборудования VisioWave. Система видеонаблюдения в туннеле интегрирована с системой «Старт» и позволяет не только получать изображение с камер, но и управлять ими — осуществлять повороты, масштабировать картинку, создавать архивы и извлекать оттуда записи за необходимый период. Особенность проекта состояла в том, что систему монтировали зимними ночами, когда поток транспорта минимален.

Расширяя возможности

Казалось бы, можно ли сегодня удивить таким на первый взгляд тривиальным проектом, как создание системы видеонаблюдения? Однако уникальность проекта состояла в том, что для системы «Старт» впервые было предложено использовать цифровую сеть передачи видеосигналов, тогда как традиционно в ней применялись аналоговые каналы. На сегодняшний день данные технологии с целью мониторинга транспортного движения нигде в России еще не применялись. Причем это решение не только снижает стоимость системы видеонаблюдения, но и открывает новые возможности по ее функциональности.

Во-первых, в отличие от аналоговой цифровая сеть не имеет ограничений по масштабированию. Мало того, она позволяет экономить бюджетные средства — поскольку для передачи цифрового сигнала нужны не столь мощные каналы передачи данных и меньшая емкость кабеля, и при этом даже при передаче на большие расстояния цифровое изображение не теряет своего качества.

Во-вторых, действующая аналоговая сеть, по которой передаются видеосигналы, физически разделена на несколько зон, а оператор центра телеавтоматического управления может управлять камерами только одной зоны и просматривать изображения только с них. Цифровая же сеть универсальна и дает возможность управлять любой камерой системы и на выбор получать картинку. Есть у новой сети и еще одно преимущество: к камерам может подключаться неограниченное количество пользователей. На данный момент пользователями являются только операторы ЦТАУ ДТ (семь рабочих мест, на каждом из которых расположено от 16 до 39 мониторов плюс видеостена), но пользователями могут быть, например, и представители городских властей.

Наконец, в-третьих, при развитии системы можно задействовать и дополнительные сервисы: например, если один оператор не в состоянии охватить все камеры, то система способна выводить на монитор диспетчера те события, которые нарушают привычный ритм движения, — ДТП, остановку какого-то транспортного средства и т. д. Сделать это позволяет специализированное ПО.

точки зрения безопасности система является «закрытой» — ее каналы никак не связаны с Интернетом и внешними пользователями.
«Отличие системы видеонаблюдения в Сущевском туннеле от применявшихся ранее заключается в способе обработки и передачи сигналов видеоизображения. Переход к цифровым технологиям дал возможность осуществлять коммутацию видеосигналов самой сетью с помощью встроенных механизмов сетевой адресации», — отметил Игорь Королев, заместитель начальника ЦТАУ ДТ УГИБДД ГУВД г. Москвы.

Догнать Америку

Система видеонаблюдения является составной частью всей системы управления транспортом в Москве. Помимо камер на трассах установлены детекторы, благодаря которым диспетчеры ЦТАУ видят на карте города заторы и предзаторовые ситуации. А в дальнейшем, после модернизации системы, эта информация будет в автоматическом режиме использоваться для регулировки работы светофоров и перенаправления транспортных потоков с помощью модернизированных современных контроллеров — устройств, способных не только реагировать на команды из центра, но и самостоятельно локально регулировать ситуацию. Кроме светофоров они могут управлять и управляемыми дорожными знаками, например при необходимости включать на перекрестке поворот с левого ряда. Кроме того, контроллер может выводить на установленные вдоль трасс электронные табло информацию для водителей.

Эффективность работы «Старта», по словам Игоря Королева, определяется по трем параметрам — уменьшение задержек транспорта, снижение расхода горюче-смазочных материалов за счет оптимизации скорости движения и оздоровление экологической обстановки. Даже без модернизации снижение соответствующих показателей достигается на уровне 15% (так, от Волоколамского шоссе до центра в часы пик водители благодаря работе «Старта» добираются за полтора часа, в то время как в отсутствие системы это заняло бы более двух часов). Применение современных технологий позволит снизить соответствующие показатели еще на 25—30%. На поддержку системы выделяются бюджетные деньги на конкурсной основе. Если данный вариант модернизации заинтересует руководство города, то будет принято решение о дальнейшем ее развитии в этом направлении. Москве есть на кого равняться — так, в Нью-Йорке в аналогичной системе управления транспортными потоками работает 25 тысяч камер.