Задача: борьба с несанкционированными действиями водителей (использование в личных целях бензина и выполнение "левых" перевозок).
Партнер: Orpak
О компанииПТК — частная топливная компания с оборотом более 200 млн долл. Ее розничная сеть состоит из более чем 120 автозаправочных станций, расположенных в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Тверской областях, а также в Эстонии. |
Когда речь заходит об эффективности ИТ для бизнеса, чаще всего обсуждаются более или менее удачные внедрения систем управления, оптимизирующие работу менеджеров, бухгалтеров, плановиков, сотрудников отделов сбыта. Но проекты, непосредственно затрагивающие основной бизнес, прямо влияющие на процесс производства или продаж, меняющие отношения фирмы с ее клиентами, пока достаточно редки. Если исключить телекоммуникационный и банковско-финансовый секторы экономики, где, по общему мнению, ИТ имеют к функционированию бизнеса самое прямое отношение, немного остается отраслей, где бы за счет применения ИТ-систем непосредственно зарабатывались деньги,. Однако постепенно конкуренция подталкивает владельцев компаний к тому, чтобы и в самых "заветных", базисных процессах не просто применить ИТ, а опереться на новые возможности и получить прямой и ощутимый выигрыш.
Борьба с "леваком"
Такой подход демонстрирует Петербургская топливная компания (ПТК). Здесь реализуется уникальный пока для России проект на стыке ИТ и промышленной автоматизации. На автомобилях покупателей топлива устанавливаются контроллеры, в том числе непосредственно на горловине топливного бака. АЗС оборудуется своим комплектом датчиков, включая пистолеты заправочных колонок. Монтируются блоки управления и передачи информации с АЗС в центральный офис. При контакте топливного пистолета с топливным баком происходит идентификация автомобиля, а затем заправка нужным видом топлива в необходимом количестве. Это технология израильской фирмы Orpak. Компания существует 14 лет, имеет множество внедрений в 20 с лишним странах, но в России это ее первый проект.
Применение Orpak позволяет решить, хотя бы в некоторой мере, две проблемы. Одна приоритетна для автопредприятий, а именно на корпоративных покупателей топлива в основном ориентируется ПТК в данном случае. Она связана с несанкционированными действиями водителей (как использование в личных целях самого бензина, так и выполнение "левых" перевозок). Идея системы в том, что через топливные пистолеты, оборудованные специальными датчиками, нельзя заправить не оснащенные контроллерами Orpak транспортные средства или емкости. Так как с каждого автомобиля при заправке собирается достаточно обширная информация, автопредприятие круглосуточно получает данные о количестве и виде заправленного топлива, месте заправки, о пробеге машины, о времени работы двигателя. На основе этих данных несложно высчитать удельный расход топлива на километр пробега и сравнить этот показатель с заданным. Эталонный уровень каждый клиент может установить по своему усмотрению. Казенную машину можно, конечно, заправлять и на других заправках, но только за свой счет.
Контроллер защищен от внешних воздействий, и в случае его повреждения восстановить работоспособность можно только специальным программным обеспечением на компьютере автопредприятия. Конечно, на каждый замок ключик найдется, говорят скептики. Однако подбирать ключи к "хозяйскому добру" умеют не только в России, и Orpak успешно с этим справляется. Очень показательны официально зафиксированные данные по экономии топлива с применением этой системы в различных странах (по данным компании Orpak): Италия - 6%, Израиль - 15%, Турция - 22%, Южная Африка - 30%. Ожидаемый эффект в России - экономия на уровне от 10 до 30%. Сложно заранее предсказать, насколько удастся притормозить хищения, но один, весьма характерный "звоночек" уже прозвучал в ПТК. Аноним долго пытал менеджеров по телефону, детально выспрашивал, как и что работает, а потом спросил, сколько они хотят за то, чтобы не запускать эту систему вообще?
Основные работы - самостоятельно
Поставщиком оборудования и ПО была петербургская компания "ЭЛСИ", которая имеет опыт создания систем класса CIME (Computer Integrated Manufacturing and Engineering) и является системным интегратором ПТК в части программно-аппаратных комплексов, функционирующих на АЗС. Но значительная часть работ по внедрению новой системы легла на внутреннюю ИТ-службу. Константин Старовойтов, ИТ-директор ПТК, рассказывает, что ИТ-подразделение участвовало в большинстве этапов проектирования и разворачивания проекта. Кроме того, нужно было переоснащать АЗС, согласовывать форматы данных и интерфейсы, решать множество текущих ежесекундных задач. Работы велись быстро: первые контакты с фирмой Orpak состоялись в феврале 2005 г., а к лету система уже работала в тестовом режиме, времени на полноценное предпроектное проектирование не было. Проблем возникало достаточно много, поскольку проект практически шел "с колес". Но, как считает Старовойтов, все участники внедрения сработали достаточно слаженно.
Надо сказать, что это далеко не первый проект ПТК, нацеленный на оптимизацию общения с потребителями при помощи ИТ. Движение в этом направлении началось еще в 1995 году с введения карточных систем учета и отпуска топлива. Внутренняя ИТ-служба разработала несколько инструментов, которые позволяют клиентам и управлять своими платежами, и налаживать документированный автоматический контроль за правомерным расходованием горючего, в том числе используя Интернет и онлайн-доступ. В частности, система "ПоТоК", разработанная специалистами ПТК, позволяет управлять поставками и распределением топлива, а также контролировать его расходование круглосуточно. Менеджер получает все данные и передает команды через Интернет, соответственно он может осуществлять управление вне зависимости от своего местонахождения и количества автомобилей. Это особенно ценят директора и собственники структур с небольшими автопарками, в которых управляющий лично контролирует все бизнес-процессы. "ПоТоК" дает им возможность контроля при любых обстоятельствах, в том числе из дома, в поездках и командировках. Немаловажно для снижения транзакционных издержек и то, что "ПоТоК" позволяет обмениваться документацией дистанционно. Сама Orpak таких возможностей напрямую не дает, поэтому потребовалась значительная интеграционная работа, которую тоже выполняла ИТ-служба.
Весь Северо-запад
На запуск этой программы ПТК инвестирует около 450 тысяч долларов. Затраты на оборудование одной АЗС составляют около 15 тыс. долларов. Установка контроллеров на каждый автомобиль стоит 150 долларов. Организация центрального процессинга обойдется в 300 тысяч плюс обеспечение соответствующими компьютерными программами диспетчерских автопредприятий. Понятно, что не из чистого альтруизма ПТК вкладывает средства. Цель очевидная: борьба за клиента, и именно это - проблема номер два, которую таким способом пытается решить бизнес.
Чтобы воспользоваться преимуществами Orpak, самим автопредприятиям ничего не нужно тратить. "Ни одному автопредприятию, ни одной АЗС на внедрение системы Orpak не придется потратить ни рубля, - отмечает Андрей Михеев, начальник управления сбыта, заместитель генерального директора ЗАО "Петербургская топливная компания". - Наша компания включила все расходы в свою инвестиционную программу по развитию розничной сети на Северо-Западе. До конца 2005 года количество автозаправочных станций Петербургской топливной компании с системой Orpak возрастет до 20. Затем внедрение оборудования охватит весь Северо-Запад".
В середине этого года система установлена и функционирует при заправке ряда автобусных предприятий крупнейшего пассажирского перевозчика в Санкт-Петербурге - ГУП "Пассажиравтотранс". "Представитель компании, продающей Orpak в России, обещал нам экономию расходов в размере 5-10%", - говорит главный инженер ГУП "Пассажиравтотранс" Сергей Маевский.
Понятно, что чем больше клиентов ПТК захотят воспользоваться Orpak, тем ощутимее будет выигрыш ПТК. Но это уже дело бизнеса. Специалисты по ИТ свое дело сделали.