Что нужно, чтобы организовать зоны беспроводного доступа в Интернет во всех более или менее заметных общественных местах российского областного центра с населением около 600 тысяч человек? Для начала, разумеется, жизнеспособный бизнес-план и уверенность в том, что он действительно осуществим, — плюс умение убеждать окружающих. Еще одна ключевая составляющая любого такого проекта — особенно если его реализует небольшая компания, — хорошие партнеры.
Ижевский оператор связи «Танго Телеком» относится к пока еще редкому в нашей
стране типу «чистых» сервис-провайдеров: он не имеет собственной канальной инфраструктуры
и занимается предоставлением услуг поверх существующих опорных сетей компаний-партнеров.
В первую очередь это голосовые сервисы — «карточная» IP-телефония, автоинформаторы
и интерактивные автооответчики для предприятий; а сейчас «Танго Телеком» начал
проект по развертыванию в родном городе сети хотспотов — зон беспроводного доступа
в Интернет по технологии Wi-Fi. В компании работает 10 сотрудников, и ее генеральный
директор Андрей Гейко не планирует расширения штата более чем до 15 человек,
чтобы, с одной стороны, не терять управляемости, а с другой — не быть вынужденным
выстраивать управленческую иерархию. Основной упор делается на квалификацию
сотрудников.
В рамках проекта, получившего название «Территория Wi-Fi», предполагается до
конца этого года организовать в различных общественных местах Ижевска около
50 хотспотов. «Мы исходим из того, что интересующие нас люди ходят по совершенно
определенным точкам в городе, и хотим сделать так, чтобы они встречались с Wi-Fi
повсюду, куда бы ни пошли, — поясняет А. Гейко. — Тогда они и начнут пользоваться
услугой». На сегодня в Ижевске действует полтора десятка зон Wi-Fi и примерно
столько же готовится к открытию.
Бизнес-модель
Перед началом проекта «Танго Телеком» рассматривал в качестве главных будущих
пользователей хотспотов бизнес-элиту Ижевска. Однако бизнесмены оказались довольно
тяжелы на подъем, и фокус сместился в сторону приезжих и студентов (это, как
выяснилось, давно уже не «бедные студенты», им вполне по карману и ноутбук,
и КПК, и Wi-Fi). По опыту первых месяцев эксплуатации наиболее активно хотспоты
используются в гостиницах и перворазрядных кофейнях, где они были хорошо разрекламированы.
Что касается кафе средней руки, то там зоны Wi-Fi явно отстают, но оператор
рассчитывает, что с ростом их количества ситуация переменится.
Взаимоотношения оператора с владельцами помещений строятся по-разному. Так,
гостиницам стандартно предлагается купить комплект оборудования, оплатить его
установку, а затем предоставлять постояльцам доступ в Интернет в качестве агента
«Танго Телекома». В кафе, наоборот, хотспоты, как правило, принадлежат оператору
и им же эксплуатируются, а сами кафе получают косвенную выгоду за счет привлечения
дополнительных посетителей. Возможны различные комбинированные варианты. «Где-то
мы строим за деньги, где-то за свой счет, и в целом расчет показывает, что когда
мы закончим строительство, проект будет полностью окуплен», — утверждает А.
Гейко.
Найти взаимопонимание с владельцем помещения не всегда просто. «Часто приходится
слышать от владельца ресторана: зачем нам это, мы людей кормим, — рассказывает
А. Гейко. — И очень трудно его убедить, что в нашем предложении нет никакого
подвоха, а Wi-Fi поможет ему делать свое дело еще успешнее». В таких случаях
лучше всего предложить потенциальному клиенту пообщаться с владельцем какой-либо
из уже работающих точек: вполне подтверждается мнение специалистов по маркетингу
о том, что ссылка на положительный опыт — самое эффективное средство убеждения.
Схема оплаты во всех без исключения хотспотах ижевской «Территории Wi-Fi» подчинена
одному простому принципу: авторизация всегда обязательна. Человек, включивший
компьютер с поддержкой беспроводного доступа, сможет получить доступ без авторизации
только в разделы Web-сайта оператора, посвященные услугам Wi-Fi и IP-телефонии.
Для всего остального ему предложат ввести логин и пароль — номер и PIN-код карты
предоплаты. Если «Танго Телеком» по маркетинговым соображениям где-то не берет
денег за доступ в Интернет (что, например, делалось в рамках промоакции в развлекательном
комплексе «Искра»), то пользователи получают бесплатные карточки, но все равно
должны по ним авторизоваться.
Сейчас доступен только один способ авторизации — по карте предоплаты, в будущем
должны появиться и другие (в первую очередь с помощью SMS). Карты предназначены
для расчетов как за Wi-Fi, так и за междугородные IP-телефонные звонки, доступ
тарифицируется по трафику из расчета три рубля за мегабайт (примерно такая же
стоимость установлена местными провайдерами широкополосных домашних сетей).
Номинал карт — 50, 100 и 200 рублей, купить их можно практически в любой точке
города: насчитывается более 200 пунктов продажи. («Танго Телеком» планирует
сохранить IP-телефонию в портфеле своих услуг и после вступления в силу нового
законодательства о связи. Сейчас ведутся переговоры с несколькими всероссийскими
операторами о заключении агентского соглашения.)
Техническое обеспечение
«Танго Телеком» не пытается сэкономить на аренде каналов для Wi-Fi. Опорная
сеть для подключений полностью построена по технологии VLAN и работает на скорости
100 Мбит/с. Используется сетевое оборудование компании Cisco — как самое высококачественное
и надежное, хотя и дорогое. Выход в Интернет осуществляется через два сервера
по двум независимым каналам разных операторов — «Ростелекома» и «ТрансТелеКома».
«Вообще у нас в инфраструктуре всех серверов по два, — рассказывает А. Гейко,
— для VoIP-коммутатора, для авторизации, для биллинга, для Web. При выходе из
строя одной машины предоставление сервисов не останавливается, а инженеры могут
устранить неполадку в рабочем порядке». Раз в три-четыре месяца проводится профилактическое
обслуживание техники — также без перерыва в предоставлении услуг.
Практически все серверы — производства компании Aquarius. «Мы решили не размениваться,
— объясняет А. Гейко, — и как нашли для себя однажды оптимальное решение в виде
Aquarius, так его и держимся. Первые серверы, которые мы купили, были моделей
222 и 224 с хорошим соотношением «цена—качество» и, что нас особенно порадовало,
с трехлетней гарантией. — Больше нам на самом деле ничего и не нужно, главное
— чтобы люди могли прийти, спокойно включить машины и не настраивать их, а работать».
Применяемые точки доступа (по большей части производства компании D-Link, остальные
— Cisco/LinkSys и Asus) поддерживают протоколы 802.11b/g, т. е. при наличии
соответствующего терминала пользователь может работать на скорости 54 Мбит/c
(с более старым компьютером ему придется довольствоваться «всего» 11 Мбит/c).
Их монтаж выполняют внешние подрядчики. Хотспоты работают в автоматическом режиме,
а чтобы своевременно фиксировать и устранять неполадки, «Танго Телеком» ведет
с центрального сервера их мониторинг.
Чуть ли не всем необходимым оборудованием оператора снабдил и продолжает снабжать
один-единственный поставщик — ижевская фирма «Ассоциация Техника». У нее «Танго
Телеком» покупает как компьютеры (кстати, не только серверы, но и рабочие станции
для офиса), так и точки доступа и сетевые устройства. «Их не нужно контролировать,
они сами все делают как надо, — объясняет А. Гейко. — Все «железки» отличного
качества, а если вдруг возникают проблемы, они всегда решаются очень оперативно».
Самой сложной частью подобных проектов обычно является ПО — система авторизации
и биллинга, — а в данном случае требовалось к тому же, чтобы одни и те же карточки
позволяли оплачивать два вида услуг. «Танго Телеком» был вынужден последовательно
отказаться от двух пакетов известных разработчиков и в конце концов остановился
на программе уфимского интернет-провайдера БИС, входящего в группу UfaNet. Первоначально
биллинговая система была им создана для нужд UfaNet, а затем преобразована в
коммерческий продукт. «БИС, в отличие от других поставщиков биллинга, предоставил
нам нормальную поддержку, — говорит Андрей Гейко. — Мы рассудили, что если программа
работает в огромной по сравнению с нашей компании, то будет работать и у нас,
что и подтверждается».
В ближайших планах оператора — подключение к системе роуминга Wi-Fi, организованной
компанией «Межрегиональный Транзит Телеком». Благодаря ей по ижевской карточке
можно будет оплатить беспроводной доступ практически в любой стране мира. Правда,
российских операторов, присоединившихся к роумингу, пока немного (осенью их
было четыре — «Комстар», «ПетерСтар», «Билайн» и РТКомм), но с ростом массовости
Wi-Fi их должно стать больше.
Еще один интересный проект — «коробочный» продукт, называемый Wi-Fi in a Box,
который «Танго Телеком» подготовил и в скором времени собирается выпустить.
Это точка доступа со встроенным маршрутизатором (производства LinkSys или Asus),
где заранее установлен и настроен для работы с сервером «Танго Телекома» специализированный
программный продукт — ПО для ОС Linux, обеспечивающее аутентификацию пользователей
в зоне Wi-Fi. Достаточно подключить такую «железку» к электросети и к Интернету,
задать ей IP-адрес, маску подсети и адрес DNS-сервера — и мы в любой точке земного
шара получим работающий хотспот ижевской «Территории Wi-Fi». В первую очередь
«Танго Телеком» предложит этот способ своим агентам, желающим развернуть беспроводной
доступ, например, в других населенных пунктах Удмуртии.
«Вообще идей — безумное количество, лишь бы хватило денег и энергии на их реализацию»,
— подводит первоначальные итоги А. Гейко.