Чтобы активно включаются в раздел "розничного пирога" и повысить общую эффективность услуг розничного кредитования, банк "Стройкредит" создал новую ИТ-инфраструктуру.
Сегодня на рынке розничных финансовых услуг растет спрос на потребительское кредитование. По оценкам экспертов, в 2005 году объем кредитов физическим лицам вырос на 140,4%, а ипотечных кредитов -- на 197,8% по сравнению с позапрошлым годом. Но рынок финансового ритейла далек от насыщения. Многие банки, которые традиционно специализировались на обслуживании корпоративных клиентов, активно включаются в раздел "розничного пирога". Не остался в стороне и коммерческий банк "Стройкредит". Чтобы реализовать эти бизнес-планы и повысить общую эффективность услуг розничного кредитования, он создал новую ИТ-инфраструктуру.
Единая система для розницы
КБ "Стройкредит" -- не новичок на рынке ритейловых финансовых услуг.
Он занимался кредитованием в рамках корпоративных программ обслуживания юридических
лиц и предлагал программы потребительского кредитования сотрудникам организаций,
которые пользуются его банковским обслуживанием, -- в банковском "потребпортфеле"
сегодня около тысячи кредитов, из них примерно треть обслуживаются в головном
банке, остальное приходится на филиалы.
С начала 2005 года "Стройкредит" начал активно развивать розничное
направление. В планах было увеличение объемов кредитования в рамках корпоративных
программ, создание новых кредитных продуктов, а также привлечение новых групп
заемщиков из числа частных лиц. Специально для них банк расширил продуктовую
линейку и вывел еще ряд новых кредитных продуктов, в том числе автокредитование
и потребительское кредитование. Кроме того, в 2005 году КБ "Стройкредит"
провел агрессивную географическую экспансию и открыл несколько новых региональных
подразделений -- в Новом Уренгое и Брянске, в Краснодаре и Омске. На сегодняшний
момент у "Стройкредита" 20 региональных представительств и дочерний
банк в Казани, а в 2006 году планируется открытие новых подразделений.
Для реализации новых бизнес-направлений КБ "Стройкредит" потребовалось
надежное специализированное решение, способное справляться с большим объемом
операций. Оно должно стать, по замыслу руководства банка, основой программной
части ИТ-инфраструктуры, которая позволит развивать в Москве и регионах различные
виды целевого кредитования физических лиц: потребительское кредитование, автокредитование
и ипотеку.
В мае 2005 года КБ "Стройкредит" принял решение отказаться от собственной разработки для автоматизации кредитной деятельности в пользу тиражного решения, предложенного компанией R-Style Softlab. По словам Светланы Васильковой, руководителя управления информационных технологий банка, пока кредитный портфель развивался и был сравнительно небольшим, учет операций кредитования вели с помощью программ собственной разработки. Однако по мере того как банк выходил на розничный рынок, объем операций кредитования возрастал. Это, собственно, и явилось причиной замены устаревшего ПО. При этом все бизнес-процессы кредитования, которые действуют в банке, от принятия и получения заявки и до отдельных отчетов по действующему кредиту, должны быть реализованы в одной информационной системе.
Естественный ИТ-отбор
Функциональность, открытость и гибкость -- такие ключевые требования предъявлялись
к ИТ-решению по автоматизации услуг кредитования. Кроме того, оно должно было
учитывать специфику работы банков и обеспечивать интеграцию с другими системами
автоматизации, например, со скоринговым приложением для оценки потенциальных
заемщиков.
Рассмотрев предложения различных российских компаний-разработчиков, ИТ-подразделение
банка остановилось на решении RS-Loans компании R-Style Softlab. Комментируя
сделанный выбор, Светлана Василькова отметила: "Функционал продукта полностью
соответствовал запросам банка. Познакомившись с презентацией, которую провели
для нас специалисты из R-Style Softlab, сотрудники нашего кредитного департамента
положительно отозвались о системе. К тому же система RS-Loans просто интегрировалась
с АБС RS-Bank, которая уже использовалась у нас".
Перед проектной группой, в которую входили специалисты R-Style Softlab и сотрудники
управления информационных технологий и кредитного управления банка, была поставлена
задача -- создать на базе головного офиса действующую ИТ-модель, чтобы реализовать
систему учета по всему спектру услуг кредитования.
Стартовавший в марте 2005 года в головном офисе банка "Стройкредит", внедренческий проект протекал в нескольких стадиях: предпроектное обследование и подготовка технического задания; внедрение системы RS-Loans, сопровождающееся реинжинирингом бизнес-процессов; приемо-сдаточные и нагрузочные испытания, во время которых моделируются ситуации из жизни и проводятся пиковые нагрузки; обучение сотрудников фронт- и бэк-офиса в головном банке. На завершающем этапе были проведены работы по тиражированию материнской ИТ-инфраструктуры по филиалам.
Контуры соприкосновения с бизнесом
На начальной стадии проекта по автоматизации кредитной деятельности КБ "Стройкредит"
заказчик пожелал провести аудит бизнес-процессов для подготовки ТЗ. Проектная
группа, в которую вошли сотрудники R-Style Softlab и банка из розничного, кредитного
и ИТ-подразделений, выполнила в "Стройкредите" полномасштабные ИТ-
и бизнес-аудит.
Возглавил проект обследования заместитель председателя правления банка Сергей
Рыбин. Он вспоминает: "Предпроектное обследование позволило убедиться в
правильности выбора системы, найти точки соприкосновения программы и бизнес-процесса,
обозначить контур работ по "доводке" ПО под конкретный банк и провести
перестройку бизнес-процессов. Для бизнес-подразделений банка проведенное обследование
позволило увидеть, что происходит в банке, понять, как функционируют процессы,
и совместно с компанией-разработчиком создать ту инфраструктуру, которая нас
устраивает".
По итогам аудита специалисты R-Style Softlab выполнили реинжиниринг отдельных
бизнес-процессов, сделав их более рациональными и эффективными. "С получением
единой системы автоматизации кредитования нам удалось реализовать многое из
того, о чем мы думали, но не делали в силу тех или иных причин", -- уверяет
Сергей Рыбин.
В рамках проекта по внедрению RS-Loans была автоматизирована вся цепочка бизнес-процессов
кредитования, включая фронт-офис, бэк-офис и отчетность. "На этапе формирования
технического задания кредитное подразделение нашего банка выдвинуло требование:
все отчетные формы должны быть едиными, что упростит "сведение" информации.
Большинство отчетных форм в RS-Loans спроектированы таким образом, чтобы ИТ-подразделения
банка могли сделать необходимые изменения самостоятельно", -- отметила
Светлана Василькова.
При внедрении ПО была успешно проведена конвертация данных по текущим договорам кредитования из старых систем в новую, а графики погашения кредитов и начисления процентов по кредитам индивидуально настроены. Кроме того, систему RS-Loans интегрировали со скоринговым приложением Deductor, которое служит для оценки потенциальных заемщиков.
С ритейлом проблем нет
В конце прошлого года автоматизация всех видов кредитования и отдельных розничных
услуг была завершена, и "Стройкредит" приступил к проведению реальных
операций в новой системе. К примеру, на основе RS-Loans выполнен запуск программ
потребкредитования. В настоящее время закупленный объем лицензий позволяет банку
ежедневно обслуживать только в головном офисе примерно 500 договоров физлиц.
Столько же обслуживается в каждом отдельном представительстве.
По окончании внедрения системы RS-Loans в головном банке в Москве развитие
ИТ-инфраструктуры "Стройкредита" не закончилось. Следующий этап реорганизации
-- оснащение каждой точки присутствия банка набором необходимых бизнес-приложений.
Светлана Василькова поясняет: "Обычно при внедрении нового ПО мы практикуем
следующую схему: система, адаптированная под требования банка, "обкатывается"
в головном офисе, а затем тиражируется во все региональные подразделения специалистами
отдела ИТ. Все ИТ- и бизнес-процессы одинаковы и в головном офисе, и в региональных
подразделениях. Таким образом КБ "Стройкредит" добивается идентичности
всех процессов, качества и набора услуг. В каждом региональном подразделении
ставится отдельная копия системы. Бизнес-процессы, отчетные формы и прочая функциональность
ее идентичны системам в других офисах банка. Это упрощает получение каждодневных
сводок по кредитному портфелю и решает вопросы консолидации данных".
Аналогичной стратегии банк придерживается и при внедрении других программных
продуктов. "Стройкредит" приобрел еще один продукт из линейки RS-Bank/Pervasive
-- систему RS-Retail для автоматизации розничных услуг, вкладов, платежей и
т. д. Банк внедрил их в головном офисе и во всех региональных представительствах,
самостоятельно интегрировав системы RS-Loans и RS-Retail. Компания-разработчик
R-Style Softlab предоставляет банку "приоритетный" уровень сопровождения,
и это добавляет уверенности, что при внедрении и тиражировании системы проблем
не будет.
Крупные филиалы "Стройкредита", в которых накопилась обширная история ведения вкладов, также переведены на RS-Retail, заодно выполнена и интеграция с АБС RS-Bank. Приступив в январе 2006 года к промышленной эксплуатации RS-Retail/Pervasive, банк начал двигаться в направлении главной цели - к созданию единого розничного фронта.