После модернизации процессингового центра "Липецккомбанк"получил возможность расширять и развивать услуги на базе пластиковых карт, востребованность которых превзошла первоначальные ожидания.

Открытое акционерное общество Банк социального развития и строительства "Липецккомбанк" был создан в конце 1990 года. Первоначальными учредителями банка стали 22 предприятия различных отраслей экономики Липецкой области. Они и составили основу его клиентской базы. С 1999 года контрольным пакетом акцийбанка владеет ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" -- один из крупнейших металлургических комбинатов мира и третий по величине производитель стали в России. Сейчас "Липецккомбанк" -- динамично развивающаяся финансовая структура, один из 17 крупнейших региональных банков страны. Банк отдает приоритет комплексному обслуживанию корпоративных клиентов, одновременно укрепляя свои позиции на розничном рынке: активно развиваются программы потребительского и ипотечного кредитования физических лиц, совершенствуется линейка вкладов.

ОАО "Липецккомбанк" -- член международной платежной системы MasterCard International. Он осуществляет эмиссию всего спектра банковских карт этой системы и постоянно расширяет сферу деятельности, связанную с обслуживанием держателей карт в торговых и сервисных предприятиях. Собственная сеть обслуживания пластиковых карт "Липецккомбанка" распространяется не только на Липецк и область, но и Старый Оскол, Москву, Туапсе,Елец, где у банка есть филиалы. Она насчитывает более 70 банкоматов и более 250 POS-терминалов. С помощью карт владельцы получают наличные, рассчитываются за покупки в торгово-сервисной сети MasterCard, осуществляют разнообразные платежи в банкоматах -- от коммунальных платежей до платежей за услуги связи и кабельного телевидения и т.п.). Недавно внедренный сервис "SMS-банк" позволяет клиентам "Липецккомбанка" автоматически получать на свои мобильные телефоны SMS-сообщения с информацией о транзакциях по картам, а также посылать онлайновые запросы в банк и получать информацию о балансе своего счета . Готовится к запуску услуга "Телебанк", которая предоставит владельцам карт практически неограниченные возможности по дистанционному управлению своим счетом через различные интерфейсы.

Первые пластиковые карты "Липецккомбанка" были выпущены летом 2003 года в рамках масштабного зарплатного проекта на Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК). Тогда банк рассчитывал через четыре года достигнуть эмиссии в 100 тыс. карт (население Липецкой области -- около 1,2 млн человек, то есть в результате карта должна была появиться у каждого двенадцатого ее жителя). Но фактически бизнес развивался значительно быстрее. Завершив проект для НЛМК, банк вышел на стабильно высокий уровень эмиссии, который сохраняется и сегодня, и выпустил стотысячную карту уже в 2005 году.

Всеми техническими задачами, относящимися к обслуживанию карт "Липецккомбанка", занимается его Процессинговый центр (ПЦ) -- мощное структурное подразделение со своей информационной и коммуникационной инфраструктурой, штатом программистов, администраторов баз данных, специалистов по обслуживанию оборудования (серверов, банкоматов, POS-терминалов) и компьютерных сетей. Проект по построению ПЦ осуществили в 2003 году компании Compass Plus (разработчик ПО и системный интегратор) и "Ай-Теко" (поставщик комплексных ИТ-решений и консалтинговых услуг).

При создании ПЦ в нем было установлено современное мощное оборудование, которое, конечно, не планировалось менять всего через полтора года. Однако такая необходимость возникла, поскольку рост бизнеса опередил расчеты, и банк осуществил масштабный проект по модернизации инфраструктуры ПЦ гораздо раньше запланированных сроков. Генеральным подрядчиком в нем стала компания "Ай-Теко".

Система хранения данных

Самые существенные преобразования проект внес в систему хранения данных, где имевшееся оборудование было заменено принципиально иным. До модернизации в ПЦ использовался дисковый массив начального промышленного уровня HP MSA 1000. На момент установки он удовлетворял требованиям банка по производительности, а также по возможностям конфигурирования и масштабирования с учетом предполагаемого роста. Когда же нагрузка на дисковую подсистему превысила запланированные значения, увеличилось время ввода-вывода. В результате MSA1000 оказался тем узким местом, из-за которого замедлялась обработка транзакций. "Именно на нем мы стали наблюдать задержки, которые тормозили работу всего программно-аппаратного комплекса ПЦ и сигнализировали о том, что возможности имеющегося оборудования исчерпаны", -- рассказывает главный инженер процессингового центра "Липецккомбанка" Виктор Савушкин.

При модернизации MSA 1000 был заменен продуктом HP EVA3000. Последний относится к системам постоянной доступности (Non-Stop availability) и позиционируется производителем на уровне "выше среднего"(upper midrange and lower upper-range) в линейке промышленных систем хранения данных. EVA3000 позволяет работать с несоизмеримо бoльшими объемами дискового пространства, чем MSA 1000, и, что важнее, принципиально отличается как от него, так и от большинства других RAID-массивов. Название EVA расшифровывается как Enterprise Virtual Array -- промышленный виртуальный массив, и виртуальность была тем главным фактором, который определил выбор банка. Поддержку виртуализации данных предлагают сегодня несколько производителей. Но из всех вариантов, которые рассматривались при обсуждении проекта, только в EVA эта функция была реализована чисто аппаратно (в остальных случаях она обеспечивалась отдельно приобретаемым программным пакетом). Преимущества аппаратного решения подтверждались независимыми нагрузочными тестами, результаты которые представлены "Липецккомбанку" специалистами "Ай-Теко".

Что такое виртуализация и чем она хороша? "В обычном RAID-массиве мы объединяем диски в логические тома. Эти тома в процессе работы используются с разной интенсивностью. В итоге одни диски -- те, на которых находятся наиболее актуальные данные и к которым происходит больше обращений для чтения и записи, -- перегружаются и, как следствие, чаще выходят из строя. Другие, наоборот, недогружены, то есть работают не на полную мощность, -- объясняет Виктор Савушкин. -- В EVA данный недостаток удалось устранить: каждый логический том "размазан" по всем дискам, а каждый диск, в свою очередь, содержит части всех имеющихся томов. Частота обращений ко всем дискам одна и та же, нагрузка на них равномерная, так что мы получаем выигрыш в надежности. Кроме того, за счет распараллеливания ввода/вывода по всем дискам массива сокращается время доступа к данным, и вся система представляет собой гармонично построенное единое целое".

Чтобы полноценно использовать все преимущества EVA, в ПЦ была построена сеть хранения данных (Storage Area Network, SAN). В SAN все элементы сети (серверы, дисковые массивы, ленточные библиотеки и т.п.) подключаются к специальным оптическим коммутаторам, которые обеспечивают обмен данными между ними.

Решение с использованием EVA обладает также высочайшей отказоустойчивостью. В архитектуре виртуального массива предусмотрено полное аппаратное дублирование всех компонентов, что позволяет исключить так называемые "точки отказа" (point of failure, POF), то есть элементы архитектуры, при выходе которых из строя весь аппаратный комплекс утрачивает работоспособность. В ПЦ установлено два коммутатора SAN, продублированы все соединения SAN с серверами и с EVA. При недоступности какого-либо маршрута EVA автоматически определяет его отсутствие и перераспределяет информационные потоки по альтернативным каналам.
Замечательное достоинство EVA -- поддержка "моментальных снимков" (snapshots, snapclones), которые можно делать как вручную, так и автоматически по разработанному заранее расписанию. Эта функция позволяет создавать резервные копии логических томов в пределах одного массива в фоновом режиме, не останавливая работу баз данных.

В EVA есть, кроме того, возможность автоматического зеркалирования томов одного массива на другой. Вскоре "Липецккомбанк" планирует установить еще один массив EVA -- теперь не для пластиковых карт, а для банковской системы, -- и интегрировать его с уже имеющимся, реализовав именно такую схему с взаимным резервированием. Если один из массивов выйдет из строя, данные полностью сохранятся на другом, и банк сможет продолжить обслуживание клиентов.

Серверы

В рамках того же проекта банк приобрел у компании "Ай-Теко" новый сервер HP DL560. Он был установлен вместо имевшейся машины HP ML370 в качестве платформы для Back Office -- системы, которая отвечает за обработку транзакций, выполненных с использованием пластиковых карточек.

Кластер Front Office, ответственный за интерактивное взаимодействие с клиентами и обеспечивающий работу банкоматов, POS-терминалов, предоставление услуги SMS-банки, пока остается в прежней конфигурации. Банк планирует провести его модернизацию (по-видимому, также с заменой ML370 на DL560) в течение этого года. Системным интегратором нового проекта также выступит компания "Ай-Теко".

С модернизацией основного оборудования требовалось соответственно усилить и то, которое служит для резервирования, -- иначе оно не смогло бы справиться со своей задачей (то есть взять на себя функции рабочей системы в случае ее аварийной остановки). Поэтому "Ай-Теко" поставила и серверы, которые позволили инженерам ПЦ модернизировать резервную систему. В качестве хранилища данных в ней нашел свое применение использовавшийся ранее дисковый массив MSA 1000. В результате ПЦ получил резервную систему с кластером (ранее использовался один сервер) и внешней системой хранения.

Переход

Работы по установке и настройке нового оборудования были выполнены сотрудниками "Липецккомбанка" по рекомендациям, подготовленным "Ай-Теко". А вот перенос данных на новый дисковый массив потребовал непосредственного участия специалистов интегратора. Дело в том, что обычная процедура миграции, предусмотренная в ОС Windows, требует пересоздания кластера и занимает многие часы. При потоке в среднем около четырех транзакций в секунду (в том числе из-за границ России и из других часовых поясов) банк не мог позволить себе такого длительного простоя.

В случаях, когда продолжительный перерыв в работе недопустим, Microsoft предлагает воспользоваться более сложной схемой -- с помощью специальных инструментов из набора Microsoft Tools вручную перенести присвоенные системой уникальные сигнатуры со старых ресурсов на новые. Эта задача, требующая очень высокой квалификации, была для "Ай-Теко" одной из самых приоритетных в сопровождении проекта.

Сначала специалисты заказчика и исполнителя подготовили на EVA 3000 логические тома с нужным объемом, уровнем избыточности и другими параметрами, затем вручную перенесли на них сигнатуры соответствующих томов MSA 1000. После этого служебная информация о драйверах и используемых томах была скорректирована в системном реестре Windows Server. Все это время карточки продолжали обслуживаться. Затем их обработку приостановили, серверы переключили на использование EVA, кластер был перезагружен, и инженеры убедились, что система работает. Простой продолжался около получаса. Поскольку работы производились ночью, пользователи не испытали неудобств.

Результат

Осуществив проект по модернизации процессингового центра, банк получил возможность далее расширять и развивать услуги на базе пластиковых карт, востребованность которых, как уже упоминалось, превзошла первоначальные ожидания. Резервная система, построенная на базе использовавшегося ранее оборудования, обеспечила дополнительное повышение отказоустойчивости ПЦ.

"Модернизация информационной инфраструктуры процессингового центра позволила существенно сократить время обработки транзакций, повысить сохранность данных и отказоустойчивость системы безналичных платежей, создать необходимый технологический фундамент для дальнейшего развития бизнеса банка. Благодаря всему этому мы смогли выйти на новый уровень обслуживания наших клиентов и в дальнейшем планируем предоставлять услуги высокого качества в оперативном режиме", -- говорит начальник управления пластиковых карт "Липецккомбанка" Алексей Бавыкин.