На волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь» (мы писали об ИТ­проектах завода в № 1/2007, с. 46) корпоративная система, обеспечивающая поддержку основных бизнес­процессов, написана собственными силами.

Система класса MRP II (так классифицируют ее разработчики) обеспечивает автоматизацию всей финансовой, экономической, бухгалтерской, производственной и коммерческой деятельности, включая тотальный учет материальных ценностей (от прихода на завод до отдачи в плавку и затем движение по всем последующим переделам вплоть до отгрузки потребителю), позаказное планирование производства, позаказный поплавочный учет незавершенного производства, пообъектное планирование затрат с точностью до отдельной запчасти и многое другое.

Почему на заводе пошли по пути создания столь масштабной собственной системы? Когда встал вопрос об автоматизации основных бизнес­процессов, в коллективе были руководители с опытом внедрения промышленных ERP­систем, в том числе SAP R/3, на других металлургических предприятиях. И опыт этот был таким горьким, что решили не покупать ничего готового, а написать самим все необходимые инструменты финансового управления, учета материальных ценностей и планирования производства. «Западные ERP­системы такого класса, как решения SAP или Oracle, в первую очередь нужны для консолидации отчетности в рамках холдингов и должны применяться на высшем уровне в управляющих компаниях, — полагает Айдар Габдуллин, ИТ­директор завода “Красный Октябрь”. — Они могут понадобиться, если компания собирается выходить на IPO или если такое внедрение является прямым требованием владельца». Для поддержания же нормальной работы предприятия, по его мнению, вполне можно обойтись и другими средствами, например самописными приложениями. И система действительно была написана. Она используется до сих пор, и менять ее на заводе пока не намерены.

КИС теснейшим образом связана с АСУТП. В частности, сертификат готовой продукции с указанием физико­химических параметров стали формируется автоматически. «Наша система интегрирована в жизнь завода значительно теснее, чем в известных нам проектах внедрения “тиражных” ERP­решений, — говорит Айдар Габдуллин. — При этом она обошлась в 10 млн. рублей (включая оплату труда программистов) и обслуживает 800 рабочих мест, что во много раз дешевле. Да, мы не всегда успеваем документировать разработки. Да, сохраняется зависимость от отдельных разработчиков. Это большая проблема, но из десяти наших программистов за год уволился один. Мы стараемся удерживать и привлекать людей и зарплатой, и новыми интересными проектами. Зарплата наших программистов одна из самых высоких в Волгоградской области для этой профессии. Кроме того, не думаю, что зависимость от консультантов по SAP R/3 была бы для нас легче, а уж что дороже, так это наверняка. При наших уровнях зарплат учить специалиста работать с SAP за 5—6 тыс. долларов с риском, что он немедленно уедет в Москву, не имеет смысла. Взять студента и научить его работать с нашей собственной системой значительно надежней и выгодней».

Система интегрирована с «БОСС­Кадровиком» (задачи табельного, кадрового учета и расчет заработной платы) и системой документооборота «Оптима Workflow», где обрабатывается вся распорядительная документация и осуществляется контроль исполнительской деятельности. «Мы бы и это всё могли написать сами, но не хватает ресурсов, а такие задачи, как документооборот, работа с кадрами и расчет зарплаты, уже очень полно описаны в готовых продуктах, — считает Айдар Габдуллин. — Кроме того, постоянно отслеживать изменения в законодательстве не хватит никаких сил, а “БОСС­Кадровик” эту проблему решает».