Централизованное ведение бизнеса требует единой отказоустойчивой сети, а
отказоустойчивость, в свою очередь, предполагает резервирование. Если же у компании
есть подразделения, расположенные в удаленных точках, то в качестве резервного,
а иногда, может быть, и основного целесообразно использовать спутниковый канал.
В корпоративную сеть ОАО «Пивоваренная компания "Балтика"» входят десять заводов и более тридцати сбытовых подразделений, расположенных по всей стране от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Структура управления компанией — вертикальная, поэтому все бизнес-процессы, а значит, и информационные системы замыкаются на головном офисе.
Оборотная сторона централизации
До 2004 года у каждого подразделения «Балтики» была собственная локальная учетная система со своей базой данных. Далее агрегированные данные реплицировались в центральную информационную систему, что происходило в режиме офлайн, поэтому проблемы с каналом связи если и возникали, то оперативных бизнес-процессов подразделения не останавливали. Но в 2004-м положение переменилось, поскольку были реализованы проекты по централизации управления продажами в сбытовых офисах и управления персоналом. Так как с тех пор все подразделения напрямую (через терминальные подключения) работали с общими базами данных и другими информационными ресурсами, физически находящимися в штаб-квартире «Балтики» в Санкт-Петербурге, выход канала связи из строя фактически означал для них остановку функционирования. В этой ситуации остро встал вопрос резервирования каналов.
Определенная вероятность сбоев есть везде, тем более в России, где часты физические повреждения линий на «последней миле». Очень уязвим также центральный сетевой узел компании с главным маршрутизатором: для обеспечения отказоустойчивой работы корпоративной сети это оборудование, как и каналы связи, необходимо резервировать.
Первоначально предполагалось осуществить резервирование с помощью альтернативных операторов связи, но обнаружилось, что кабельная инфраструктура в регионах для этого слишком слабо развита: на «последней миле» второй провайдер был бы вынужден использовать тот же самый физический канал. Прокладывать же собственный кабель было не только нецелесообразно — ведь многие сбытовые подразделения «Балтики» располагаются в арендуемых помещениях, — но и дорого, поскольку они часто привязаны к подъездным железнодорожным путям и удалены от центральной части городов.
Один подрядчик — один клиент
«В начале 2005 года мы всерьез задумались о создании резервной сети с помощью спутниковой связи», — рассказывает заместитель директора по ИТ «Балтики» Сергей Робозеров. В классическом варианте при построении такой сети во всех филиалах компании устанавливаются спутниковые антенны, а центральный офис подключается к главному узлу спутниковой системы — антенному посту, или концентратору (которым, как правило, пользуются сразу несколько предприятий). Увы, в Санкт-Петербурге своего антенного поста не было, ближайший находился в Москве. (Существовали также посты в восточной части страны, обслуживающие компании добывающей отрасли, но их расположение для «Балтики» не подходило.)
По счастью в построении узла в Санкт-Петербурге был заинтересован московский оператор спутниковой связи «Дозор-Телепорт», планировавший развитие бизнеса в северо-западном регионе. Ситуация была взаимовыгодной: «Балтика» получала связь, а оператор сразу находил клиента — пивоваренная компания даже одна обеспечивала достаточный уровень загрузки оборудования своим трафиком.
Договор с оператором предполагалось заключить на три года, что снижало его риски по окупаемости проекта. «Но это создавало и дополнительные риски для обеих сторон, — говорит Сергей Стерлягов, менеджер проекта со стороны "Балтики". — По условиям предоставления спутниковых ресурсов подрядчик, чтобы обеспечить работу нашей сети, должен был еще на этапе согласования проекта купить у владельца ресурса определенную полосу пропускания в расчете на наш максимальный трафик, хотя физически самой сети еще не существовало. И ему нужна была уверенность, что мы не откажемся от проекта». «Балтике», в свою очередь, требовалась уверенность в том, что новая резервная система действительно заработает. Поэтому между партнерами были оговорены штрафные санкции на случай, если что-то пойдет не так.
В космос — за полгода
Прежде чем принять окончательное решение о создании спутниковой сети, осенью 2005 года специалисты «Балтики» провели тестирование в Москве. «Фактически, — объясняет Сергей Робозеров, — был создан макет нашей корпоративной сети: один ноутбук, имитировавший центральный офис, подключили к антенному концентратору, другой, выполнявший роль филиала, — к спутниковой антенне. Машины моделировали работу нашего сбытового подразделения и центральной базы. Расстояния между объектами на Земле на задержку сигнала практически не влияют, и поэтому то, что две наши "точки" находились рядом, значения не имело. Мы измеряли задержки при прохождении трафика, проверяли работу в терминальной сессии, копировали файлы и т. д. Всё происходящее записывали как видеопоток и параллельно фиксировали время прохождения сетевых пакетов, чтобы потом провести анализ. В итоге мы поняли, что на терминальных сессиях по спутниковой сети, построенной на современном оборудовании, задержка сигнала практически не отражается». После тестирования проект был предложен для окончательного утверждения руководству «Балтики», которое дало добро на его реализацию.
На первом этапе проекта во всех филиалах «Балтики» были установлены абонентские станции со спутниковыми антеннами iDirect iNFINITI 3000/5000/7000 общей пропускной способностью канала до 4 Мбит/с на передачу и до 17 Мбит/с на прием. В это время оборудование для основного узла связи еще не было доставлено, и в качестве центрального временно использовался концентратор, расположенный в Москве, откуда был организован наземный канал передачи данных до штаб-квартиры «Балтики» в Санкт-Петербурге. «Когда связь осуществлялась через московский концентратор, мы чувствовали задержки сигнала, — рассказывает Сергей Робозеров. — Влияло большое количество его преобразований, загрузка центрального антенного поста в Москве, там ведь много других клиентов, кроме нас. Да и обычный канал между Москвой и Санкт-Петербургом, который мы тогда использовали, был весьма загружен. Но как только мы перешли на окончательную схему работы, стало гораздо лучше». Параллельно с развертыванием абонентских станций в течение четырех месяцев из США велась поставка оборудования iDirect Hub для главного антенного поста.
«Балтика» предложила установить антенный пост в промышленной зоне «Парнас», где находится ее штаб-квартира, — при этом компания могла провести до поста собственный физический канал и не арендовать дополнительную линию связи у оператора. Это расположение выгодно и для подрядчика в смысле подключения других клиентов, поскольку в той же промзоне расположен целый ряд предприятий и присутствуют многие операторы связи. Узел в промзоне «Парнас» начал работать в мае 2006 года, и сейчас им помимо «Балтики» пользуется еще несколько компаний.
После установки оборудования начался третий этап проекта — организация автоматического резервирования. Первоначально если основной канал связи «падал», специалистам в центре и на местах нужно было вносить изменения в настройки корпоративной сети, чтобы включить работу по резервному каналу. Настройка сетевого оборудования клиентской стороны (главным образом маршрутизаторов Cisco 28-й серии, используемых в филиалах) обеспечила автоматическое переключение между основным и резервным каналами.
Запуск резервной сети «Балтики» в производственную эксплуатацию состоялся осенью 2006-го. Реализацию проекта существенно ускорило то, что спутник, используемый для передачи данных, является российским — это серьезно упрощает оформление всех необходимых лицензий и согласований. Кроме того, для организации сети очень важно выбрать космический аппарат с подходящей геостационарной орбитой, обеспечивающей устойчивый прием по всей зоне — в нашем случае это почти вся территория России, где расположены подразделения «Балтики». Так бывает не всегда: некоторым компаниям для покрытия нужной территории необходимы два спутника, что увеличивает задержки при прохождении сигнала.
Безусловно, у спутниковой связи есть свои слабые места. Во-первых, спутник — это «по определению» единая точка отказа, так как теоретически он может выйти из строя (хотя это редко случается). Во-вторых, на сигнал влияют атмосферные явления — дожди, грозы, град, снег, а также солнечная интерференция и (в редких случаях) очень плотная грозовая облачность. «Прошлым летом во время сильной грозы над Москвой у нас около получаса не было связи через спутник с подмосковным складом», — вспоминает Сергей Стерлягов. Впрочем, технологии все меньше зависят от капризов природы. По мнению специалистов, в 80% случаев потери связи преодолеваются простым усилением сигнала, увеличением диаметра спутниковых антенн.
Результат — положительный
С помощью сети спутниковой связи в «Балтике» резервируется весь трафик, т. е. физически резервная сеть отличается от основной, а логически — нет. И основной, и резервный каналы используются и для «онлайновых» терминальных сессий в централизованных информационных системах, и для «офлайнового» обмена в системах электронного документооборота и электронной почты, а также для корпоративной IP-телефонии и видеоконференцсвязи. «Меня приятно удивило, что хотя мы строили резервный спутниковый канал не для передачи голоса и видеоизображений, тем не менее всё это обеспечивается», — говорит Сергей Робозеров. Пропускная способность спутниковых каналов для сбытовых подразделений составляет от 256 до 384 кбит/с, для производственного — 1 Мбит/с (используются антенны разного диаметра).
Для обеспечения работы новой резервной сети проводилось обучение сотрудников по двум программам. Первая, более полная, предназначалась для специалистов-экспертов — системных администраторов всей корпоративной сети «Балтики» и сотрудников компаний-партнеров, предоставляющих телекоммуникационные услуги. Второй, практический курс был адресован специалистам из удаленных филиалов. Они изучали регламенты работы со спутниковым оборудованием, особенности его обслуживания и защиты от неблагоприятных воздействий. В случае неполадок в работе спутниковых абонентских станций из Москвы на места выезжает группа поддержки компании «Дозор-Телепорт». Договором установлены сроки устранения этих неполадок, однако на практике таких случаев пока не было, приходилось лишь осуществлять перенастройку оборудования при переезде подразделения.
После запуска спутниковой сети специалистам «Балтики» уже предоставлялось несколько случаев убедиться, что резервный канал действительно работает. Так, когда в центральном офисе проходили работы с врйменным отключением корпоративной сети, филиалы продолжали функционировать в обычном режиме со всеми информационными системами. Не прекращалась работа и при аварийном отключении сетевого оборудования провайдера.
Запасной или основной?
Стоимость проекта можно разделить на две части — первоначальные затраты на закупку, установку и монтаж клиентского оборудования и ежемесячные платежи за аренду спутниковых каналов связи. «Инсталляционные платежи для нас оказались не столь заметны на фоне ежегодных инвестиций в ИТ, мы могли их осуществить из своего утвержденного бюджета», — говорит Сергей Робозеров. А вот аренда спутникового канала серьезно изменила структуру текущих платежей «Балтики» за все корпоративные каналы связи, составив до 60% от ежемесячных выплат. Фактически это и есть плата за резервирование корпоративной сети.
Однако оказалось, что для удаленных филиалов восточной части России спутниковый канал дешевле обычного, поскольку из-за огромной протяженности кабельных трасс в последнем случае очень велика стоимость аренды и обслуживания. В результате таких расчетов возникли планы использовать спутниковую сеть уже не только в качестве резервной. Включение ее в штатную работу корпоративной сети «Балтики» позволило бы экономить на наземных телекоммуникационных мощностях, не расширяя и даже сокращая соответствующие каналы.
Сегодня на рынке еще нет оборудования, позволяющего настроить маршрутизацию по портам таким образом, чтобы одни данные передавались по обычному каналу, другие — по спутниковому, а в случае отказа одного из них автоматически переключались на второй. Но выпуск таких решений уже анонсирован компанией Cisco. Как только это станет физически возможным, спутниковый канал планируется сделать основным для передачи данных, некритичных к задержкам, — например, для репликации документов из системы электронного документооборота. «Я считаю, что решения для корпоративных сетей с использованием спутниковой связи сегодня заслуживают внимания. Так что вполне могу рекомендовать их коллегам, опыт "Балтики" в этом отношении оказался успешным», — подводит итог Сергей Робозеров.