Майкл Волкер
Жаннет Бурьески
Несмотря на то что поставщики интеграционных платформ активно пропагандируют их новые возможности, реальных примеров комплексных проектов с использованием новейших технологий интеграции совсем не много. Причем это отнюдь не особенность России. И на Западе немало компаний, решающих задачи интеграции в «старом» стиле. В этой статье мы расскажем о двух таких проектах.
Здоровье
данных
и людей
Как и многие другие предприятия сферы здравоохранения, некоммерческая медицинская сеть Sutter Health, объединяющая 26 больниц Северной Калифорнии в США, организации частных врачей и другие медицинские центры, движется в сторону электронной системы ведения медицинских карт. При этом разрозненность специализированных информационных систем (в одной больнице или медицинском центре их может быть более десятка) мешала объединить данные по каждому пациенту, чтобы при необходимости быстро передавать их из одного пункта в другой.
В здравоохранении проблема доступности и корректности информации стоит намного
острее, чем в других отраслях человеческой деятельности, — часто это в буквальном
смысле вопрос жизни и смерти (например, пациенту необходима срочная операция,
но врач не может ее начать, пока не удостоверится в отсутствии у больного аллергии
на анестезирующее средство). В менее серьезных обстоятельствах ошибочная или
отсутствующая информация, противоречия в записях приводят к необходимости повторных
обследований и соответственно к ненужным расходам, а также сложностям с выполнением
требований законодательства.
Учитывая все это, руководство Sutter Health в 2001 году приняло решение интегрировать
данные имевшихся разнородных систем — современных и устаревших, на разных платформах
и от разных производителей. В качестве интеграционной платформы был выбран концентратор
данных Identity Hub компании Initiate.
Особенность этого проекта в том, что разработчики отказались от использования для каждого пациента единого кода, который отождествлял бы его во всех системах. «Вокруг номеров медицинских карт образуется целая масса операционных проблем, — поясняет Дебби Слей, директор Sutter Health по стратегическому развитию и интеграции ИТ, — так что введение стандартных идентификаторов было почти невозможно технически и совершенно нерентабельно». Поэтому в центральном каталоге, называемом EMPI (Enterprise Master Person Identity), для идентификации пациентов используются их демографические данные.
Первая стадия проекта началась в ноябре 2002 года. Тогда были интегрированы три приложения: регистрация пациентов на базе ПО Med Series4 (разработчик — Siemens Medical Solutions), рентгеновский кабинет (PACS компании Emageon) и портал для лечащих врачей на основе продукта компании Park City Solutions. В 2004 году с переходом на новую версию Initiate Identity Hub стало возможно интегрировать с EMPI кардиологическую систему (от Apollo Medical Systems), системы электронной записи и выписки пациентов, а также хранилище данных (собственная разработка Sutter Health).
Взаимодействие приложений с EMPI организовано двумя основными способами. Там, где это допустимо, применяется собственный программный интерфейс компании Initiate, однако такой вариант доступен только для относительно новых программ. Более старые системы связываются с Identity Hub при помощи сообщений в стандартном для американского здравоохранения формате HL7. При использовании как HL7, так и API изменения, внесенные в программы для нужд интеграции, малозаметны для пользователей (что важно, так как за годы работы сотрудники Sutter успели привыкнуть к определенному интерфейсу), но при этом помогают им быстрее и правильнее вводить информацию: например, при записи на прием регистратору не нужно спрашивать у пациента его полные данные, достаточно провести поиск по базе EMPI (с помощью знакомой программы) и извлечь их, скажем, из записи о прошлом визите.
Важным элементом внедренной системы стал механизм контроля качества данных,
базирующийся на специализированном алгоритме Initiate. По статистике каждая
двадцатая медицинская карта содержит какие-либо неверные данные, так что предотвращение
ошибок при вводе и исправление тех, которые все-таки появились, принесет большую
пользу и предприятию, и клиентам. Особенность контроля Initiate заключается
в установлении вероятностных соответствий, более достоверных, чем детерминистические
либо основанные на правилах. Теперь многие ошибки в данных удается предотвратить
на стадии первичного ввода, а анализ уже введенной информации помогает определить,
какие пользователи систематически ошибаются, и направить их на переподготовку.
На ближайшие два года в Sutter запланировано создание новых приложений, которые
также будут использовать возможности концентратора данных. В частности, портал
для лечащих врачей предполагается расширить до полномасштабной системы поддержки
электронных медицинских карт, обеспечивающей медикам быстрый доступ к полному
набору данных о пациенте. Другой проект — Web-приложение, которое позволит пациентам
через Интернет возобновлять рецепты, требующие врачебной визы.
Поддержка снабжения
и самообслуживания клиентов
Компания Novelis, образовавшаяся в январе 2005 года, работает на рынке переработки и проката алюминия. Однако её развитию мешали недостатки в организации бизнес-процессов — во-первых, в области снабжения, а во-вторых, в сфере сбыта готовой продукции с помощью онлайновых средств самообслуживания клиентов. Без построения стандартных, единых для всей компании и обеспечивающих простой мониторинг процессов Novelis не могла двигаться дальше. «Наша цель состояла в том, — объясняет Бо Фостер, директор компании по корпоративным ИТ, — чтобы унифицировать данные и подходить к процессам снабжения и сбыта как к стандартным, а не с дюжиной вариантов исполнения».
Проблему решило бы и внедрение полномасштабной ERP-системы, однако руководство Novelis не хотело революционных преобразований, связанных со значительными первоначальными инвестициями. «Ситуация не позволяла нам сделать вложения, необходимые для внедрения единой ERP-системы, — говорит Бо Фостер. — Потратить на ПО два-три миллиона можно всегда, а вот что касается прибыли, то иногда вы её получаете, а иногда и нет. Мы искали рентабельную интеграционную стратегию, которую могли бы затем использовать и для решения других задач электронного бизнеса».
Надо сказать, что четыре года назад, когда компания еще входила в состав холдинга Alcan, команда Бо Фостера начала строить набор Web-приложений для поставщиков и клиентов под названием Market Sites. Первоначальной целью при этом было обеспечить единую точку связи с несколькими внутренними базами данных, относящимися к старым системам управления закупками, техническим обслуживанием оборудования, финансами и логистикой. В 2005 году этот интеграционный проект был продолжен, но цели его несколько расширены.
Первыми были созданы три приложения — для поддержки закупок, управления поставщиками и онлайнового приема заказов. Основу системы составило EAI-приложение Microsoft BizTalk Server. Специально разработанные адаптеры и коннекторы позволили новым приложениям извлекать информацию из унаследованных систем через Microsoft BizTalk Server.
Интеграция принесла Novelis ряд выгод, особенно в том, что касается процессов снабжения. «Раньше заявки на снабжение инициировались, обрабатывались и оплачивались отдельно по каждому заводу, — рассказывает Бо Фостер. — Все они использовали собственные методы кодирования, свои системы номеров изделий и т. д., и эта информация лежала мертвым грузом». Сейчас данные извлекаются из заявки, преобразуются в общий формат и реплицируются в хранилище. Через BizTalk и адаптеры транзакции со всех заводов отправляются в новое приложение, которое инициирует запросы к поставщикам или конкретные заказы на поставку. В процессе приемки информация движется тем же путем, но в обратном направлении.
Повышение эффективности снабжения позволило Novelis сократить годичные затраты на 12 млн. долл. (первоначальные вложения составили 600 тыс. долл.). Увеличилась и активность клиентов — по мнению Бо Фостера, это заслуга пользовательского портала: централизация процесса поставок позволяет Novelis готовить счета за доставку, не обращаясь к аутсорсингу, за счет чего также снижаются расходы.
Однако самой крупной технической проблемой было и остается управление сквозным процессом в архитектуре, состоящей из отдельных базовых бизнес-систем. «Когда начинаешь связывать все эти системы вместе, образуется цепочка, и всегда есть риск, что в ней окажутся слабые звенья, — объясняет Бо Фостер. — Что, к примеру, произойдет, если положиться на программу, передающую необходимую информацию в систему управления производством в цехе, а эта программа откажет?»
Для мониторинга процессов в реальном времени в Novelis используется ПО визуализации компании Dundas. Однако этого недостаточно. Кроме того, Novelis планирует еще один интеграционный проект — для унификации всех используемых в компании систем расчета заработной платы и найма сотрудников, которые различаются в зависимости от страны (заводы Novelis есть в Европе, Азии и обеих Америках). Подобное развитие информационной системы заставляет компанию развивать далее технологию интеграции и задуматься о переходе на корпоративную сервисную шину (ESB). Однако в ближайших планах этот проект не стоит.