Сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ ежедневно спасают чьи-то жизни. Часто для этого требуется организовать слаженную работу сразу нескольких экстренных служб. Кроме того, МЧС собирает статистику происшествий по всем регионам России для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Для решения этих и других задач в 2000 году стартовал проект по модернизации автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). О его результатах рассказывает Игорь Резник, заместитель начальника Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Предпосылки модернизации
Предыдущая автоматизированная информационно-управляющая система была установлена в МЧС в 1996 году. Она была локальной и работала под DOS. В ее составе на тот момент отсутствовали система документооборота, единая система классификации и кодировки информации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В АИУС РСЧС не было сбора информации о чрезвычайных ситуациях от территориальных органов МЧС России. Кроме того, АИУС РСЧС не позволяла хранить документы оперативной дежурной смены об обстановке в районе происшествия и обеспечивать доступ к ним сотрудников министерства . Для передачи документов между зданиями использовался факс. Кроме того, мешало отсутствие развитой инфраструктуры. Из-за этого информация передавалась не оперативно, много работы приходилось делать вручную. К тому же определённые опасения внушала проблема 2000 года. Поэтому было принято решение переходить на более современную систему.
Варианты решения
Тендер проходил с октября 1999-го по июль 2000 года. Конкурс был закрытый,
а участники готовились к нему примерно год.
В конкурсе принимали участие компании "Дата Икс", "Флорин",
НИИ автоматической аппаратуры им. В. С. Семинихина, "Аквариус Консалтинг",
"Анкей/Компьютерные системы", ИПУ РАН им. В. А. Трапезникова, НИИ
систем автоматизации, "Информсвязь", Stins Coman, "Системпром",
"Ниткон", ИПИ РАН и НПО "Импульс". При подведении итогов
особое внимание обращалось на наличие у претендентов опыта работы с государственными
структурами, необходимых лицензий и разрешений - в том числе на работу с информацией,
содержащей государственную тайну. Решением комиссии министерства победителем
конкурса была признана компания Stins Coman, которая удовлетворяла всем требованиям,
а кроме того, прошла аудит на предмет соответствия своей системы качества стандартам
ISO 9001.
Архитектура решения
АИУС РСЧС имеет клиент-серверную архитектуру с резервированием центрального
сервера системы. На всех объектах МЧС установлена операционная система Windows
2000, в качестве СУБД используется Oracle. Центральный вычислительный комплекс
состоит из нескольких серверов различной конфигурации и назначения, резервный
сервер реализован на базе мощного многопроцессорного сервера производства японской
корпорации NEC. Интерфейс АИУС создан на базе Web-технологий.
Аппаратная часть комплекса включает в себя структурированные кабельные системы
и сети, ЛВС, системы телекоммуникации, компьютерное оборудование, средства отображения
данных, оборудование ситуационного центра и систему видеоконференцсвязи.
Программная часть представляет собой главную управляющую программу и ряд функциональных
подсистем: единую систему классификации и кодирования, формирование и учет оперативных
донесений по чрезвычайным ситуациям (ЧС), учет сил и средств постоянной готовности,
банк данных для решения задач по сбору и обобщению информации о материально-технических
резервах и пр.
Структура ПО состоит из взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь,
реализованы с помощью общего (ОПО) и специального (СПО) программного обеспечения.
ОПО обеспечивает работоспособность вычислительной техники и выполнение общесистемных
и массовых функций, а также создает условия для применения СПО, которое, в свою
очередь, обеспечивает работоспособность специализированных технических средств.
Основные функции системы реализованы с помощью СПО.
В соответствии с техническим проектом предполагается установка программно-аппаратного
комплекса в МЧС на пяти уровнях: федеральном (до 20 объектов МЧС России, включая
запасной пункт управления), межрегиональном (шесть региональных центров МЧС
России и около 30 организаций межрегионального подчинения), региональном (89
главных управлений МЧС России в регионах), местном (в управлениях по делам гражданской
обороны и ликвидации ЧС муниципальных образований) и объектном (потенциально
опасные. объекты экономики).
В настоящее время программные и информационные средства АИУС в полном объёме развернуты на федеральном уровне. Через главную управляющую программу АИУС РСЧС все пользователи федерального, межрегионального и регионального уровней имеют доступ к территориально распределённой базе данных АИУС РСЧС, которая состоит из оперативной информации по предупреждению и ликвидации ЧС и информационных ресурсов структурных подразделений МЧС России различного уровня. На очереди -- тиражирование функциональных задач АИУС РСЧС на все уровни управления. Проведены комплексные испытания функциональных задач системы опытного участка системы, который помимо федерального уровня включает в себя два объекта межрегионального и несколько объектов регионального уровней МЧС России.
На НИОКР (включающие в себя техническое и рабочее проектирование, разработку программного обеспечения) было выделено порядка 25 млн. руб.
Этапы внедрения
Если расписать по годам, то этапы внедрения выглядели следующим образом.
В 2000 году проведено обследование объектов МЧС и техническое проектирование
АИУС РСЧС.
В 2001-м разработан информационный портал АИУС РСЧС, который позволил обеспечить
хранение документов различных форматов (в том числе графических) в территориально
распределённой базе данных на федеральном и межрегиональном уровне. Тогда же
была произведена поставка серверного оборудования и рабочих станций, средств
видеоконференцсвязи, ПО геоинформационной системы и цифровых карт.
На 2002 год пришлась разработка типового проекта областного (краевого, республиканского) информационно-управляющего центра АИУС РСЧС, генератора типовых Web-сайтов департаментов и управлений МЧС России. В этом же году продолжились работы по модернизации ЛВС и поставка средств телекоммуникации и серверного оборудования.
В 2003 году шло проектирование подсистемы обеспечения безопасности информации, подсистемы материально-технического снабжения и вооружения и подсистемы административного управления.
В 2004 году осуществлялся перевод ЛВС ОК "Театральная" и Ватутина
на каналы передачи данных со скоростью1 Гбайт/с, модернизация ЛВС ЦА, начались
работы по проектированию и разработке функциональных задач АИУС РСЧС.
В последний, 2005-й год была завершена разработка функциональных задач, разрабатывались
планы развертывания подсистемы обеспечения безопасности, внедрения средств административного
управления. Осуществлялось развитие единой автоматизированной системы делопроизводства
и контроля, был оборудован запасной пункт управления.
После выполнения этих работ было принято решение приступить к государственным
испытаниям АИУС РСЧС.
Проблемы и их решение
Основная проблема при разработке системы заключалась в плохой структурированности информации, с которой приходится работать. В БД необходимо хранить сведения о ЧС, при этом происшествия надо классифицировать, сравнивать, делать прогнозы на основе наблюдений. Однако сама эта отрасль является слабо формализуемой: одна ЧС не похожа на другую. Эта проблема разрешается постепенно. Даже теперь при возникновении новой ситуации порой появляются новые моменты, которые желательно отразить в документах.
Существует проблема с нормативной базой. МЧС -- относительно молодое министерство, и в нормативной базе постоянно происходят изменения, а система должна постоянно им следовать. Решение этой проблемы тормозится нехваткой кадров. Нужны специалисты, которые могут формулировать требования и вести менеджмент ИТ-проектов, хорошо знающие и ИТ, и предметную область. Таких сотрудников может подготовить только специализированная академия. А она выпускает около 18 специалистов в год, что явно недостаточно.
Не могла этот проект обойти и финансовая проблема. Дело в том, что финансирование
на федеральном и межрегиональном уровне осуществляется за счет бюджетных средств,
а на региональном и более низких уровнях - за счет местных бюджетов. И эта ситуация
сильно замедляет внедрение уже отработанного функционала.
Кроме того, сложно организовать обучение пользователей АИУС в отдаленных регионах.
Результаты внедрения
Перед началом проекта ставились три основные задачи, которые удалось выполнить: создание инфраструктуры АИУС РСЧС (средств связи и передачи данных между объектами МЧС России, включая видеоконференцсвязь, локальные вычислительные сети и центры обработки данных); разработка ПО и автоматизация оперативного управления РСЧС; разработка системы электронного документооборота.
Если рассматривать сам проект АИУС РСЧС как таковой, то основной эффект заключается
в сокращении времени на подготовку управленческих решений по ликвидации и предупреждению
ЧС.
За счёт чего это достигается? Во-первых, с помощью технологий электронного обмена
информацией, исключения многократного ввода одних и тех же данных, а также обеспечения
быстрого поиска информации, необходимой для оценки обстановки и подготовки документов.
Во-вторых, информацию АИУС РСЧС использует подсистема прогнозирования и мониторинга ЧС, где вырабатываются прогнозы возникновения новых и развития случившихся ЧС. На основе прогнозов разрабатываются планы профилактических мероприятий по предотвращению безвозвратных потерь населения. Оценить экономическую эффективность этих мероприятий довольно сложно, поскольку они связаны с оценкой предотвращенного ущерба, для расчета которого не существует универсальных методик.
Обслуживанием системы занимается специальное подразделениеминистерства. Но и
со стороны разработчика тоже оказывается поддержка. Кроме того, Stins Coman
все еще дорабатывает ПО. Продолжаются работы по уточнению состава показателей
и оптимизации структуры БД.
Перспективы развития
Во-первых, проектировщики хотят поставить ряд дополнительных серверов - по
одному в каждом региональном центре - и проложить между объектами более мощные
каналы информационного обмена.
Во-вторых, в МЧС России создаётся Национальный центр управления в кризисных
ситуациях. АИУС РСЧС входит в его автоматизированную систему составным элементом.
Под Национальный центр управления в кризисных ситуациях разработана новая концепция
автоматизации. В ее основе уже должна лежать аналитическая система. Кроме того,
на базе ведомственных НИИ скоро появятся два центра поддержки принятия решений
- по техногенным и природным ЧС, - которые будут моделировать ситуации и разрабатывать
планы ликвидации происшествий. Таким образом, автоматизированная система МЧС
России будет выполнять функции не только распределенного комплекса для сбора
информации, но и системы интеллектуальной поддержки принятия решений. Автоматизированную
систему Национального центра управления в кризисных ситуациях создаёт концерн
"РТИ Системы". Компания Stins Coman является соисполнителем проекта.
Ожидания и результаты
Никогда нельзя быть довольным абсолютно всем. Есть недовольство малыми темпами развития. Хочется поскорее объединить в единое информационное пространство все объекты, наладить должным образом обмен информацией с региональными центрами и субъектами.
Есть проблемы и с недостаточной оперативностью. В настоящее время информация
в системе обновляется в 9 часов утра. А надо бы, чтобы данные появлялись в ней
сразу по их возникновении и чтобы при этом оповещались все должностные лица.
Третья проблема лежит в области планирования и контроля над пользователями.
Надо сделать так, чтобы руководитель не просто мог видеть, кто и чем занимается,
но чтобы система показывала, в какой стадии находится отработка документа.
Но самый серьезный вопрос касается анализа и принятия решений. Сейчас вся интеллектуальная
деятельность лежит на человеке, АИУС РСЧС же выполняет функции информационно-справочной
система. Аналитика есть, но только статистическая. А хотелось бы, чтобы в системе
имелись оперативно-аналитические функции, чтобы введенные данные сразу анализировались,
а машина предлагала варианты плана действий для конкретной ситуации. Но здесь
уже задействованы сложные модели и методы. Сейчас специалисты занимаются этой
задачей, и со временем она наверняка будет решена.