Евгений Иванов

Сегодня многие банки стремятся к установлению длительных долгосрочных отношений с клиентами. Однако активное распространение электронных платежей помимо преимуществ (высокая скорость транзакций, независимость от расстояния и др.) серьезно повышает риски. Раньше банковские риски покрывались мерами физической безопасности (охрана, сейфы и т. д.), теперь же наиболее критичные из них сместились в сторону ИТ. Основной ценностью банка сегодня являются не золотые слитки, а информационная система и те данные, которые содержат в себе информацию о клиентах, транзакциях, балансах счетов и т. д. Делая транзакцию, клиент должен полностью доверять банку, и малейшая ошибка, вызванная нестабильностью работы ИТ-систем, может привести к потере этого клиента.

  О компании
 

Уралтрансбанк входит в пятёрку крупнейших банков уральского региона. Филиальная сеть ОАО «Уралтрансбанк» состоит из 11 филиалов, 22 дополнительных офисов, девяти операционных касс и двух кредитно-кассовых офисов. В конце 2004 года в состав акционеров банка вошел Европейский банк реконструкции и развития, его доля в уставном капитале составляет 25%.

Уменьшение, а желательно, полное устранение этих рисков и стало задачей проекта в Уралтрансбанке. «Мы ставим своей целью сохранить стабильность и надежность независимо от экономической и политической ситуации, — говорит председатель правления Уралтрансбанка Валерий Заводов. — Стремясь обеспечить доступность своих продуктов для клиентов, банк стремительно наращивает инфраструктуру и вкладывает средства в развитие сети продаж». Понятно, что при объединении всей филиальной сети банка в единую банковскую систему критичность доступности и защищенности хранимой информации увеличивается в разы. Учитывая этот факт, стоимость простоя информационной системы банка резко возрастает.

«Наш банк непрерывно развивается, постоянно увеличивая число клиентов, — пояснил начальник отдела ОТМС УИТ Уралтрансбанка Эльдар Новрузов. — Сеть филиалов и дополнительных офисов также непрерывно растёт, как следствие растут и объёмы обрабатываемых данных, которые должны быть доступны в режиме 24Ч7Ч365 при любых внешних обстоятельствах, будь то ураган, землетрясение или наводнение, ведь время простоя, время, когда информация недоступна для критически важных приложений, это потерянные деньги. Таким образом, у нас назрела необходимость в поиске надёжного решения, которое удовлетворяло бы всем нашим требованиям».

Выбор решения

Как одно из средств решения поставленных задач в Уралтрансбанке стартовал проект создания катастрофоустойчивой системы хранения данных (SAN, Storage Area Network). Целями проекта стали централизация хранения данных, управления ресурсами хранения и резервного копирования, а также совместное использование устройств и данных в кластерных системах.
Для выбора системы хранения и резервирования данных специалисты Уралтрансбанка сформулировали следующие технические требования:

  • выделение системы хранения в отдельный слой в ИТ-инфраструктуре банка и её отделение от вычислительных мощностей;
  • дублирование и территориальное распределение компонентов системы хранения;
  • территориальное распределение критичной для бизнеса информации с обеспечением ее избыточности;
  • обеспечение высокой скорости восстановления после аварий;
  • обеспечение высокой надёжности созданной инфраструктуры.

«В начале 2005 года был объявлен тендер на создание катастрофоустойчивой SAN , — рассказывает Эльдар Новрузов. — В тендере участвовали основные поставщики ИТ-услуг уральского региона и несколько московских компаний. Нами было выбрано решение на основе оборудования EMC, которое предложила компания ХОСТ. Изучив все предложения, мы пришли к выводу, что оборудование EMC наиболее соответствует нашим задачам. Поставщик услуг обладал большим опытом внедрения разнесённых катастрофоустойчивых систем обработки информации и сетей хранения данных и обеспечивал круглосуточный сервис».

Распределенное хранение

Предложенное решение базируется на двух хранилищах EMC CLARiiON CX500, образующих единую среду передачи и хранения данных. Проект был разделен на два этапа. На первом создана SAN, введена в эксплуатацию одна система CLARiiON CX500, к которой подключаются шесть основных серверов существующей ИТ-структуры банка. На втором этапе будет подключена вторая CLARiiON CX500, причём системы хранения устанавливаются на двух удаленных площадках. Полная катастрофоустойчивость решения обеспечивается созданием зеркальных копий дисков и целых дисковых массивов на кластерных узлах. Географическая распределенность систем хранения является гарантом функциональной неуязвимости в случае сбоя или физического уничтожения одной из них. Синхронная, независимая от серверов, надежная и высокопроизводительная репликация данных между системами хранения выполняется с помощью специализированного программного обеспечения EMC MirrorView.

Резервное копирование (и если необходимо, то и восстановление) как ещё одна ступень защиты данных осуществляется с помощью включенной в SAN ленточной библиотеки на основе технологии Serverless Backup. Инициация передачи — это единственная операция, которая выполняется на уровне сервера; все остальные происходят внутри SAN между системой CLARRiiON и устройством резервного копирования. Таким образом, резервное копирование может осуществляться в любое время, не загружая ни локальную сеть, ни серверы.

Пока завершен только первый этап проекта, но уже сейчас многие проблемы, стоявшие перед банком, решены. «Выбрав решение на основе оборудования EMC, мы не ошиблись и получили надежную автоматическую устойчивую к катострофам и сбоям систему, — комментирует результаты проекта Олег Воинов, начальник управления ИТ Уралтрансбанка. — Плюс ко всему необходимо отметить и масштабируемость, что также немаловажно при постоянном росте банка. После установки и настройки системы был решен и ещё один имеющий значение вопрос: время восстановления информации сокращено в несколько раз». По окончании второго этапа решение обеспечит отказоустойчивость используемых банком приложений, выполняемых более чем на десятке серверов под различными операционными системами.