Большинство интеграционных проектов касается передачи данных из одного программного продукта в другой. При определенном упорстве и достаточных средствах можно связать между собой любые среды, но реальность требует расставлять приоритеты и постоянно ставит ИТ-отделы перед выбором: использовать ли один продукт или несколько, если интегрировать — то что в первую очередь и насколько глубоко... А ведь за любым продуктом, функционирующим в компании, стоят живые люди со своими навыками, предпочтениями, привычками и амбициями. Налаживая взаимоотношения систем, приходится налаживать и общую работу сотрудников. Компания «Петербургский метрополитен» столкнулась со всеми этими и многими другими вопросами в ходе интеграционного проекта, который состоял в организации взаимодействия решений «БОСС-Кадровик» и mySAP Business Suite.
Выбор HR-системы
В течение долгого времени для расчета заработной платы в компании использовалась система собственной разработки. Отражая специфику предприятия и учитывая сложные схемы начисления зарплаты разным категориям персонала, «самописная» система в целом удовлетворяла потребности, но с каждым годом ее сопровождение и развитие становилось все более экономически невыгодным, вспоминает Игорь Богомолов, начальник отдела труда и заработной платы Петербургского метрополитена. Поэтому решено было перейти на другой, тиражный продукт.
Выбирали его функциональные пользователи — сам Игорь Богомолов, заместитель генерального директора по экономике и финансам, а также специалисты ИТ-службы. В качестве главных претендентов рассматривались «БОСС-Кадровик» и кадровый модуль системы mySAP Business Suite. В пользу первого продукта говорила успешная эксплуатация в метрополитене штатно-кадрового контура этой системы, внедренного еще в 1999 году. Аргумент «за» для кадрового модуля mySAP Business Suite состоял в том, что уже было запланировано внедрение финансового модуля этой ERP-системы.
В оценке HR-решения одинаково большой вес имели его функционал, сроки и стоимость внедрения, а также возможность развития. Крайне важно было автоматизировать учет затрат на персонал и расчет заработной платы, ведение отчетности для передачи в органы государственной власти, составление различных отчетов кадровой службы и пр. Петербургский метрополитен содержит 29 территориально распределенных служб. Структура его персонала отличается высокой степенью диверсификации, поэтому алгоритмы кадрового учета и расчета заработной платы на предприятии многообразны и сложны. (Обслуживанием магистральных линий, подвижных составов и пассажиров занимается более 13 тысяч человек.) Кроме того, одним из основных критериев оценки являлась возможность вести расчеты необходимых выплат с учетом специфики деятельности, в том числе вредности условий труда. В результате, несмотря на все преимущества предынтеграционного кадрового модуля mySAP Business Suite, выбор пал на «БОСС-Кадровик», а внедрение HR-модуля системы SAP было отложено на неопределенный срок.
Внедрять табельно-зарплатный контур «БОСС-Кадровика» было решено в мае 2004 года, а уже в сентябре осуществили первый расчет зарплаты. В течение трех месяцев было создано 200 рабочих мест и проведена интеграция «БОСС-Кадровика» со специализированными системами собственной разработки — учета отработанного времени и сдельной оплаты труда, планирования и учета работы машинистов подвижного состава, учета путевых листов водителей.
Интеграция решений
Интеграция «БОСС-Кадровика» с mySAP Business Suite заняла три месяца и была реализована к началу 2005 года. Проект создания интерфейса между двумя системами проводился по общепринятой методике: формирование исходных требований, разработка технического задания, реализация, тестирование, ввод в эксплуатацию. В работах участвовали специалист компании «АйТи», эксперт по «БОСС-Кадровику», представитель отдела внедрения mySAP Business Suite и разработчик из этого отдела.
Дмитрий Гордеев, руководитель одного из подразделений ИТ-службы, отмечает, что первоначально был разработан интерфейс между собственным специализированным решением и ERP-системой, а после расширения функциональности «БОСС-Кадровика» в него были внесены изменения. Такой постепенный подход представляется оправданным, поскольку, по словам Дмитрия Гордеева, сложность внедрения модуля HR и специфику учета и начисления зарплаты на предприятии можно понять и оценить только в ходе проекта.
Обмен данными между «БОСС-Кадровиком» и «самописными» системами ведется ежедневно, двусторонний обмен между ERP-системой и «БОСС-Кадровиком» происходит ежемесячно через файлы. Из ERP-системы передаются справочники, из «БОСС-Кадровика» — данные для формирования сводных проводок по заработной плате для модулей финансового учета и расчета планово-экономических показателей, а также перечень персонала для материально-технического и бухгалтерского учета.
Результаты интеграции
После интеграции «БОСС-Кадровика» с mySAP Business Suite стал возможен централизованный расчет заработной платы по большому количеству групп персонала с использованием многофакторных алгоритмов расчета сдельной оплаты труда. Это позволило централизовать бухгалтерские службы и снизить нагрузку на их сотрудников.
Сложности взаимодействия служб и отделов, поддерживающих каждый свою систему, неизбежные при налаживании взаимодействия систем, нельзя сбрасывать со счетов. В Петербургском метрополитене, рассказывает Дмитрий Гордеев, проблема человеческого фактора решается строгой регламентацией деятельности. Определены зоны ответственности каждого подразделения в рамках общей задачи интеграции, разработаны регламент и эксплутационная документация, ну а возникающие проблемы рассматриваются на оперативных совещаниях.
Что будет дальше?
Интеграция HR- и ERP-систем — далеко не очевидное решение. Елена Котова, заместитель начальника ИВЦ и руководитель проекта внедрения mySAP Business Suite, в интервью Intelligent Enterprise ( см. «SAP в конце туннеля», № 23/2005) отмечала, что при всем желании интеграционные цепочки простыми не получаются и работают они не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее Дмитрий Гордеев считает, что хотя задача сопровождения интерфейса между системами никуда не исчезает в любом случае, все же сопровождение внешнего интерфейса и сопровождение HR-модуля ERP-системы по трудоемкости не сравнимы. С другой стороны, внедрение HR-модуля, по его мнению, дает дополнительные возможности mySAP Business Suite за счет расширения функциональности.
Надо сказать, что ИТ-ландшафт Петербургского метрополитена очень разнообразен: здесь и учетные, планово-экономические и аналитические системы, и системы планирования ремонтов, и различные АСУТП, и автоматическая система контроля оплаты перевозок, и система «Фобос» для планирования загрузки дорогостоящего оборудования в мастерских, и СЭД. В компании планируют поэтапную интеграцию каждой из этих систем с mySAP Business Suite. Речь не идет о применении какой-то общей интеграционной платформы, скорее в этом случае сама ERP-система выступит в качестве таковой.
Перспективу интеграции mySAP Business Suite и «БОСС-Кадровика» Дмитрий Гордеев видит в одновременном расширении интерфейса обмена данными и функциональности ERP-системы. Игорь Богомолов подчеркивает: «Мы намерены добиться максимума от интеграции HR- и ERP-систем. В наших ближайших планах — возможность получать результаты финансово-экономической деятельности в реальном времени для того, чтобы повысить оперативность и качество управленческих решений».