Недостатки человеческого фактора
Сначала весь складской учет "Ветт Транс" велся в стандартных офисных приложениях, таких как Microsoft Excel. Заказы на складе собирали кладовщики, которые самостоятельно находили нужный товар на стеллажах или размещали его там. С развитием бизнеса компании объемы движения товаров на складе возросли.
Кроме того, когда заказы собирались исключительно людьми, периодически случались факты пересортицы, ошибок. Если ошибка выявлялась в заказе с доставкой по Москве, то можно было исправить ее на следующий день, но если заказ уже уходил в другой город, то представителям компании приходилось ехать туда, забирать товар, ошибочно включенный в заказ, и доставлять нужный. Это приводило к большим затратам. Поэтому перед компанией встала задача - снизить пересортицу при отгрузке, приводящую к выплатам штрафных санкций владельцу товара, и организовать адресное хранение, обеспечивающее полный контроль состояния товара.
Кроме того, необходимо было организовать учет товара по срокам годности и в разрезе грузовых таможенных деклараций (ГТД), потому что, например, недостоверная информация о сроках годности партий могла привести к значительным и необоснованным потерям с последующим уничтожением просроченного товара. Требовалось также представлять оперативную информацию о пропускной способности склада, графиках поставок и отгрузок, с помощью которых можно было бы сделать работу с поклажедателями более предсказуемой и регулируемой. Так возникло решение внедрить автоматизированную систему складского учета и управления. Главной целью автоматизации в "Ветт Транс" называют сведение к минимуму значения человеческого фактора в работе склада.
"Зачастую коммерческие склады без современной системы автоматизации управления складом просто не могут оказывать услуги своим клиентам. То есть это не надуманная потребность, а экономическая необходимость", - отмечает Дарья Любовина, руководитель проекта внедрения со стороны AXELOT. В противном случае будет нарушена принятая во всем мире технология переработки товара. "Если на собственном складе компании еще можно до поры до времени как-то закрыть глаза на беспорядок, хотя рано или поздно это аукнется, то коммерческий склад ответственного хранения по итогам буквально одной некорректно проведенной операции превращается в объект "безответственного хранения" со всеми вытекающими последствиями", - говорит она.
Почему 1С?
В результате анализа существующих автоматизированных систем управления складом было выбрано совместное решение фирмы "1С" и компании AXELOT "1С-Логистика:Управление складом" на технологической платформе "1С:Предприятие 8.0". По словам исполнительного директора "Ветт Транс" Вадима Фалеева, эта система была выбрана потому, что она универсальна, имеет понятный интерфейс, у нее есть все технические характеристики для дальнейшего развития и интеграции с другими продуктами. Кроме того, сотрудники компании уже имели опыт работы с продуктами 1C. Важную роль в выборе системы сыграли ее масштабируемость и открытая архитектура, которая обеспечивает быструю перенастройку программы силами специалистов "Ветт Транс", подготовленных для технической поддержки решения. По словам Дарьи Любовиной, склад ответственного хранения предполагает относительную универсальность решения, а на коммерческом складе ассортимент товара и, как следствие, требования поклажедателей достаточно изменчивы. "Поэтому мы должны учитывать как требования заказчика, так и его клиентов", - говорит она.
Ход проекта
Внедрение происходило в несколько этапов. В августе 2005 года началась реализация проекта, а завершен он был в конце ноября 2005 года. Таким образом, запуск системы в эксплуатацию произвели в течение трех с половиной месяцев с даты начала проекта. От компании AXELOT в проекте принимала участие команда из трех специалистов на стадии непосредственного внедрения. На стадии отладки сотрудникам "ВЕТТ ТРАНС" помогали два консультанта AXELOT.
Внедрение осложнялось тем, что сроки реализации проекта совпали с периодом активной работы склада. Сотрудникам склада приходилось выполнять увеличившиеся собственные задания и одновременно с этим выступать консультантами - давать комментарии и отзывы инженерам-внедренцам, производившим настройку системы. На заключительном этапе внедрения проводились специальные семинары для сотрудников склада, чтобы обучить их работе в системе .
После обучения работников в систему начали вносить товарные коды и артикулы. На этом этапе возникла непредвиденная сложность. Сначала планировали использовать в системе товарные коды клиента. Однако выяснилось, что один и тот же товар может иметь у поставщика разные коды (например, одна и та же шина Bridgestone может иметь разный артикул в зависимости от года выпуска), а это требовало методологической проработки для проецирования функциональных возможностей программы на сложившиеся бизнес-процессы. В результате в "Ветт Транс" решили ввести свою собственную структуру товарных кодов для работы с системой.
Другим важным новшеством в работе склада, сопутствующим основному проекту, стало внедрение системы штрих-кодирования и ячеечного хранения. Все ярусы стеллажей склада были разделены на ячейки, имеющие свой код. При поставке товара на склад система сама планирует, в какую ячейку поместить товар, а при сборе заказа, наоборот, формирует список ячеек, из которых кладовщик должен взять необходимые единицы товара. При этом для экономии времени система выбирает, если это возможно, ближайшие и наиболее удобные для кладовщика ячейки, чтобы не нужно было ехать на другой конец склада или забираться на самый высокий ярус.
Сейчас работу системы в "Ветт Транс" поддерживают два ИТ-специалиста, один в московском офисе "Ветт Транс", другой - непосредственно на складе. На самом складе находятся два рабочих места "1С-Логистика:Управление складом".
Результаты и планы
На данный момент в "Ветт Транс" с помощью "1С-Логистика:Управление складом" автоматизированы прием, размещение, отбор и отгрузка товара, реализованы аналитическая отчетность и связь с информационной системой поклажедателя. Введен в эксплуатацию специализированный модуль, обеспечивающий учет услуг ответственного хранения, реализована поддержка технологии штрих-кодирования с применением радиотерминалов сбора данных на всех складских операциях.
Главный результат виден уже сейчас, спустя два месяца после начала эксплуатации системы: намного упростился сбор заказов и распределение товарной партии, приходящей на склад. Это экономит 40-50% времени работы сотрудников склада. В результате увеличивается оборачиваемость товара и пропускная способность склада, и позволит ему выполнять большее количество заказов. А это значит, что можно увеличивать количество клиентов компании и объемы работы с ними. Кроме того, автоматизация складского учета позволяет уменьшить бумажный документооборот.
В планах "Ветт Транс" - "глобализация" электронного документооборота и интеграция со всеми информационными системами партнеров, клиентов и владельцев, то есть создание единой информационной базы, к которой возможен контролируемый доступ через удаленные терминалы, расположенные на площадке этих компаний. В "Ветт Транс" считают, что с помощью продуктов 1C эту задачу реализовать удастся.