Структура ИТ-отдела "УМПО"ИТ отдел УМПО насчитывает порядка 260 человек и состоит из 5 подразделений. Это отдел традиционный АСУ, отдел САПР, отдел развития информационных технологий, который занимается Интернетом, компьютерными сетями, новыми возможностями по обработке и преобразованию информации, отдел АСУТП (занимается ЧПУ и SCADA-системами) и новое уникальное подразделение - инженерный центр прототипирования, который реализует технологии "быстрого создания прототипа", то есть технологии позволяющей создавать по компьютерной 3D модели материальный образец из фотополимера, песчаную форму или образец "в металле". |
Тезис о том, что организация современного конкурентоспособного промышленного производства невозможна без использования информационных технологий, уже давно является общим местом. Что же подразумевает собой словосочетание "информационные технологии" по отношению к тому или иному предприятию? В целом можно выделить три составляющие: системы автоматизированного проектирования, автоматизированные системы управления предприятием (ERP) и технологическими процессами (SCADA), и аппаратное обеспечение, то есть вычислительная техника и компьютерные сети. Стоит отметить, что одним из немаловажных факторов, определяющих эффективность использования первых двух составляющих в едином информационном пространстве, является степень развития аппаратного обеспечения. Примером, убедительно демонстрирующим этот тезис, может служить "Уфимское моторостроительное производственное объединение", где модернизация корпоративной информационной сети послужила технической основой для эффективной реализации CALS-технологий.
На сегодняшний день "УМПО" является одним из крупнейших машиностроительных предприятий в России, число сотрудников которого превышает 20 тыс. человек. Основные направления деятельности предприятия это производство авиадвигателей для боевых и гражданских самолетов, узлов для вертолетов, газоперекачивающих агрегатов и энергоустановок, двигателей внутреннего сгорания, сложных наукоемких изделий народного потребления, средств малой механизации, продукции медицинского и бытового назначения.
Когда нельзя посчитать
В 2000 году руководством предприятия было принято решение о внедрении комплексной автоматизированной системы управления предприятием. Причиной принятия решения послужила необходимость обеспечения конкурентоспособности на внешнем рынке, так как основными заказчиками "УМПО" являются зарубежные страны. В результате проведенного тендера была выбрана ERP-система Baan 4. Наиболее весомым аргументом при выборе системы Baan был опыт ее успешного использования на других машиностроительных предприятиях. Еще одним плюсом явилось то, что система Baan имеет референтную модель "Aerospace and Defence", "заточенную" под аэрокосмическую промышленность. Как отмечает директор информационных технологий "УМПО", Владимир Иванов, являющийся координатором проекта по внедрению ERP-системы, "на 2000 год, когда мы делали выбор, подобная модель, адекватно описывающая все бизнес-процессы, характерные для аэрокосмической отрасли, была только в системе Baan ".
Тем не менее, система Baan ERP 4 не позволяла решать полностью весь спектр реальных производственных задач. "В связи с выходом Baan ERP 5 стало ясно, что задачи, которые мы перед собой ставим, разрешимы в этой системе, однако при этом мы столкнулись с ограничениями, связанными с сетью и аппаратным обеспечением", - говорит генеральный директор "УМПО" Валерий Лесунов. "Многие традиционные расчеты, которые мы выполняли в "старой" системе, наше техническое обеспечение не позволяло проводить в рамках Baan ERP 5 в полном масштабе, а часть наиболее важных расчетных процедур, связанных с планированием производства, длилась сутками. В этой связи было принято решение коренным образом модернизировать компьютерную сеть и аппаратное обеспечение" - продолжает он. С этой целью были привлечены специалисты "ОФИН Сигнал", "АМТ-Груп" и "ГетНет". Архитектура реализованного технического комплекса представлена на рисунке.
Новая сеть
При модернизации компьютерной сети, предпочтение было отдано решению на базе оборудования Cisco, предложенному компаниями "ОФИН Сигнал" и "АМТ-Груп", исходя из стоимости и сроков выполнения проекта, возможностей масштабирования и функционального состава системы. Модернизация корпоративной информационной сети включала проектирование новой архитектуры сети, замену морально устаревшего оборудования и создание современной кабельной инфрастуктуры. Новая сетевая инфраструктура обеспечивает доступ к информационным ресурсам и передачу различных типов трафика, включая данные, телефонию и видеоизображение для 5 тысяч рабочих мест.
Ядро сети построено на трех высокопроизводительных многоуровневых коммутаторах Cisco Catalyst серии 6500. "Резервирование управляющих модулей, соединений и источников питания на уровне ядра обеспечивает работоспособность сети при единичных отказах оборудования,"- отмечает технический директор ООО "ОФИН Сигнал" Эдуард Гибадуллин. - "Подключение всех устройств уровня доступа и уровня распределения по двум независимым каналам дает дополнительную надежность системе".
Обеспечение эффективной работы ресурсоемких приложений требовало радикального повышения производительности корпоративной сети. Сейчас производительность каждого коммутатора ядра составляет 720 Гбит/c, а пропускная способность каналов связи между любыми двумя из них может быть увеличена с текущих 2 Гб/c до 80 Гб/c.
Передача данных на гигабитных скоростях между производственными корпусами удаленных на расстояние семи километров площадок была невозможна без создания новой кабельной инфраструктуры. Выбор оптимальной топологии кабельных трасс и схем использования оптических волокон в узлах сети позволил свести затраты на создание современной кабельной инфраструктуры к минимуму. Общая протяженность волоконно-оптических линий связи составила около 40 километров.
Кроме прямых задач создание новой сети позволило реализовать систему видеонаблюдения, то есть появилась возможность передачи видеоинформации в любое место, где находится пульт оператора, подключенный к сети. Также на основе построенной сети стало возможным организация видеоконференцсвязи. Видеоконференция может объединять до ста участников как внутри, так и вне предприятия. Помимо этого с помощью устройства, так называемой "документальной камеры", в режиме видеоконференции можно предавать не только изображение человека, но и содержание чертежа или документа, причем с хорошим качеством.
Новый центральный сервер
Изначально ЕRP-система Baan 4 функционировала на платформе SUN. В рамках проекта, специалистами "ГетНет" совместно с группой ИТ-специалистов "УМПО", был осуществлён ввод в промышленную эксплуатацию серверной платформы IBM. Выбранный 8-процессорный сервер p670, содержит два раздела. Основной раздел реализован на 7 процессорах и обеспечивает оперативную работоспособность ERP системы. Второй раздел работает на одном процессоре и используется для разработки, отладки и тестирования. В качестве хранилища данных используется система IBM FAST 900 с начальной емкостью около 6 Тб. Даже в случае выхода из строя одного из десяти дисков, данные не будут потеряны. Для стабильной работы системы установлен источник бесперебойного питания, который обеспечивает корректное завершение работы машины в случае, если электропитание не будет восстановлено в течении 30 минут.
По словам коммерческого директора "ГетНет", Геннадия Балакина, "выигрыш по тяжелым пакетным заданиям получился, согласно нашим замерам, примерно в 10-20 раз". Однако дело не только в том, что увеличилась производительность системы. По словам Владимира Иванова, "у нас был класс очень важных задач, который вообще не шел, например, производственное планирование. То есть на базе старой машины нам ни разу не удалось полностью сделать планирование на реальном масштабе данных. На новом сервере это занимает вполне приемлемое время - 45 минут".
Проведенные тесты показали, что при одновременно работающих 150 пользователях, нагрузка машины составляла не более 20%, то есть можно уверенно сказать, что 600-900 пользователей машина спокойно выдержит. "У нас было порядка 200 клиентских лицензий Baan. С запуском новой сети и нового сервера мы впервые столкнулись с дефицитом лицензий, так как пользователи начали активно работать в системе. До этого предел был на уровне 160, и при его превышении пользование системой было практически невозможным из-за ее низкой производительности" отмечает Владимир Иванов.
Подводя итог, можно выделить три компоненты эффективной вычислительной системы: сервер, который позволяет на двух независимых разделах "крутить" систему Baan, промышленное хранилище данных, способное вместить 6 террабайт и роботизированная библиотека, обеспечивающая надежное хранение этой информации.
Возвращаясь к внедрению Baan
Если говорить о последовательности внедрения ERP-системы Baan, то общую стратегию, определяемую генеральным директором объединения Валерием Лесуновым, можно сформулировать следующим образом. Вначале внедряются модули, отвечающие за материальный поток (учет и планирование производства, логистика, связанная с планированием закупок, управление и контроль), а потом за финансы. "Если внедрять сперва материальный поток, то финансовый учет получается как производное. Мы можем контролировать производство на уровне деталь-операция, а каждое движение детали по маршруту порождает финансовую проводку"- говорит Владимир Иванов.
Обратимся к традиционному вопросу о реорганизации бизнес-процессов предприятия при внедрении ERP-системы. Каким путем идти - подстраивать систему под организацию бизнес-процессов, сложившуюся на предприятии, или же наоборот, менять бизнес-процессы предприятия в соответствии с прописанными в системе. По этому вопросу Владимир Иванов имеет четкую позицию. "Мы начали подлаживать под себя референтную модель, так как до этого не имели опыта внедрения системы, затрагивающей основы организации и планирования производства. Истинное понимание проектного решения пришло на третий год внедрения. Стало понятно, что деформация системы это неправильный процесс, потому что Baan аккумулирует в себе более чем 20 летний положительной опыт западной промышленности. И генеральный директор объединения, четко понимая суть ERP-системы, директивным образом запретил заниматься многочисленными кастомизациями Baan. Если начинать внедрение сначала, я бы свел изменения бизнес-процессов, которые описаны в системе, к минимуму"- говорит Владимир Иванов.
К концу года 2004 система Baan ERP 5 будет переведена в промышленную эксплуатацию по базовому набору модулей. "Бюджет проекта составляет примерно 1,5 -2 млн., притом, что аналогичные проекты на Западе имеют бюджет порядка десятков миллионов и срок внедрения 5 лет" - говорит Владимир Иванов. Цена лицензии и техподдержки одного рабочего места составляет примерно 2 - 3 тыс. долларов. Однако, как отмечает Владимир Иванов, цена лицензии не так велика по сравнению с ценой консалтинговых услуг. А для отработки всей интегрированной цепочки - производство, логистика, финансы, бюджетирование, потребовался значительный объем консалтинговых услуг.
Результаты проекта и перспективы развития
На текущий момент в сети предприятия работает 2500 рабочих станций, причем проектируемое количество 4500. В большинстве своем - это рабочие места сотрудников, осуществяющих традиционный канцелярский документооборот и АРМы старой системы АСУП, а также системы, автоматизирующей работу с кадрами и заработной платой. Закуплено 200 лицензий Baan, однако реальное число пользователей ERP-системы составляет порядка 800 человек. Более 200 рабочих мест составляют пользователи САПР разного профиля. В настоящее время проходит опытная эксплуатация системы PDM, а это порядка 20 рабочих мест.
Однако основным итогом реализованного проекта, по словам Владимира Иванова, является создание технической платформы для реализации CALS технологий. ERP система, комплекс систем САПР и система PDM образуют базовый треугольник, для правильного функционирования которого необходимо единое информационное пространство. И главный его компонент - это надежная высокопроизводительная сеть и мощные комплексы обработки информации. "Оценим объем информации, который возникает при задачах производственного планирования. При месячной программе порядка 12 изделий, возникают следующие характерные цифры - 13000 узлов и 60000 деталей. За каждой деталью стоит технология, логистические цепочки, то есть это дерево, которое приобретает такую размерность, что для его создания и обработки требуются колоссальные вычислительные ресурсы - высокоскоростная сеть и производительное аппаратное обеспечение", - говорит Владимир Иванов. Создание сети обеспечило быструю передачу информации, то есть сделало эффективным работу с системой Baan и с любыми программами, которые работают в сети. Помимо этого, модернизированная сеть позволяет осуществлять дополнительные услуги, такие как видеонаблюдение, IP-телефония и селекторные совещания, видеоконференцсвязь, как внутри сети, так и с внешними подключениями.
Основное направление развития информационной системы "УМПО" заключается в реализации систем централизованного управления корпоративными информационными ресурсами и информационной безопасности. Также весьма актуальным является вопрос, связанный с развитием и осуществлением внешних коммуникаций и интеграции с информационными системами партнеров и компаний логистической поддержки. "Мы также хотим сделать шаг по развитию системы PDM. Существующие модули нас уже не устраивают, так как нацелены, в основном, на решения задач уровня КБ. Мы - производственное объединение и нас гораздо больше интересует описание изделия в технологическом контексте, с учетом конструктивных изменений и вариантов его изготовления. Существующие системы PDM пока в этом классе представлены слабо."- говорит Владимир Иванов.
Заказчик | "УМПО" |
Проблема | Вычислительное и сетевое оборудование не удовлетворяло запросам предприятия в этой области |
Координатор проекта | Владимир Иванов, директор ИТ ОАО "УМПО" |
Исполнитель | "ГетНет", "АМТ-Груп" и "ОФИН Сигнал" |
Особенности проекта | Проведение модернизации вычислительных рессурсов параллельно с проектом внедрения ERP-системы |