Путь к "1С"
Работа компании "Казахстан Галлахер" с продуктами "1С" началась с самого открытия завода. Уже тогда бухгалтерия использовала старую версию "1С", хотя, скажем, модуль заработной платы в то время не был включен, потому что не подходил к правилам предприятия. В компании практиковался бумажный вариант работы с документами, отчеты составлялись в Ехсel. Естественно, это отнюдь не упрощало учет на предприятии и перед компанией встала необходимость в автоматизации управления. "Мы изначально не стали строить непонятную пирамиду из кучи разных продуктов, потому что в итоге слить это все воедино было бы очень тяжело, - говорит руководитель ИТ-департамента "Казахстан Галлахер" Ерлан Джумагулов. - Поэтому мы и решили, что лучше потерпеть и выбрать продукт".
Тогда в "Казахстан Галлахер" была совершена попытка запустить западный продукт, однако она не увенчалась успехом. Надо сказать, что корпоративным стандартом компании Gallaher во всем мире являются программные продукты SAP. Но в данном случае они даже не рассматривались как вариант, поскольку, по словам Ерлана Джумагулова, размеры завода не настолько велики, чтобы вводить подобную систему. Для того чтобы подстроить SAP R/3 или, к примеру, систему Scala под нужды предприятия, необходимо их сильно кастомизировать, а это в данных продуктах "довольно дорогое удовольствие".
После попытки использования западного продукта руководство "Казахстан Галлахер" пришло к решению приобрести локальный продукт с поддержкой местной компании и полностью его оптимизировать и переделать под свои нужды. В результате самостоятельного анализа было принято решение приобрести продукт "1С:Предприятие 7.7", который был признан наиболее оптимальным по себестоимости, по возможностям и т.д. "Мы стараемся большую часть наших вещей перенести на "1С", - говорит Ерлан Джумагулов. - Наша компания глобально ориентируется на этот продукт". И, по словам Ерлана Джумагулова, компания была изначально готова к тому, что продукт придется очень сильно переделывать "под себя".
В качестве партнера по данному проекту была выбрана казахстанская компания "Интеллект Технологии", которая предоставляет сервис и поддержку по 1С, она же взялась за программирование, которое необходимо для того, чтобы удовлетворить требованиям заказчика.
Этапы проекта
Весь проект был разбит на несколько частей: первая коснулась бухгалтерского учета, вторая - производства, наконец, третья связана с планированием и закупками. Сначала были подняты все справочники, собрана вся информация по документообороту с поставщиками и покупателями (счета, контракты). Требовалось отслеживание по суммам контрактов, и оно было реализовано в системе. Далее были реализованы такие части бухгалтерского учета как банк, касса, основные средства.
По завершении этой части проект коснулся непосредственно производства. Производство было разбито на два блока: производство сигарет и производство табака. Уже при создании этих модулей происходили изменения в основном модуле по бухгалтерии. "Как ни крути, бухгалтерия - это самый основной модуль, - говорит Ерлан Джумагулов. - Но для нас также было важно, чтобы информация, которая вводится в систему и которая получается в ней, была нужна не только для бухгалтерии, но чтобы и производственники могли также использовать эти данные. Это ведь не только себестоимость, но и использование, количество, объемы, сроки, средние по объему, а финансистов интересует лишь реальная себестоимость и затраты". Эта сложная задача также была решена. Следующий этап проекта касался логистики, поставок, перемещения самих материалов. По словам Ерлана Джумагулова, самым сложным было разработать процедуры, т.е. то, как будут работать люди, а затем согласовать это с руководством. Документооборот сильно видоизменился после запуска системы - в этом и заключалась трудность на данном этапе.
Сегодня в блоке производства четко прописан состав продукта со всеми нормативами, которые используются (в каком соотношении, какие есть заменители к соответствующим материалам в случае их отсутствия и т.д.). Менеджер на производстве открывает производственную операцию, где нужно выбрать продукт, который будет производиться, и указывает необходимое количество, а далее система автоматически подсчитывает, сколько материалов нужно взять со склада. Поскольку список материалов жестко ограничен, у производства нет необходимости выбирать, какие материалы будут использоваться, а какие нет. В случае, если какой-то материал отсутствует, включается система заменителей (в системе прописано, чем может быть заменен тот или иной материал). Затем соответственно документу производственной операции склад выдает материалы. Таким образом, с накладной выдачи материалов на производство аккумулируются все остальные документы (выдача на производство материалов, приход готовой продукции, такие параметры как остатки материалов, брак, мусор, образующийся в результате производства). Руководство "Казахстан Галлахера" получило возможность полного контроля производственного процесса, может видеть по окончании производственной операции, какое количество материалов было выдано, сколько его было вначале, сколько осталось, т. е. что было произведено, что ушло на склад, что забраковано. Созданная система позволяет делать аналитический отчет (отклонения по себестоимости, стандартные отклонения по использованию). Ну а поскольку система, по словам представителей "Казахстан Галлахера", достаточно проста, обучение происходит в рабочем порядке по созданному "Руководству пользователя", которое расписывалось по должностям с подробным описанием того, что нужно делать.
Особенности решения
На каждом производстве есть нюансы, небольшие, но сильно влияющие на конфигурацию системы. К примеру, последовательность документов. На практике в различных организациях ход документа от одного человека к другому может сильно различаться. И надо сказать, что для документооборота не играет роли, какое именно производство. Специфика заключается лишь в том, какие материалы и в каком объеме используются. "Особенность нашего предприятия уже в том, что мы производим сигареты, - поясняет Ерлан Джумагулов. - И, естественно, движение материалов на самом производстве отличается от всех каких-либо других предприятий. У нас поточное производство, а не многопоточное, это нам значительно облегчило задачу. При многопоточном варианте произведенный продукт может служить полуфабрикатом для производства другого, а тот в свою очередь еще для какого-нибудь и т. д. У нас же полуфабрикаты производятся в небольших объемах".
Что же касается тех доработок, которые пришлось осуществить специалистам компании "Интеллект-Технологии", то они были неизбежны. Фактически на базе типовой была создана уникальная конфигурация. Из ключевых её объектов можно отметить такие: форма прихода материалов от поставщика (данная форма создается в отделе логистики и далее склад создает документ - акт приема на основании формы прихода), форма перемещения материалов между складами и модуль автоматического приема готовой продукции при помощи штрих-кодирования. По словам Ерлана Джумагулова, реализовать некоторые вещи на платформе 7.7 было весьма непросто.
Тут надо отметить, что на момент выбора системы готового решения для производственных предприятий Казахстана на платформе "1С" версии 7.7 не было. Сейчас компания "1С" ориентируется на новую платформу 8.0. Последняя позиционируется как раз для целей комплексной автоматизации управления предприятием. 31 августа текущего года в России вышел продукт "1С: Управление производственным предприятием 8.0". "Галлахер Казахстан" не исключает возможность перехода со временем на платформу 8.0. "Версия 8.0 по описанию дает больше возможностей, но ее еще надо изучать", - говорит Ерлан Джумагулов.
Результат
Руководство "Галлахер Казахстан " в первую очередь интересует, насколько эффективно используются материалы, как работает производственная линия, ему важно видеть реальные цифры, и сегодня оно получило такую возможность. В режиме он-лайн получение информации о произведенной продукции, конце каждой смены можно увидеть состояние складов по материалам, а в конце каждого периода произвести расчет себестоимости. В течение периода реальную себестоимость с учетом всех накладных расходов, электричества, заработной платы, налогов и т.д. увидеть невозможно, поскольку все счета приходят только в конце месяца. Но, по словам г-на Джумагулова, можно ориентироваться на прошлый месяц, поскольку показатели приблизительно одинаковые.
После запуска системы более наглядно стало видно движение материалов, что происходит на производстве в разрезе конкретной линии, конкретной смены и конкретного продукта. Благодаря этому бухгалтеры предприятия получили возможность максимально точно вести учет, упростилась работа логистиков. На самой фабрике мало места для складирования и большинство складов расположены вне ее, поэтому была проблема с контролем доставки материалов точно в срок и в необходимом объеме. Эта задача также была решена на "1С".
На текущий момент в "Казахстан Галлахер" ведется оптимизация модуля заработной платы, который был запущен в январе этого года. Дальше оптимизация коснется контроля контрактов. Сейчас идет разработка модуля для контроля рекламной продукции, поскольку это довольно большая статья расходов для компании и требует детального учета. Дальнейшие планы компании в области автоматизации связаны с планированием продаж и закупками (системы ордеров и заказов).