Комитету финансов Правительства Санкт-Петербурга на определенном этапе потребовалось оптимизировать управление финансовыми ресурсами региона, что, в общем-то, отражается на динамике развития всех сфер жизнедеятельности города. За годы реализации этой задачи в комитете созданы новые решения, удовлетворяющие потребностям государственной организации, отвечающие всем необходимым требованиям и покрывающие широкий спектр нужд в управлении бюджетным процессом.
При выборе решения комитет финансов Санкт-Петербурга ориентировался на опыт российских государственных структур в сфере финансов и информатики, а также опирался на знания эталонов и лучшей международной практики построения государственных информационных систем финансового управления. Руководство комитета финансов Санкт-Петербурга особо отмечает ту помощь, которую оказало Министерство финансов РФ на начальном этапе реализации проекта автоматизации. «Мы благодарны специалистам министерства, работающим в настоящее время в департаменте информационных технологий Минфина, за полученную методологическую и практическую школу системного подхода к автоматизации управления», — говорит начальник управления автоматизации и информатизации комитета финансов Татьяна Сергеева.
Для Комитета финансов были разработаны три системы. При создании первой из них — «РИСК-1» — преследовалась цель повысить эффективность управления портфелем государственного долга. Достигнуть этого планировали за счет усовершенствования технологии подготовки управленческих решений на основе анализа стратегий управления портфелем долга, а также оценки рисков городского долга. В системе «РИСК-1» анализируются показатели для различных вариантов управления долговым портфелем при возможных сценариях развития рынка. На базе сделанных прогнозов рассчитываются вероятностные распределения значений долговых показателей и сравниваются риски с затратами. Среди мировых аналогов системы «РИСК-1» председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Александр Никонов выделил «Risk Analyser» (производитель Risk Metrix), Opus Capita Finance, ПО SAS. Но данные системы, как считают в комитете, либо ориентированы в основном на брокеров и банковских аналитиков, либо обеспечивают решение типовых задач, в основном из области одномерного анализа и анализа временных рядов, что недостаточно для экспертов комитета финансов. В создании «РИСК-1» принимает участие «Лаборатория макроэкономических исследований». На сегодняшний день система запущена в опытную эксплуатацию на реальных данных.
Другой программный продукт — «Система поддержки принятия управленческих решений для анализа эффективности инвестиционных проектов», разработанная компанией «Гелиос-1» по заказу Комитета финансов. Она позволяет комплексно оценивать эффективность инвестиций в поиске оптимальной политики управления. Благодаря этой системе и разработанным в ней моделям эксперт-аналитик получает возможность на основе базовой финансовой информации об инвестиционном проекте рассчитать комплекс показателей, характеризующих коммерческую состоятельность проекта в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов и Министерства экономики РФ. Аналогами данной системы в комитете назвали: российские разработки — Project Expert (Про Инвест Консалтинг), «Альт-Инвест» (ИКФ Альт), «ТЭО-Инвест» (Институт проблем управления РАН), универсальные системы имитационного моделирования, входящие в состав интегрированных систем управления в США, — iRenessance.ERP (Ross Systems), SyteLine (Symix), Navision Financials (Microsoft), Cobra (Welcom Software Technology). Систему поддержки принятия решений отличают от перечисленных систем, по словам Александра Никонова, наличие визуального конструктора моделей, объектно-ориентированный характер системы моделирования, а также возможность ведения иерархии с несколькими уровнями вложенности объектов и формирование табличных и графических отчетов высокой сложности.
Наконец, «Автоматизированная система бюджетного процесса — электронное казначейство». Эта система создавалась долго и поэтапно с участием специалистов комитета и сотрудников Центра информационных технологий Санкт-Петербурга. Она построена на основе продуктов Microsoft, а именно СУБД SQL Server и средствах управления данными Access (версии этих продуктов не раз менялись за годы автоматизации). Система бюджетирования охватывает все стадии бюджетного процесса, реализует казначейский способ исполнения бюджета и включает в себя шесть подсистем: бюджетного планирования, исполнения бюджета казначейским способом, бухгалтерского учета исполнения бюджета, периодической отчетности, анализа и прогноза доходов и расходов бюджета, информационного обеспечения и администрирования.
Развитие системы бюджетирования
Путь к нынешней системе бюджетирования в комитете финансов Санкт-Петербурга начался еще в 1995 году. Тогда начался этап поиска собственных подходов, методов, решений, исполнителей, поставщиков, поскольку имеющиеся средства уже не удовлетворяли требованиям комитета. В 1996 году было выбрано прикладное программное обеспечение, в 1997 году — автоматизирован процесс ведения бюджетной росписи в комитете и ведения картотеки городских платежей по расходам. Казначейский способ реализован в 1998 году на уровне главных распорядителей бюджетных средств с обеспечением централизованных закупок и установки средств вычислительной техники, а в 1999 году его внедрение охватило бюджетные учреждения. Тогда же было автоматизировано ведение Единой книги долга, создан комплекс учета доходов от предпринимательской деятельности, реализована возможность формировать проект бюджета на основе соответствующего комплекса системы. 2001—2002 годы отмечены созданием в комитете автоматизированной технологии формирования финансового плана Санкт-Петербурга на три года. В 2003 году была разработана технология пообъектного планирования и учета в разрезе объектов и мероприятий адресных программ. Наконец, прошлый (2004 год) привнес в систему бюджетного процесса комитета финансов технологию учета операций по выплате наличных денежных средств бюджетным учреждениям на районном уровне, а также возможность уплаты налогов от имени бюджетных учреждений в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса о Едином счете по исполнению бюджета.
«Зарубежными аналогами нашей системы могут быть признаны универсальные системы комплексной автоматизации, ориентированные на крупные корпорации, а именно финансовые приложения Oracle и SAP, — говорит Татьяна Сергеева. — Но сейчас результаты обзоров показывают, что созданная в комитете система бюджетирования не имеет полного аналога с учетом развитости характеристик». Что касается иностранных продуктов, то пилотный проект проводился с компанией Oracle . «Результаты этого эксперимента показали, что стоимость лицензии многократно превышает возможности финансирования из местных бюджетов, — поясняет Татьяна Сергеева. — Кроме того, не имея прав владения, мы попадаем в полную зависимость от удаленного разработчика, что при интенсивности и оперативности принятия управленческих решений безусловно недопустимо. К тому же данные продукты не полностью адаптированы к российскому законодательству».
За годы поэтапного усовершенствования системы бюджетирования в Санкт-Петербурге, по словам Александра Никонова, было отлажено взаимодействие с банками, распорядителями, бюджетными учреждениями, федеральными структурами, операции и процессы интегрированы в единой информационной базе системы, осуществляется взаимный контроль процессов планирования и исполнения бюджета. Финансовые данные о бюджетном процессе консолидируются с нескольких уровней участников и из отчетности в центральной информационной базе комитета. Сокращены сроки подготовки и согласования материалов по проекту бюджета, поправок к бюджету при формировании росписи, ведении уточненного плана, формировании лимитов бюджетных обязательств, отчетности об исполнении бюджета. Теперь возможен автоматизированный контроль соответствия планируемых показателей и исполнения бюджета, процедур закупок и их финансирования. Кроме того, Александр Никонов отметил, что внедрение казначейского способа исполнения бюджета Санкт-Петербурга обеспечило стабильный уровень исполнения, сократило пробег денежных средств, повысило наполняемость казны бюджета и пр. В целом, предлагаемая системой бюджетного процесса технология дает комитету полную и достоверную оперативную информацию в актуальном времени, необходимую для принятия решений о проведении приоритетных расходов, целесообразности привлечения средств на финансирование дефицита бюджета.
«Сегодня мы имеем полное право говорить о нашем решении как об информационной модели, построенной в соответствии с законодательством России и Санкт-Петербурга, с возможностями консолидации многотысячных финансовых операций с нескольких уровней участников бюджетного процесса для обеспечения поддержки решений управления финансовыми ресурсами в городе», — отмечает Татьяна Сергеева.
В настоящее время система функционирует на всех уровнях участников бюджетного процесса — в Комитете финансов, финансовых управлениях по районам, у главных распорядителей бюджетных средств в лице территориальных и отраслевых органов исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга, а также в сети подведомственным им бюджетных учреждений. В системе сейчас функционирует 1768 пользователей (на Комитет финансов приходится 20% из их числа). За текущий год планируется увеличить число пользователей системы бюджетирования до 2900. По словам Татьяны Сергеевой, только на основе подсистемы казначейского исполнения бюджета в первые и последние месяцы года обрабатывается от 3 до 12 тысяч платежных поручений ежедневно, ежемесячно в среднем — до 96 тысяч, а в целом по всем системам бюджетного процесса — от 2 млн. (за 2003) до 2,6 млн. (за 2004) электронных документов по всем стадиям.
Экономический эффект
По данным Комитета финансов, экономический эффект от внедрения системы бюджетирования на 2000 год составил 128,5 млн. рублей за счет сокращения времени прохождения средств между счетами распорядителей с подведомственной сетью (без подведомственной сети — 20 млн. рублей). Совокупный эффект в расчете на год составляет 148,5 млн. рублей, а это сопоставимо с трехкратным годовым объемом бюджетных средств, выделяемых в среднем одному из территориальных административных районов Санкт-Петербурга. При этом сокращение межбанковского пробега на счета по исполнению бюджета позволило высвободить серьезные суммы: в 1999 году — 462,2 млн. рублей, в 2000 — 889,2 млн. рублей, в 2001 — 1,03 млрд рублей и так далее.
«С 1997 года расходы по развитию и эксплуатации новой системы бюджетирования комитета финансов Санкт-Петербурга, включая технические средства, в общегородском масштабе составили 469 млн. рублей, — говорит Татьяна Сергеева. — В первые годы преобладали расходы по разработке ядра основного ПО, в последнее время расходы примерно одинаковы на техническую базу и на ПО. Большие вложения объясняются тратами на серверные платформы, а также на то, чтобы застраховать наши отказоустойчивые системы».
Система и новая технология бюджетного процесса, реализуемая в ней, уже используются другими регионами, в частности, финансовым отделом Архангельска (с 1999), министерством финансов Ростовской области (с 2000), финансовым управлением Оренбурга (с 2001).
Центр обработки данных
Объемы и количество задач возрастали, и информационная инфраструктура комитета финансов Санкт-Петербурга неумолимо переставала удовлетворять требованиям по производительности, предъявляемым финансовыми процессами. Необходимо было модернизировать аппаратную часть. Именно поэтому решили запустить проект комплексного усовершенствования информационной инфраструктуры.
Прежняя программно-аппаратная платформа, на которой была установлена система бюджетирования, включала в себя: отказоустойчивый кластер на базе 8-процессорного сервера HP NetServer LXr 8500, основанного на 32-разрядной архитектуре Intel Xeon, Windows 2000 Advanced Server. Для удовлетворения новых требований ИТ-инфраструктуры комитета необходимо было повысить надежность системы и время ее безотказной работы (изначально требовалось, чтобы время простоя системы в год составляло не более 20 минут, а в результате работ оно сократилось до 12 минут), обеспечить поддержку работы до 3000 пользователей.
Поскольку было необходимо обеспечить плавный перевод системы бюджетирования на новую платформу, было решено перейти на 64-разрядную версию SQL Server 200 EE под управлением 64-разрядной Windows Server 2003. В качестве аппаратной платформы был выбран сервер Superdome семейства HP Integrity, основанный на процессорах Intel Itanium 2. Реализацией части проекта, связанной с внедрением серверного решения в информационную структуру Комитета финансов, занималась компания «АНД Проджект». С 1994 года она осуществляет поддержку и развитие серверного центра.
На сегодняшний день центр обработки данных комитета финансов Санкт-Петербурга представляет собой группу высокопроизводительных серверов, обеспечивающих хранение и обработку баз данных за ряд лет. Центр построен на основе кластерных технологий, узлы кластера расположены в двух территориально удаленных серверных помещениях. Также в ЦОД комитета применяются выделенные дисковые подсистемы HP ХР, не имеющие единой точки отказа, все подсистемы обеспечиваются необходимым уровнем дублирования. Серверы и дисковые подсистемы объединены в сеть SAN, при этом предусмотрены альтернативные резервные соединения и пути доступа через дублированные коммутаторы. Процесс запуска комплекса в эксплуатацию, с учетом необходимости зеркалирования реальной информации на территориально разнесенных дисковых подсистемах и недопустимости остановки работы всей системы, был осуществлен специалистами московского и санкт-петербургского офисов Hewlett-Packard.
В дальнейшем запланированы поставка и установка в ЦОД Комитета финансов еще одного сервера HP Integrity SuperDome, модернизация существующего сервера SuperDome и дисковых подсистем хранения данных XP128 и XP48.
Планы
В настоящий момент система бюджетирования полностью внедрена в практику бюджетного процесса в общегородском масштабе. Дальнейшие перспективы развития системы связаны с изменениями в бюджетном законодательстве РФ. Первоочередными задачами на текущий год Комитет финансов Санкт-Петербурга считает создание системы ведения реестра расходных обязательств Санкт-Петербурга, совершенствование механизмов бюджетного планирования при переходе от управления затратами к управлению результатами и переход к применению составления структурированных докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. «Очевидными перспективами работ на данном этапе являются задачи, поставленные Министерством финансов, — рассказывает Татьяна Сергеева. — Мы должны будем создать соответствующее ПО сразу по нескольким направлениям. Очень сложное обязательство для нас — работа с муниципальными образованиями».
Будут продолжены работы по взаимодействию с информационными системами органов государственной власти федерального уровня — управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ по Санкт-Петербургу, главным управлением Центрального банка РФ по Санкт-Петербургу, управлением Федеральной налоговой службы РФ по Санкт-Петербургу, а также органами исполнительной власти Санкт-Петербурга (на данный момент особенно продвинулись работы по синхронизации систем с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли с целью сбалансированности процессов закупок, планируемых из бюджета).
Заказчик | Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга |
Проблема | создание центра обработки данных для обеспечения работы системы бюджетирования |
Руководитель проекта | начальник управления автоматизации и информатизации Комитета финансов Санкт-Петербурга Татьяна Сергеева, Председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Александр Никонов, заместитель начальника управления автоматизации и информатизации Комитета финансов Санкт-Петербурга Алексей Павлов |
Срок реализации проекта | с мая 2003 по май 2004 года |
Особенности проекта | один из первых серверов семейства SuperDome, установленный в Северо-Западном регионе; большие возможности масштабирования |
Исполнитель | компания «АНД Проджект» |
Руководитель проекта | Президент «АНД Проджект» Антон Цыценко |
Установленное оборудование | сервер HP Integrity SuperDome под управлением 64-разрядной Windows Server 2003 |