Как известно, основная проблема территориально разнесенных организаций — низкая оперативность обмена информацией между подразделениями корпорации, головным и дочерними предприятиями. Здесь каждая компания выбирает решение, наиболее отвечающее ее требованиям к этому обмену информацией и возможностям ее собственного кошелька. Корпорация «Синко» объединила локальные сети (ЛС) своего центрального представительства, удаленных офисов, дочерних фирм и филиалов в единую инфраструктуру, используя один из самых простых транспортов — сеть Интернет.
«Сибирская нефтяная корпорация» («Синко») включает несколько дочерних фирм и офисов, расположенных в разных городах России. Основные производственные предприятия и их дочерние структуры («Синко-ННП» и «Синко-Нефтеремонт») размещены в Нижневартовске. Головной офис корпорации находится в Тюмени, но существует и московское представительство «Синко».
Как это устроено в нашей стране, руководство компании, пусть даже сугубо региональной, вынуждено по делам бизнеса большую часть своего времени проводить в столице. И вскоре «руководство по телефону» стало одной из значительных «непроизводственных» затрат. Тогда и родилась идея объединить отдельные ЛС предприятий «Синко» в этих городах в единую сетевую структуру, используя в качестве среды передачи данных Интернет.
Профиль клиента |
---|
Компания: Местонахождение: Руководитель: Руководитель проекта: Проблема: |
Профиль партнера |
---|
Компания: Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Профиль партнера |
---|
Компания: Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Если чего-то не хватает — построй
Объединение по выделенным линиям типа «точка-точка» было отвергнуто с самого начала. Ведь в первоначальном виде под «объединением сетей» подразумевалось лишь создание общего почтового пространства для организации обмена корпоративной почтой. А поскольку объем данного трафика не был велик, да и значительный рост его не предполагался, то использовать такие каналы при их относительно высокой стоимости было бы слишком расточительно.
В то время, когда специалисты выбирали вариант объединенной сети, в «Синко» существовали лишь две ЛС: в штаб-квартире в Тюмени и в московском представительстве корпорации. В каждой из них работали примерно 10—15 пользователей. Однако московский офис имел существенное преимущество — у него был защищенный доступ в Интернет через выделенную линию компании «Телмос» (http://www.telmos.ru). Офис же в Тюмени оставался «отрезанным от мира». Более того, при тестировании выделенного канала из тюменского офиса к точке доступа местного провайдера оказалось, что качество связи по нему не соответствует никаким нормам вообще, поскольку к медному кабелю нашей «последней мили» было просто неприложимо такое понятие, как качество. Конечно, это решение никого не устраивало. Но наши специалисты предложили альтернативу — радиосвязь.
Хорошо в Москве — здесь есть множество фирм, предлагающих услуги организации связи, среди которых можно выбрать и наиболее подходящий тарифный план, и оборудование. В Тюмени же нашлась только одна компания, предоставляющая услуги радиодоступа, — «Текос-Тюмень», поэтому ее предложением мы и воспользовались.
«ТЕКОС-Тюмень» http://www.tekoc.ru |
Западно-Сибирский региональный центр телекоммуникаций "ТЕКОС-Тюмень" создан в марте 1993 года на базе Научно-производственного кооператива "Полиформ". В начале своей деятельности фирма предоставляла телекоммуникационные и информационные услуги через сеть передачи данных с коммутацией пакетов Х.25, созданной компанией "ТЕКОС Лтд." в 1992 году с участием специалистов ЦНИИ машиностроения и Центра управления полетами (ЦУП).
С 1998 году компания начала предоставлять услуги доступа в Интернет по коммутируемым и по выделенным линиям связи — соединительным линиям «Тюменьтелеком», линиям ведомств и коммерческих операторов связи. Совместно с ЗАО "Компьютеры-Программы-Информация" "ТЕКОС-Тюмень" предлагает беспроводной доступ в сеть Интернет и услуги создания беспроводных корпоративных высокоскоростных сетей передачи данных на основе беспроводной сети "Информационная магистраль". Компания имеет лицензии Минсвязи РФ на предоставление услуг телематических служб и услуг передачи данных. |
Техническая сторона вопроса заняла примерно неделю. На крыше здания установили направленную антенну 50х70 см, а одном из помещений офиса — само абонентское устройство: обычный компьютер с процессором i486 под управлением ОС Linux c установленной в нем платой Renoga Turbo, выполняющий роль радиомоста между ЛС и Интернет. Передача информации по радиоканалу в диапазоне 2,4 ГГц осуществляется по протоколу IEEE 802.11b со скоростью до 11 Мбит/с. Для защиты локальной сети офиса используется межсетевой экран, настройку которого специалисты «Синко» выполняли самостоятельно.
Одно из основных требований к организации радиоканала — наличие прямой видимости между приемной и передающей антеннами (базовой станцией), что не всегда возможно из-за рельефа местности или высоких зданий. К сожалению, связать наш офис напрямую с приемной антенной провайдера оказалось невозможно. Но у компании «Текос-Тюмень» немало клиентов в нашем городе. Здание одного из них располагалось в зоне прямой видимости и на приемлемом от нашего офиса расстоянии (около 1,5 км), поэтому его антенну использовали в качестве ретранслятора.
Две-три недели ушло на получение разрешения Главгоcсвязьнадзора на использование частот, составление договора и согласование документов. В результате менее чем за месяц тюменский офис был подключен к Интернету по радиоканалу с пропускной способностью 128 кбит/с.
Сеть с нуля
Прошло почти полгода, прежде чем руководство «Синко» решило приступить к следующему этапу создания общей почтовой сети — подключению к ней дочерних предприятий в Нижневартовске. Эта задача оказалась несколько сложнее. Хотя оба офиса и размещены в одном здании, но никакой локальной сети там не было, «одинокие» ПК выполняли лишь роль пишущих машинок. Поэтому и фронт работ в Нижневартовске оказался и шире, и тяжелее.
Прежде всего предстояло построить современную СКС (на это ушло четыре месяца), обновить и пополнить компьютерный парк, купить, доставить и установить серверы и подключить всю эту сеть к Интернету (еще месяц). Итого пять месяцев — с начала января по конец мая 2002 года.
При выборе марки производителя серверного оборудования мы принимали во внимание в основном два фактора: репутацию брэнда и наличие в городе его сервисной службы. В результате было закуплено три сервера НР моделей LP/LC 1000/2000, устанавливаемых в стойку. Кстати, второй критерий отбора оказался весьма актуальным: один из поставленных серверов пришлось сразу же отправлять в этот самый сервисный центр.
К сожалению, при подключении нижневартовской ЛС к Интернету мы столкнулись с теми же проблемами, что и в Тюмени: линия связи, используемая как «последняя миля», оказалась очень плохого качества, а прокладка нового кабеля требовала как значительного времени, так и немалых средств. Но «радиодорожка» была уже проторена. В Нижневартовске работы по установке и настройке радиомоста выполняла местная и опять же единственная в городе фирма, предоставляющая такого рода услуги, — «Прайд».
ООО «Прайд» http://www.pride-net.ru |
Компания образована в 1992 году в Нижневартовске и специализируется на предоставлении услуг связи, имея лицензию Минсвязи РФ. Партнер компании «Глобал Один».
Одно из основных направлений деятельности «Прайд» — предоставление услуг доступа в Интернет, как через коммутируемые линии, так и по выделенным линиям на базе проводного и беспроводного доступа. Кроме того, компания обеспечивает своим клиентам услуги электронной почты, доступа к своему ftp-серверу, регистрации DNS и т. д. "Прайд" также предлагает широкий спектр услуг связи, начиная от обычной телефонии и заканчивая системами на базе IP-телефонии. Еще одно из направлений деятельности на рынке связи — услуги радио- и транковой связи. |
Как и в тюменском офисе, на крыше офиса в Нижневартовске была установлена направленная антенна диаметром около 1 м. Расстояние до базовой антенны провайдера составило примерно 1 км при наличии прямой видимости. В качестве абонентского устройства использовалась сетевая плата ORiNOCO (стандарт 802.11b) фирмы Luсent, устанавливаемая в ПК. Радиоканал тоже работает в диапазоне 2,4 ГГц и обеспечивает сетевой доступ со скоростью до 11 Мбит/с. Пропускная способность нашего канала в Нижневартовске — 128 кбит/с. Сеть также защищена межсетевым экраном.
Цель близка
И вот наконец все удаленные объекты связаны друг с другом физически. Настал последний этап — создание единой системы корпоративной электронной почты. Здесь мы особо не выбирали, поскольку исторически сложилось так, что локальные сети подразделений базировались на продуктах Microsoft, а некоторые из наших специалистов имели сертификаты системных инженеров этой фирмы. Кроме того, «Синко» к тому времени владела несколькими лицензиями на Microsoft Exchange Server 5.5, который и стал использоваться в качестве сервера корпоративной электронной почты.
С помощью встроенных в Exchange Server функций было организовано почтовое отделение «Синко» и три узла в его структуре: «Синко-Москва», «Синко-Тюмень» и «Синко-Нижневартовск». Каждый из них физически размещался на своем локальном Exchange-сервере, которые логически связаны топологией «звезда» с центральным узлом — «Синко-Москва», поскольку именно его IP-адрес был зарегистрирован за почтовым доменом sinco.ru.
После объединения трех узлов в одном почтовом отделении всем адресатам независимо от их местонахождения стала доступна общая адресная книга, и появилась реальная возможность каждодневного общения между отдельными сотрудниками компании, несмотря на тысячекилометровые расстояния.
Обработка почтовых отправлений происходит на центральном узле «Синко-Москва», куда поступают все входящие сообщения; там они распределяются по адресам узлов, а исходящая почта высылается непосредственно на почтовый сервер того местного провайдера, к которому подключен данный узел. Сообщения пользователей разных офисов передаются напрямую в узел, к которому принадлежит адресат. Безопасность корпоративной почты, передаваемой через Интернет, обеспечивается средствами шифрования, предусмотренными почтовой системой Exchange.
Хорошие результаты «провоцируют» новые планы
От начала создания до начала эксплуатации корпоративной почтовой системы, которая обошлась «Синко» примерно в 5 тыс. долл., прошло около 12 месяцев. И сегодня, после года ее эксплуатации, можно отметить два эффекта от внедрения этой почтовой системы. Один (явный для исполнителей, но трудно оцениваемый с экономической точки зрения) — оперативность работы подразделений, особенно при разработке и согласовании каких-либо документов. Второй эффект — финансовый. Значительно снизилась плата за телефонные и междугородние переговоры, причем в первую очередь за счет резкого сокращения количества передаваемых факсимильных сообщений. Количество документов, переданных по электронной почте, возросло (по сравнению с передаваемыми ранее по факсу) почти в 10 раз.
Но есть и еще один «неформальный» эффект. С появлением новых возможностей сразу возросло число желающих ими пользоваться, да и получение доступа в Интернет для сотрудников тоже имеет свое «социальное» значение.
Вероятно, что следующим этапом развития корпоративной сети станет создание мультисервисной распределенной системы, способной в одном потоке передавать как информационный, так и голосовой трафики между офисами. По нашим оценкам, такая сеть позволит сократить до минимума плату за междугородние переговоры и оптимизировать абонентскую плату за Интернет-трафик, так как доступ в Интернет будет обеспечивать один провайдер для всех офисов. Но для реализации этих планов потребуются уже другие по качеству каналы с гораздо большей, чем сейчас, полосой пропускания.
ОАО «Сибирская нефтяная корпорация» |
Компания создана Постановлением Правительства РСФСР от 16 декабря 1991 года. Сейчас в структуру корпорации входят четыре дочерних предприятия. В реестре ОАО зарегистрировано 85 акционеров, в том числе пять юридических и 80 физических лиц.
За период своего существования «Синко», ведя значительный объем поисковых, геологоразведочных и строительных работ, ввела в промышленную разработку Мыхлорское и Руфь-Еганское нефтяные месторождения. «Синко» не использует государственных ресурсов и уже более десяти лет работает на вводимых только за счет собственных средств и средств инвесторов новых малых нефтяных месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами. В настоящее время корпорация продолжает увеличивать фонд скважин, ведя буровые работы на Руфь-Еганском месторождении. «Сибирская нефтяная корпорация» объединяет несколько дочерних фирм и офисов в разных городах России. Основные производственные предприятия и их дочерние структуры («Синко-ННП» и «Синко-Нефтеремонт») находятся в Нижневартовске, головной офис корпорации — в Тюмени, и есть также представительство в Москве. Общая численность работающих вместе с головным предприятием — более ста человек. |
Алексей Бурмистров — начальник отдела информационных технологий «Сибирской нефтяной корпорации», MCSE. С ним можно связаться по e-mail: burmistrov@sinco.ru. |