Сектор рынка услуг по подбору персонала для предприятий и организаций в последние годы постоянно расширяется, а количество компаний, предоставляющих такие услуги, год от года увеличивается. Здесь в полной мере работает классический рыночный закон: постоянно растущий спрос ведет к росту предложения. Если пять лет назад мало кто был готов платить за услугу по консультированию и подбору специалиста высокого уровня, то сегодня ситуация иная. Политика руководства крупных компаний меняется: использование профессиональных сервисных услуг в различных областях становится нормой. Такой услугой может быть как поставка и внедрение автоматизированной системы управления или разработка ПО, так и подбор персонала.

Крупных компаний, предоставляющих консультации и услуги по подбору кадров, сегодня немного, но небольших — тысячи. Практически от всех компаний, достаточно долго проработавших в данной сфере, «отпочковались» целые кусты новых фирм. Их, как правило, основывают консультанты, достаточно долго проработавшие в рекрутинговом бизнесе, накопившие определенный опыт и стремящиеся открыть собственный бизнес в той же области. Причем ни одна из существующих на этом рынке фирм не собирается объединяться с другой; напротив, конкуренция между ними довольно сильна.

Так проще ли сегодня соискателю найти работу или работодателю — нужного специалиста? Этот вопрос я задала Даниилу Рыбаку, консультанту компании Pynes & Moerner, предоставляющей услуги по поиску руководителей и специалистов высшего звена. “Не думаю, что проще, — ответил он, — потому что умных и энергичных людей всегда оказывается меньше, чем требуется рынку”.

Профиль клиента

Компания:
Pynes & Moerner

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Даниил Рыбак, генеральный директор

Проблема:
Автоматизация рекрутинговой деятельности

Профиль партнера

Компания:
“Аплана Софтвер”

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Андрей Гриб, главный специалист

Решение:
Разработка и внедрение автоматизированной системы на платформе Lotus Notes

Компания

Pynes & Moerner — компания молодая, начавшая свою историю весной 2001 года. Ее специализация обозначается как executive search. Иными словами, это классическая сервисная консалтинговая компания, оказывающая услуги по поиску топ-менеджмента. Из ее клиентов примерно две трети — это отечественные компании, треть — западные, имеющие в России свои представительства. Что касается области поиска, то примерно половина приходится на Россию и СНГ и половина — на страны Европы и Америки.

Подобно многим консалтинговым компаниям, Pynes & Moerner возникла как партнерство. Каждый партнер (или консультант) ведет работу по одному или нескольким направлениям — “индустриальным практикам”. Соответственно каждый выстраивает свою клиентскую базу, накапливает необходимую экспертизу. Индустриальные практики ведутся в компании по следующим направлениям: финансы и инвестиции, информационные технологии, профессиональные услуги, потребительские товары и различные отрасли промышленности. Каждый партнер, работающий сегодня в Pynes & Moerner, имеет солидный опыт, накопленный за многие годы работы в индустрии executive search или на руководящих позициях в компаниях других отраслей.

Основная деятельность компании построена по трехуровневой схеме: research — консультанты — партнеры. На нижнем уровне (research) ведется собственно поиск, своего рода исследовательская работа. Здесь изучается рынок, составляются списки кандидатов на требуемые должности. Следующие два уровня тесно связаны между собой. Консультанты и партнеры встречаются с кандидатами на те или иные должности, проводят отбор.

Каждый новый поиск рассматривается в Pynes & Moerner как проект, разделенный на четко очерченные этапы, что позволяет формулировать задачи на каждом из них и соблюдать соответствие запланированных и реально совершенных действий. За результат и качество оказанных услуг руководитель проекта несет персональную ответственность.

Автоматизация

Вопрос об автоматизации деятельности встал практически одновременно с образованием компании. Причем требовалась система, полностью автоматизирующая весь цикл работ: от начала работы с клиентами, получения и выполнения заказа до его “закрытия” и последующей выплаты гонорара. При создании своей системы в Pynes & Moerner намеревались обобщить опыт и понимание проблем, накопленные сотрудниками компании за время предыдущей работы в аналогичном бизнесе (причем вовсе не обязательно опыт автоматизации).

При ближайшем рассмотрении оказалось, что на российском ИТ-рынке готовых продуктов с требуемой функциональностью попросту нет. Западные системы не удовлетворяли компанию по тем или иным параметрам. В итоге было принято решение внедрять заказную разработку.

В качестве разработчика в Pynes & Moerner выбрали компанию “АйТи”, точнее, ее дочернюю фирму “Аплана Софтвер”, созданную на базе Центра заказной разработки ПО. Выбор был обусловлен известностью “АйТи” на рынке, уверенностью, что компания справится с поставленной задачей, а также тем, что с “АйТи” в Pynes & Moerner исторически поддерживали деловые взаимоотношения.

“АйТи”
http://www.it.ru
Компания создана в 1990 году, сегодня входит в число ведущих российских системных интеграторов. Сегодня группа компаний «АйТи» состоит из шести фирм. Основные направления деятельности — системная интеграция (более 60% оборота), производство собственных программных продуктов, предоставление ИТ-сервисов и дистрибуция. Общий оборот группы за 2002 год составил 49 млн долл. В компании работает 560 специалистов.

«АйТи» имеет 14 региональных представительств в крупных городах России и СНГ. Сеть партнеров насчитывает более 250 фирм. У компании имеется учебный центр — «Академия АйТи».

В декабре 2001 года на базе Центра заказной разработки программного обеспечения создана дочерняя компания "Аплана Софтвер".

Платформа будущей системы была предопределена. Исторически сложилось так, что многие сотрудники Pynes & Moerner работали на платформе Lotus Notes, к тому же все наработанные базы данных были реализованы на этой платформе. А так как база данных — это один из основных элементов автоматизированной системы в рекрутинге, нужна была однородность технологии, что исключало бы впоследствии конфликт платформ. Кроме того, Lotus Notes хорошо поддерживала требуемую функциональность будущего программного продукта. А “Аплана Софтвер” имела необходимый опыт разработок на Lotus Notes.

Постановку задачи и разработку концепции взяли на себя специалисты заказчика, так как лучше владели вопросом. Разработчики из “Аплана Софтвер” на основе концепции подготовили техническое задание и приступили к программированию. Система разрабатывалась около полугода. В результате получился хорошо масштабируемый продукт, удобный для внедрения.

Внедрение системы было выполнено за короткий срок осенью 2001 года. Далее началась отладка и доводка продукта. Этот процесс еще не закончен, причем он не связан с несовершенством системы. “Скорее это связано с нами, — отметил Даниил Рыбак, — потому что за два года работы компании наши бизнес-процессы претерпевали различные изменения, которые мы хотели отразить в автоматизированной системе. Мы задались целью автоматизировать всю цепочку функционирования компании, что само по себе непросто, да и не всегда понятно, нужно ли”.

Ежедневное сопровождение системы осуществляет сотрудник Pynes & Moerner, прошедший обучение в Центре разработок “АйТи” и принявший участие в заключительной стадии разработки продукта и во внедрении. В настоящее время помимо сопровождения он занимается развитием системы. Если требуется изменение функционала, то Pynes & Moerner обращается к разработчикам.

Бизнес & IT

Одна из основ успешного существования крупного консалтингового бизнеса — умение не только нарабатывать по всему миру собственную базу экспертных данных, но и правильно ее хранить и применять в том месте и в то время, где это требуется. Именно благодаря этому клиенты — крупные географически распределенные компании могут воспользоваться консультационной услугой в любой стране своего присутствия.

В настоящее время Pynes & Moerner развивает отношения с партнерами в Англии и Америке. Удаленный доступ к базе данных позволит всем консультантам компании, независимо от географического положения, иметь доступ к необходимым для работы информационным ресурсам. Кстати, автоматизированная система хорошо масштабируется, благодаря чему ее без проблем можно будет применять и тогда, когда бизнес компании вырастет. “Это позволит наше знание не только наращивать, но и эффективно использовать, — подчеркнул Даниил Рыбак. — Наш бизнес как раз и заключается в продаже знаний. Наш продукт — это наша экспертиза, которая нуждается в удобном и гибком хранилище”.

Известно, что организация хранилища знаний — дело непростое, потому что знание зачастую не структурировано. Система должна напоминать живого человека, который, помня некий набор сведений о сотне людей, может в нужный момент применить свои знания, причем что-то делая на уровне интуиции. Только в системе такие сведения собираются не о сотне, а о тысячах людей. Основная сложность рекрутинговой, или executive search-компании в том, что каждый консультант — хранитель своего собственного знания и о клиентах и потенциальных кандидатах. Это знание трудно структурировать и разделить между остальными участниками проекта.

Чтобы как-то решить эту задачу, каждый партнер-консультант Pynes & Moerner должен, выполняя определенное количество шагов в ходе проекта, заполнить соответствующие поля в базе данных. В базу вносятся все контакты с клиентами, отражается весь процесс поиска: какой специалист ищется на рынке, какие и когда имели место интервью, каковы оценки тестов по каждому кандидату.

Здесь, однако, возникают сложности, связанные с качеством заполнения этих полей. Чтобы отслеживать, как заполняются соответствующие формы базы данных, в системе имеется встроенное средство контроля. Кроме того, в компании применяется и внутренняя система контроля, где рассматриваются все записи последней недели и проверяется, все ли данные о заказчике и кандидате внесены правильно.

Благодаря планированию сроков и трудозатрат консультантов руководство компании имеет возможность контролировать успешность продвижения поиска и загруженность каждого профессионального сотрудника, а клиент может в любой момент получить полную информацию о состоянии дел.

Все консультанты компании, находясь вне офиса, в скором времени смогут работать с корпоративной системой в удаленном режиме. Сегодня эта функция еще не полностью активирована — пока дорабатывается вопрос безопасности и защиты от несанкционированного доступа, хотя тестирование уже практически завершено. Пока же удаленная работа происходит в режиме электронной почты.

Единственная задача, которая не ставилась перед разработчиками системы, — это автоматизация бухгалтерии. В системе финансовая сторона дела представлена следующей функциональностью: рассчитываются гонорары, определяется порядок их выплат, распределение между сотрудниками, участвующими в том или ином проекте, — т. е. все, что касается взаимодействия внутри компании. Что касается отношений с клиентами, то ни один проект в компании не принимается к работе без предварительного обсуждения и одобрения руководителей практик.

Кроме всего прочего, наличие и использование в компании автоматизированной информационной системы дает еще одно важное преимущество. “Там, где нет такой системы разделения знаний, доступного хранилища, уход консультанта из компании — это потеря части бизнеса, — подчеркнул Даниил Рыбак. — Соответственно уход двух консультантов наносит весьма болезненный удар по бизнесу. А если консультантов всего десять, то такие потери могут обернуться смертью компании”. Pynes & Moerner смогла себя обезопасить от подобных ситуаций. Конечно, человек все-таки не может передать компьютеру все нюансы своего знания, но основная сущность остается, и другой специалист сможет, если потребуется, этим знанием воспользоваться и продолжить дело. В бизнесе executive search это очень важно.

Автоматизированная система решила те задачи, которые ставились изначально, отметил, подводя итоги, Даниил Рыбак, но “…проблема в том, что те же самые задачи в процессе жизни компании непрерывно изменяются. Мы сами становимся мудрее и, приобретая опыт, видоизменяем действующую бизнес-модель”. Поэтому система, как живой организм, проходит стадии постепенного изменения: лишний функционал исключается, новый добавляется. Таким образом, оттачивается не только система, которая позволяет эффективно работать с накопленными знаниями, но и бизнес-процессы, действующие в Pynes & Moerner.

Pynes & Moerner
http://www.pynes.ru
Компания образована в 2001 году. Предоставляет полный спектр услуг по подбору и оценке ключевых сотрудников — управляющих и профессионалов для международных и российских организаций. Pynes & Moerner специализируется на поиске руководителей и специалистов высшего звена.