Официально основание фармацевтического комбината «Акрихин» приурочено к выпуску в 1936 году первой промышленной партии одноименного препарата для лечения широко распространенной в то время малярии. Хотя в начале 1950-х производство акрихина прекратили (в связи с победой над малярией), его название навсегда осталось в названии предприятия. К моменту распада СССР комбинат «Акрихин» выпускал более 100 наименований активных субстанций, на долю этого предприятия приходилось около 24% от общего объема их производства в стране.

В октябре 1992 года предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа и приобрело полную хозяйственную самостоятельность. В связи с обвальным падением производства российских активных субстанций (в результате отсутствия государственной программы реформирования и поддержки фармацевтической отрасли) руководство «Акрихина» приняло решение перепрофилировать работу комбината на производство готовых лекарственных средств. Это и определило стратегию развития предприятия в последующие годы.

В реализации поставленных задач руководство «Акрихина» отводило значительную роль современным информационным технологиям. Еще в 1995 году для построения комплексного решения на комбинате были привлечены сотрудники компании «АйТи», перед которыми тогда были поставлены задачи создания локальной сети и разработки ПО. В этот период на предприятии была развернута заказная конфигурация системы "БОСС-Компания", позволившая автоматизировать отдел продаж, склад готовой продукции, бухгалтерию, производственные участки, расчет заработной платы и отдел кадров.

Профиль клиента

Компания:
ОАО «Химфармкомбинат «Акрихин»

Местонахождение:
Московская область

Руководитель:
Игорь Сорокин, начальник отдела информационных технологий

Число сотрудников:
более 1600 человек

Проблема:
Автоматизация управления персоналом и расчета заработной платы

Профиль партнера

Компания:
«АйТи»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Евгений Кучик, директор департамента систем управления персоналом

Число сотрудников:
более 800 человек

Решение:
Поставка и внедрение системы управления персоналом и расчета заработной платы "БОСС-Кадровик"

Отказ от заказных решений

К 1998 году в системе "БОСС-Компания" на комбинате работало более пятидесяти пользователей одновременно. Но за годы эксплуатации решение успело устареть как морально, так и физически — система зачастую не справлялась с запросами, а их объем между тем возрастал. Кроме того, компания «АйТи» к тому времени объявила о прекращении поддержки заказных проектов. Пользователям было предложено перейти на тиражный продукт "БОСС-Компания". Но перед ИТ-специалистами «Акрихина» стояли уже совсем не те задачи, автоматизация которых была актуальна в первой половине 1990-х.

«Мы хотели перейти на более технологичное и прогрессивное решение, — рассказывает Игорь Сорокин, начальник отдела информационных технологий комбината «Акрихин». — При этом желательно было как можно полнее задействовать возможности выбранной системы. Современные продукты предлагают очень много возможностей, о которых мы сами можем и не догадываться, так что, вероятно, заказчики даже не могут грамотно поставить задачу разработчикам. Мы предпочли выбрать стандартное эффективное решение, а не изобретать велосипед».

Комбинат провел тендер, в результате которого была выбрана ERP-система Navision. Внедрение этого продукта началось в марте 2001 года. Но одновременно с переходом на новую ERP-платформу и новую концепцию управления информацией стал актуален вопрос и о выборе новой системы управления персоналом.

Надо сказать, что вплоть до деноминации рубля налоги по заработной плате на "Акрихине" считались вручную. Если учесть, что штат предприятия превышает полторы тысячи человек, задача была архисложной. Позднее кадровая служба комбината получила локальную программу, которая в принципе устраивала кадровиков. Но, выбирая ERP-систему масштаба предприятия, ИТ-специалисты ясно понимали, что расчет заработной платы должен вестись в комплексе, охватывающем также кадры и штатное расписание, — только это позволило бы эффективно учитывать режим работы, условия труда и различные отчисления, например, в Пенсионный фонд. Поэтому при выборе нового решения большое внимание уделялось модулю управления персоналом.

«В процессе выбора Navision мы посетили очень много компаний, предлагающих на нашем рынке системы западного производства, — вспоминает Игорь Сорокин. — Рассматривали такие продукты, как Scala, Baan, Platinum и прочие. Пожалуй, только в Scala нам понравились встроенные средства управления персоналом, в других системах этому модулю придавалось второстепенное значение. И чем больше мы узнавали, тем больше убеждались, что необходимой нам степени проработки кадрового модуля в едином комплексе информационной системы мы не встретим. Да и с требованиями российского законодательства в этом вопросе западные системы явно не справлялись».

Действительно, отечественная законодательная база в области налогообложения физических лиц меняется быстрее даже пресловутого бухгалтерского учета. В результате специалисты «Акрихина» вскоре осознали, что, независимо от того, какая ERP-система будет выбрана, ее встроенный модуль управления персоналом использован не будет. Вместо него комбинату придется приобрести специализированную систему отечественного производства с достаточно хорошей проработкой особенностей законодательной базы и прочей российской специфики. По мнению специалистов комбината, на тот момент указанным требованиям отвечали системы управления персоналом "БОСС-Кадровик" компании «АйТи» и "АиТ:\Управление персоналом" "АиТ Софт" (http://www.aitsoft.ru).

«АйТи»
http://www.it.ru
Компания основана в 1990 году. Основные направления деятельности — ИТ-консалтинг, создание и внедрение систем автоматизации управления предприятием (собственная разработка компании — система «БОСС»), инфраструктура информационных систем (компания производит собственную структурированную кабельную систему «АйТи-СКС»), системы безопасности, разработка заказного ПО, обучение в области ИТ и бизнеса. Объем продаж компании в 2002 году составил 47 млн долл.

Компания «АйТи» имеет дочерние фирмы: «Арсеналъ», «Мобико», «Аплана», «AVA Дистрибуция», а также центр авторизованного обучения — «Академию АйТи». Региональные подразделения «АйТи» и «Академии АйТи» действуют в Алма-Ате, Волгограде, Иркутске, Казани, Краснодаре, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Тюмени, Уфе, Хабаровске, Челябинске. Система качества компании «АйТи» применительно к проектированию, построению и сопровождению интегрированных информационно-вычислительных комплексов сертифицирована на соответствие требованиям ISO 9001 и включена в Государственный регистр систем качества.

"Мы выбрали решение компании «АйТи» во многом потому, что уже знали разработчиков продукта, — признался Игорь Сорокин. — Кроме того, функционал системы, который мы смогли оценить во время тестирования демоверсии, нас полностью устраивал. Вполне приемлемой была и финансовая сторона вопроса".

Фактор HRM

Меняется не только законодательство, регламентирующее трудовые отношения, но и отношение к кадровому учету. Если раньше регламентные функции, связанные с этим вопросом, делегировались расчетно-бухгалтерским службам и другим "поддерживающим" подразделениям, то сейчас управление персоналом становится самостоятельной сферой. Грамотный кадровый менеджмент (Human Resource Management, HRM) — один из факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества современного предприятия. Именно поэтому многие предприятия, решившие вопросы, связанные с организацией автоматизированного учета персонала и расчета заработной платы, включают в перечень своих приоритетных задач внедрение автоматизированной системы управления персоналом, построенной на принципе взаимосвязанности всех участков рабочего процесса.

Ключевое звено HRM-контура системы "БОСС-Кадровик" — это профиль должности, в который входят описания целей и задач той или иной должности, соответствующие функции, совокупность требований к профессионально-квалификационным навыкам, знаниям и умениям, а также требования общего характера (профессиональные, психофизиологические, социального характера), "компетенции" и т. п. Все критерии HRM-контура сосредоточены в единой базе требований, которая служит фундаментом для управления всеми кадровыми процессами. Те же критерии используются при отражении профиля работника. Таким образом, сравнивая профили сотрудника с профилем должности, можно своевременно решать вопросы оценки и обучения персонала, подбора и аттестации штатных специалистов, мотивации и планирования кадрового роста сотрудников, а также различных компенсаций.

Для развертывания HRM-функционала "БОСС-Кадровика" в компании необходимо открывать самостоятельный внутренний проект, который должен быть реализован до непосредственного внедрения расширенного функционала всей системы. Этот проект связан с формализацией заданий, разработкой должностных инструкций, документальным описанием всех (или хотя бы ключевых) должностей в компании и т. п. Подобное мероприятие, требующее значительных затрат людских ресурсов, как правило, становится серьезным препятствием для многих компаний. Поэтому перед специалистами Департамента систем управления персоналом компании «АйТи» стоит задача создания своей собственной консалтинговой службы, способной выполнять эти подготовительные работы для внедрения HRM-функционала.

Адаптация и модернизация системы

Не секрет, что практически любая тиражная система, внедряемая в масштабах крупного предприятия, требует определенной доработки и адаптации. Не был исключением и проект на фармацевтическом комбинате «Акрихин». Впрочем, схема поддержки системы "БОСС-Кадровик" построена таким образом, что при изменении в законодательстве или модификации самой системы (например, в случае добавления новых функций) всем клиентам рассылается файл модернизации, предназначенный для установки на стандартную тиражную версию. Такая модернизация не оказывает воздействия на данные, изменяя только функциональность и интерфейс системы. Однако при этом теряются все пользовательские изменения, внесенные в систему с целью ее адаптации на предприятии, — пакет приводится к состоянию обновленной стандартной версии.

Естественно, ни разработчикам, ни заказчикам при такой схеме невыгодно вести заказные проекты и содержать специалистов для поддержания конкретной специфики. «Но "БОСС-Кадровик" — достаточно открытый продукт, позволяющий без особого труда вносить нужные изменения, поэтому данная проблема легко решается, — говорит Игорь Сорокин. — В частности, мы по рекомендации компании «АйТи» обратились к компании «Омега Плюс», которая занимается поддержкой и сопровождением этой кадровой системы. «Омега Плюс» берется восстанавливать все пользовательские наработки после обновления системы. Сотрудники компании по договору приезжают на время обновления и восстанавливают изменения. Как правило, это происходит в течение рабочего дня».

Работы по обновлению проводятся на основании ТЗ, в котором фиксируются все настройки, наработанные за время эксплуатации системы. Это достаточно объемный и содержательный электронный документ, описывающий все необходимые процедуры. В момент проведения регламентных работ по обновлению версии пользователи не должны обращаться к системе, поэтому для таких случаев выбирают "спокойное" время.

Так получилось, что внедрение системы "БОСС-Кадровик" на фармацевтическом комбинате началось раньше, чем был внедрен пакет Navision. На предприятии еще действовала система "БОСС-Компания", и программистам из компании «АйТи» пришлось осуществлять интеграцию между двумя системами — данные из "БОСС-Кадровика" выгружались в "БОСС-Компанию".

Затем перед предприятием встала задача организовать аналогичный обмен данными с Navision, но в этом случае речь шла уже о двухстороннем обмене. «Наш опыт показывает, что Navision и "БОСС-Кадровик" — достаточно прогрессивные и перспективные продукты, — говорит Игорь Сорокин. — Компании, продвигающие эти решения, сами заинтересованы в построении общего интерфейса. Разумеется, заинтересованы в этом и пользователи двух продуктов, и компании-разработчики. Данный вопрос будет вставать неоднократно, и его надо рассматривать шире, не просто в плане стыковки интерфейсов на конкретном предприятии, а в рамках стандартизации обмена данными между двумя системами».

Итоги и перспективы

В настоящий момент с помощью системы "БОСС-Кадровик" на комбинате «Акрихин» автоматизирована деятельность трех подразделений — отдела кадров, отдела мотивации и отдела расчета заработной платы. Говоря о результатах внедрения, сотрудники предприятия отмечают не только повышение эффективности работы кадровой службы, но и снижение издержек за счет правильной и своевременной уплаты налогов с фонда заработной платы физических лиц. К сожалению, формальных методов, позволяющих рассчитать эту составляющую экономического эффекта, нет, поэтому оценка носит скорее субъективный характер. Опыт же специалистов компании «АйТи», основанный на нескольких сотнях внедрений "БОСC-Кадровика", говорит о том, что в условиях крупного предприятия расходы на внедрение системы окупаются в течение года.

Говоря о предпосылках смены ИТ-платформы на «Акрихине» в конце 1990-х, мы упомянули, что тиражные продукты способны аккумулировать в себе знания и опыт многих компаний. При этом сопровождение системы, как правило, предполагает, что продукт постоянно поддерживает полное соответствие изменяющемуся законодательству. В свою очередь законодательство зачастую бывает путаным, и субъекты, действующие в его поле, не всегда однозначно его понимают (пример — взаимодействие налоговых служб с расчетно-бухгалтерскими подразделениями). И здесь надо отметить, что методики и алгоритмы, реализованные в обновленных выпусках системы "БОСС-Кадровик", уже не раз помогали «Акрихину» решить спорные вопросы с начислением зарплаты и удержанием налогов.

ОАО «Химфармкомбинат «Акрихин»
http://www.akrihin.ru
Предприятие основано в 1936 году. В 1992 преобразовано в акционерное общество открытого типа. В течение последних 10 лет по объемам производства входит в тройку лидеров отечественных производителей. В настоящий момент номенклатура изделий комбината превышает 170 наименований. Около 38% препаратов, выпускаемых на комбинате, включены в перечень «жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» Минздрава РФ. В 2000—2001 годах освоено 19 наименований новой продукции, из них 16 — в соответствии с программой замещения импорта. Система управления качеством на предприятии имеет сертификат ISO 9001:2000.