В конце октября российские таможенники отмечали свой профессиональный праздник, отчитываясь о результатах проделанной работы и принимая поздравления. Не погрешив против истины, можно сказать, что поздравления в адрес сотрудников Государственного таможенного комитета во многих отношениях вполне заслуженны. Несмотря на определенные проблемы в работе отдельных таможенных терминалов, ГТК в целом остается одним из самых эффективно работающих ведомств России. Выбрав в качестве приоритета борьбу с недостоверным декларированием, Таможенный комитет на протяжении двух лет последовательно проводит соответствующие мероприятия, которые, несомненно, потребовали от многих руководителей ведомства серьезно пересмотреть свои взгляды на роль фискальных служб и организацию их работы.
Результаты деятельности ГТКОсновной результат, которого ГТК достиг в 2002 году, — это выполнение годового задания Правительства РФ по сбору таможенных пошлин. Несмотря на то, что отчетный период еще не завершился, динамика показателей сбора платежей позволяет прогнозировать это с высокой степенью уверенности. Сейчас ГТК РФ ежемесячно собирает около 1,7 млрд долл.; поступления из этого ведомства формируют примерно 40% бюджета России. В условиях российской экономической действительности само собой напрашивается предположение, что Таможенному комитету удается выполнять непростые требования правительства только благодаря «закручиванию гаек». Как ни удивительно, это совершенно не соответствует реальности — напротив, в последнее время ГТК приобрел славу одного из самых либеральных фискальных ведомств. Так, в мае 2002 года, после нескольких месяцев противостояния с МАП, таможенники отстояли «белые» списки импортеров автомобилей, получивших право проходить упрощенную процедуру контроля таможенной стоимости, а в июле вступил в силу аналогичный приказ ГТК в отношении официальных импортеров бытовой техники (еще раньше комитет ввел упрощенные правила ввоза для товаров этой категории, после чего время оформления таких грузов существенно сократилось). |
Нет ничего удивительного в том, что роль информационных технологий в работе таможенной службы с каждым годом только увеличивается. Поражает лишь тот размах, с которым реализуются проекты по информатизации фискального ведомства. О том, как информационные службы ГТК России решают поставленные перед ними задачи, какие системы поддерживают работу таможенных подразделений, а также о ближайших перспективах развития ведомственных ИС в беседе с ответственным редактором Intelligent Enterprise Любовью Ароновой рассказывает начальник Управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Леонид Ухлинов.
Intelligent Enterprise: Леонид Михайлович, какова история становления информационной службы ГТК? Как менялись подходы к автоматизации ведомства со времени его основания?
Леонид Ухлинов: Десять лет назад, когда комитет только организовался, его первый руководитель очень большое внимание уделял автоматизации и информатизации таможенных структур. И сейчас эта тенденция только усиливается: нынешний председатель ГТК Михаил Ванин считает развитие информационных систем одним из приоритетных направлений деятельности комитета. Так что общий взгляд на ИТ за это время не изменился — менялись только акценты.
Первое, что мы сделали после образования ГТК РФ, — провели реструктуризацию бизнес-процессов и формально описали действия, которые выполняют инспектора на рабочем месте. Затем приступили к автоматизации этих элементов — созданию автоматизированных рабочих мест таможенного инспектора.
К 1997 году у нас уже были разработаны несколько различных АРМ — рабочие места таможенного инспектора, инспектора на складе, АРМ валютной стоимости и контроля таможенных платежей. Кроме того, были и другие программные приложения, и все это было частично интегрировано в автоматизированную систему таможенной службы. Но этого было недостаточно — и тогда был издан документ под названием «Техническое задание на единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) второй очереди». С этого времени началось совершенно четкое движение к интеграции информационных систем ГТК.
К 2000 году мы пришли к пониманию того, что и ЕАИС второй очереди начинает «спотыкаться» из-за того, что не стандартизована информация в базах данных, нет единой структуры данных, отсутствуют внутренние стандарты на порядок разработки, не существует взаимно согласованных интерфейсов между разными программными продуктами. И тогда мы решили: хватит разрабатывать АРМ, пора создавать комплексные системы автоматизации тех или иных участков нашей деятельности. Вот есть проблема — таможенное оформление, и есть ее решение — комплексная система таможенного оформления, которая охватывает все: и прием на склад, и обработку информации о товарах, и учет, и работу инспектора.
Комплексные системы сегодня уже эксплуатируются в двух регионах — Центральном и Северо-Западном. И они будут распространяться по всей стране, постепенно вытесняя АРМ. Но даже те рабочие места, которые еще действуют сегодня, — это не АРМ образца 1996—97 гг. В настоящее время все интерфейсы и структура базы данных стандартизованы. Каждый год издаются «Дополнения…» к правилам заполнения грузовой таможенной декларации, таможенно-приходного ордера, документа контроля доставки товаров, в которых детально описываются спецификации каждой графы и правила ее заполнения.
Аналогичную стандартизацию мы проводим и в области разработки ПО. Как было раньше? Допустим, где-то в Рязани захотели разработать новую программу, которая заполняет отчетные формы. Разработали. Естественно, эти формы не совпадают с теми, которые разрабатываются в Липецке. Сейчас это все ликвидировано, есть единые формы, которые каждый год утверждаются приказом по комитету. И никто не может эти приказы нарушить. Определен очень жесткий порядок приема программных средств в фонд алгоритмов и программ: обязательно назначается специальная комиссия, которая их оценивает, и только после положительного заключения эти программы рассылаются в таможни и могут использоваться. Никакой самодеятельности уже давно нет.
Фонд алгоритмов и программПо состоянию на 01.10.2002 г. в Фонд программных средств ЕАИС ГТК России, принятых в эксплуатацию, входят 243 разработки, в том числе средства многоступенчатого логического контроля и оценки эффективности работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости, различные версии системы «Автоконтроль», модули «Таможенный розыск» и «Целевые ориентировки», системы кадрового делопроизводства, программные средства сбора, обработки и выдачи сводных результатов деятельности подразделений таможенной охраны, АИС учета, контроля и исполнения документов, а также разнообразные средства обмена данными с региональными управлениями ГТК РФ и сторонними организациями, предоставляющими околотаможенные услуги. В последние два года в развитии ЕАИС ГТК наметилась тенденция к разработке не только средств обеспечения учета и контроля внешнеэкономических операций, но и аналитических приложений разного уровня. Так, если в 1997—2000 годах среди программных средств, проходящих внутреннюю экспертизу ГТК, преобладали АРМ, учетные, справочные и статистические системы, то уже в середине 2000 года в Фонд программных средств ЕАИС ГТК были добавлены два аналитических приложения — системы анализа динамики количественных данных по сопряжению таможенных режимов и определения влияния конкретных видов товаров на поступление денежных средств в федеральный бюджет. В 2001 году в Фонд вошли также новые версии подсистемы формирования оперативного анализа и отчетности (АСТО-П701) и системы анализа данных и поддержки принятия решений (АС АДППР «Аналитика 2000»), а ПО кадровой службы ГТК было модернизировано за счет информационно-аналитической подсистемы «Кадры-Аналитика». В 2002 году усиление аналитического направления в деятельности ГНИВЦ ГТК стало совершенно очевидным; с начала текущего года в Фонд добавлены следующие аналитические приложения:
Более подробную информацию о Фонде программных средств ЕАИС ГНИВЦ ГТК можно найти по адресу http://www.customs.ru/ru/fps_gnivc.xpml и http://www.customs.ru/ru/doc_show.xpml?mds_objectid=2561 |
IE: Какие направления деятельности Таможенного комитета находятся в фокусе внимания ИТ-специалистов ведомства? Какие процессы приходится автоматизировать в первую очередь, что наиболее важно?
Л. У.: Говоря в общем, наша задача — максимально упростить работу таможенного инспектора. Любой участник внешнеэкономической деятельности первым на границе видит таможенника, и от того, насколько правильно тот выполняет свои функции, зависит не только впечатление о таможенной службе, но и продвижение товаров на нашу территорию, а значит, ситуация в торговле и экономике в целом. Таможенник должен способствовать торговым операциям, а для этого он должен как минимум получить из компьютера полное описание товара и информацию об участнике ВЭД.
В государственном масштабе таможня любой страны выполняет восемь главных задач, расставленных по приоритетам в зависимости от экономической ситуации. В России основной приоритет имеет фискальная функция — сбор денег в бюджет, в то время как в Америке, например, на первый план выдвинуто предотвращение ввоза запрещенных товаров. Второй по важности слой нашей работы — это обеспечение правоохранительной деятельности на таможне. Здесь ЕАИС применяется для информационной поддержки расследования дел о таможенных правонарушениях и проведения таможенного аудита. Третье, что можно сейчас отметить, — это разработка комплексной системы анализа и управления таможенными рисками. Для решения этих задач в ГТК сейчас создана и развивается соответствующая организационная структура — информационно-техническая служба таможенных органов, в которую входят несколько подразделений.
IE: И каковы основные элементы этой структуры?
Л. У.: Есть определенная иерархия, наверху которой находится Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК РФ. Дальше идут информационно-технические службы каждого из семи региональных таможенных управлений (РТУ), а в каждой таможне есть один или несколько информационных отделов — в зависимости от объема товаров, которые она оформляет. Так, работу таможенных подразделений Шереметьевского авиатранспортного узла поддерживают отделы ведения баз данных, администрирования локальных сетей, технического обслуживания вычислительной техники и телекоммуникаций и отдел технических средств таможенного контроля. Это организационный уровень ИТ-служб Таможенного комитета.
Все уровни информационно-технической службы ГТК используют ресурсы единой автоматизированной информационной системы, развитием и поддержкой которой занимается Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ ГТК РФ). Кроме того, в каждом из семи РТУ имеются собственные вычислительные центры, а во всех таможнях (их около 150) — информационно-технические отделы. В качестве «корней» этой древовидной структуры выступают информационные системы таможенных постов — их более 600 внутри России и по ее границам. Все это в целом представляет собой техническую базу нашей ИТ-службы.
Образно говоря, Управление спецтехники — это мозг информационной службы ГТК, ГНИВЦ — ее сердце, а информационно-технические подразделения на местах — руки. В управлении работают около 100 человек, здесь разрабатываются стратегия развития информационно-технического обеспечения деятельности ГТК, соответствующие методики, планы и программы информатизации; в ГНИВЦ трудятся около 600 человек, которые непрерывно реализуют все это на практике.
IE: Какие программно-аппаратные средства используются в информационной системе ГТК?
Л. У.: Главный вычислительный центр построен на двух платформах — DEC Alpha Server на основе RISC-архитектуры и Intel-серверы, предназначенные для обработки и хранения агрегированной информации, управления передачей данных и обслуживания запросов к базе данных со стороны центрального аппарата. Сама база данных размещена на DEC, но к ней мы стараемся допускать пользователей только через промежуточный сервер, чтобы они не губили наш «золотой фонд» чистой информации.
Все информационные системы, включая те, что работают на серверах таможенных постов, связаны единой телекоммуникационной сетью. Каждый день в этой системе циркулирует несколько сотен мегабайт информации. Каналы, конечно, имеют разную пропускную способность: между главным и региональными вычислительными центрами идут цифровые потоки пропускной способностью 2 Мбит/с, но некоторые посты «сидят» на сетях общего пользования, коммутируемых каналах.
Наша центральная база данных уже «весит» несколько сотен терабайт: это архивы оформляемых таможенных деклараций (более 2,5 млн документов в год, по несколько десятков килобайт каждый) плюс специализированные базы данных документов контроля доставки товаров и транспортных средств, таможенных приходных ордеров, сертификатов и нормативно-справочной информации, а также БД по участникам ВЭД.
База данных ГТДЦентральный элемент комплексной системы таможенного оформления, которая уже создана и функционирует в ряде управлений ГТК, — база данных грузовых таможенных деклараций (ГТД). Каждый товар, приходящий на границу, имеет множество сопроводительных документов — накладные, контракт, паспорт сделки, которая предваряет поставку, книжки перевозчиков и т. п. Вся информация из этих документов сводится в один — грузовую таможенную декларацию; этот документ в настоящее время наиболее важен в работе таможенных служб. В ГТД описывается сам товар, его отправитель, получатель, указывается таможенная стоимость, вес, способ доставки и т. п. Форма этого документа вписана в структуру БД, и каждое его поле имеет под собой информационную поддержку. Формирование ГТД и ее использование включает несколько этапов. При поступлении груза на границу таможенник проверяет товаросопроводительные документы и формирует на их основе электронный документ контроля доставки, который по электронной почте направляется в таможню назначения этого груза, а точнее, в ее вычислительный центр. Одновременно информация идет в центральную базу данных ГТК, где проверяются сведения о юридическом или физическом лице, которому предназначен данный груз. Таможня назначения, получив груз, помещает его на склад временного хранения и проверяет соответствие заявленных кодов, наименования, объема и стоимости фактически поступившему товару, после чего формирует ГТД и направляет ее в центральную БД, а товар выпускает в свободное обращение. ГТД, появившись на таможне назначения, становится тем документом, вокруг которого в дальнейшем проводятся все проверки, а сведения, осевшие в БД грузовых таможенных деклараций, подвергаются различной обработке. Помимо проверки правильности оформления ГТД и при необходимости ее корректировки, центральная БД Таможенного комитета предусматривает возможности перекрестной проверки данных ГТД и других специализированных документов, проведения статистической обработки информации о поступивших в Россию товарах и их объемах (для предоставления сведений экономическим и финансовым ведомствам), а также функции «зеркальной статистики» — сопоставления экспортных данных Евросоюза с информацией о реально поступивших в Россию грузах. |
Основной разработчик баз данных ГТК — это ГНИВЦ, для упорядочения информации в БД наши специалисты используют языки высокого уровня, для тонких запросов — Assembler. В качестве операционной системы у нас установлена Open VMS, а для управления БД используются разработки Oracle.
Центральная база данных многократно продублирована: в частности, каждая региональная БД хранит всю информацию, накопленную РТУ за все время работы, и каждая таможня имеет полную информацию о своей деятельности. За счет такого многоуровневого резервирования мы можем в любой момент восстановить информацию, если что-то случится с центральной базой.
IE: Как организован доступ пользователей к базам данных ГТК?
Л. У.: Как я уже говорил, доступ к центральной БД у нас опосредован промежуточными Intel-серверами. БД — это очень тонкая штука, а современные ОС позволяют непосредственно работать с массивами информации. Например, Access — вроде бы ничего страшного, но кто мне даст гарантию, что он работает только на чтение? Поэтому у нас прежде всего формализована специфика работы каждого таможенного подразделения, и сотрудники могут работать только с определенными полями таможенных деклараций в соответствии с его задачами. Например, управление контроля таможенной стоимости работает с полями «Стоимость», «Вес нетто», «Вес брутто», а также с количеством наименований товаров. При этом сведения, которые запрашивает пользователь, выгружаются на промежуточный сервер, и обратного хода нет. Иными словами, мы физически развязали исходную информацию центральной БД и те данные, которые обрабатываются в повседневной деятельности.
IE: За десять лет в базах данных ГТК накоплено огромное количество уникальной информации. Как используются эти сведения, помимо ведения оперативного учета и контроля ВЭД?
Л. У.: Таможенный комитет ежедневно получает информацию о том, что происходит на территории страны с точки зрения оформления товаров и получения соответствующих платежей, и мы — единственные, кто может сегодня сказать, что же конкретно в Россию ввезено и что из нее вывезено. Сбор и подсчет статистики внешней торговли — государственная задача, и мы занимаемся этим с 1991 года. Но если в начале работы ГТК наше управление статистики рассчитывало все формы вручную, то сегодня специалисты уже занимаются разработкой методов повышения точности, способов формирования отчетности, а вся расчетная часть и работа с базами данных возложены на автоматизированную систему. Ежеквартально выпускается сборник статистики ГТК — 150—200 страниц с подробными таблицами по каждому региону, стране назначения, отправления, по всем кодам товаров.
Сегодня многие министерства пользуются статистической информацией, обработанной специализированной ИС ГТК. На основании наших данных о том, что происходит в торговле, принимаются очень серьезные решения в Министерстве экономического развития РФ и в Министерстве финансов. Статистика, которую мы отправляем в правительство, очень точна — мы за нее отвечаем головой. Информационная система статистики ГТК создана на базе СУБД Oracle с применением средств OLAP, и в ней реализованы все новейшие достижения в области статистики — это математико-экономические методы, методы выявления недостоверности данных, перекрестные ссылки, гиперкубы, зеркальная статистика и многое другое. На прошлогодней конференции Oracle наша система получила признание как крупнейшая в Европе подобная разработка на базе технологий Oracle. И мы этой системой очень гордимся.
IE: Вы упомянули о том, что ГТК сейчас ориентируется на создание комплексных систем автоматизации отдельных направлений деятельности. Процесс таможенного оформления уже ведется таким образом, что дальше?
Л. У.: На самом деле программный комплекс АИСТ-РТ21, предназначенный для сбора и оформления первичной информации, будет развиваться дальше. По этому направлению наша основная задача — довести автоматизацию до каждого инспектора на всех таможенных постах.
Следующий уровень — это автоматизация контроля за тем, как идет таможенное оформление по всей стране. Соответствующая система мониторинга таможенной деятельности уже тоже создана и успешно функционирует — собирает информацию в момент ее поступления на таможню и доводит ее до подразделений, которые контролируют работу инспекторов.
Первая версия системы «Мониторинг» позволяла главным образом контролировать работу таможен: получать выборочную информацию по РТУ, просматривать объемы и декларации. Вторая версия, которая работает уже год, серьезно усовершенствована. Во-первых, она дает визуальное представление о том, что происходит по всей стране, а во-вторых, может решать аналитические задачи. Разрабатывали мы эти системы самостоятельно: собирали экспертов-таможенников, формулировали вместе с ними требования, алгоритмизировали их, составляли ТЗ. Это основная часть работы, а непосредственную реализацию в данном случае мы доверили компании «Город-Инфо».
Фактически, помимо контроля работы таможен, система «Мониторинг» выполняет сейчас функции информационной поддержки принятия решений по управлению таможенной деятельностью. Например, получает таможня задание от Минфина — увеличить на 15% сбор платежей. Как можно сказать, выполним мы его или нет? И если нет, то почему? Как раз «Мониторинг» дает нам возможность прогнозировать поступление импорта по группам товаров, по управлению, по таможням, по направлению товаропотока и соответственно принимать определенные обязательства перед правительством.
IE: Следовательно, «Мониторинг» выполняет роль управленческой информационной системы?
Л. У.: Это лишь часть системы управления. «Мониторинг» хорошо отслеживает и анализирует информацию в реальном времени — мы можем из Москвы детализировать данные по таможенным органам, по товару, по таможенному режиму, по стране происхождения, по стране направления и т. д. Но эта система не в состоянии реализовать обратную связь. Сейчас у нас есть только элементы такой связи — оперативные ориентировки по тем или иным группам товаров или участникам ВЭД, которые Оперативное управление ГТК формирует на основе информационного анализа и рассылает в таможни. Но это происходит не в реальном времени.
Чтобы на основании данных анализа принимать определенные решения и более оперативно реагировать, в ГТК сейчас создается ситуационный центр. Основным инструментом его работы станет автоматизированная система анализа и управления рисками, отдельные элементы которой уже введены в эксплуатацию.
IE: Каким образом вы планируете организовать систему управления рисками?
Л. У.: Основу ее составляют правила отнесения тех или иных товаров, участников ВЭД или операций к группе риска. Эти правила, в свою очередь, формируются на основе критериев риска — их сейчас довольно много и все они более-менее формализованы. Критерии базируются на понятиях, которые используются в таможенной деятельности, — это таможенная стоимость, страна отправления/назначения, вес товара, товарная номенклатура. Определенное сочетание всех этих понятий в том или ином случае позволяет нам отнести ту или иную операцию на границе к рисковой. Например, может вызывать сомнения совокупность товаров в сборном грузе. Понятно, что морковь никогда не возят в одном контейнере с холодильниками или телевизорами. Бывает, импортер декларирует в сборном грузе несколько килограммов бытовой электроники и три тонны мороженых овощей. Естественно, в такой ситуации у таможенников появляются определенные сомнения. Это простейшие примеры, а различных вариантов манипуляций с таможенным декларированием очень много.
Когда создание системы управления рисками будет завершено, мы сможем в оперативном режиме обрабатывать информацию, поступающую с границы, и выделять изо всех товаропотоков те партии, которые требуют повышенного внимания. Далее эта информация о выделенных группах товаров будет поступать в ситуационный центр, специалисты которого будут анализировать происходящее и формировать необходимые рекомендации. Оперативное управление — это ведь не беготня за нарушителями, а работа мозгами.
В целом система анализа и управления рисками будет включать в себя информационные системы сбора информации на границе, ее обработки и накопления, выявления рисков путем предварительного анализа и формирования управляющих воздействий. Ситуационный центр станет одним из ее элементов — важнейшим, но не единственным.
Кроме того, концепция ситуационных центров предполагает применение методов ситуационного моделирования и прогнозирования по типу «что… если». Такой подход очень важен с точки зрения работы таможенных органов, потому что вероятность принятия неправильного решения — это тоже определенный риск, и прежде чем довести какую-то команду до таможенных подразделений, мы должны просчитать, что из этого получится. Мы не имеем права, как медведи, танцевать на столе, уставленном рюмками, а потом смотреть, что осталось. Те 40% федерального бюджета, которые сегодня дает таможенная служба, — это не шутки, и если мы начнем экспериментировать с такими объемами бюджетных денег, то можем добиться самых страшных результатов. Например, закроют таможенники границу — товары в страну не пойдут, не пойдут товары — не будет таможенных платежей, не будет платежей — не выполним бюджет, а если бюджет не выполнен, страна стоит на пороге краха. Поэтому мы свою ответственность очень четко понимаем, и никаких волюнтаристских решений на таможне быть не может. Все должно быть очень четко взвешено, просчитано и только после этого реализовано.
Конечно, даже самые совершенные ИС не исключают полностью возможность ошибок. Но система должна быстро реагировать, если что-то идет вразрез с прогнозами. Допустим, если в результате принятия какого-то решения распределение товаропотоков изменилось не так, как нам нужно, система должна сразу сигнализировать об этом.
Проблема на Северо-Западной таможнеВ апреле 2002 года Первый контейнерный терминал (ПКТ) Санкт-Петербургского морского порта оказался на грани закрытия — крупнотоннажные грузы не могли своевременно пройти таможенную очистку из-за проблем с определением таможенной стоимости (об этом писала, в частности, газета «Ведомости»). По утверждениям ряда таможенных брокеров, задержки были вызваны тем, что Северо-Западное таможенное управление усилило контроль таможенной стоимости, пытаясь таким образом обеспечить рост таможенных платежей. Проблемы усугубились также типичным для весеннего сезона ростом грузопотока. Однако результат оказался обратным ожидаемому: в сложившейся ситуации импортеры начали перенаправлять грузы с высокой стоимостью (и соответственно более высоким уровнем взимаемых пошлин) для таможенной очистки в Москву. По экспертным оценкам, в результате жестких действий СЗТУ могло потерять 30—40% всех грузов. В первую очередь из региона «ушли» товары высокой степени очистки, что довольно болезненно сказалось на выполнении плана сбора таможенных пошлин. Система анализа и управления рисками, над созданием которой сейчас трудятся специалисты ИТ-подразделений ГТК, призвана, помимо прочего, предотвращать возникновение подобных ситуаций — при помощи методов моделирования и прогнозирования последствий принимаемых решений. |
IE: Каким образом в ГТК решаются вопросы безопасности информационных систем?
Л. У.: Системы безопасности на уровне центральной и региональных БД в ГТК созданы давно, они работают на основе сертифицированных Гостехкомиссией и ФАПСИ аппаратуры и ПО. Каждый год к нам приходит инспекция и проверяет состояние системы безопасности. Четыре года назад мы получили оценку «2 с плюсом», а сейчас уже достигли «пятерки с минусом» за защиту информации. Но мы сами считаем, что нужно еще многое сделать. Стремимся к идеалу.
Вообще, при решении вопросов информационной безопасности мы сталкиваемся с одной дилеммой. Информация, с которой работает таможня, не содержит государственной тайны. При этом затраты на систему безопасности, как известно, составляют не менее 30% от стоимости ИС. А денег в бюджете на все не хватает — это тоже известно. В связи с тем, что вступила в силу ФЦП «Электронная Россия», Минфин постоянно сокращает ассигнования на ИТ, предлагая министерствам и ведомствам решать все свои ИТ-проблемы в рамках этой программы (см. таблицу).
Поэтому нам приходится постоянно выбирать: либо защитить то, что у нас есть, либо развивать информационные системы. Если не заниматься развитием систем, то все принципы, которые в нее заложены, просто устареют и через 3—4 года перестанут соответствовать нашим потребностям и запросам пользователей. А если систему не поддерживать — не закупать современные компьютеры, например, то она просто умрет. Поэтому выбор между защитой ИС и ее развитием не так прост, и к решению этого вопроса надо подходить очень взвешенно.
К имеющейся в нашей системе информации мы относимся трепетно, но все же не так, как в ведомствах, работающих с гостайной. У ГТК свой приоритет в области защиты информации — в соответствии с 16-й статьей Таможенного кодекса информация, которую предоставляют нам участники ВЭД, не должна использоваться для иных целей, кроме таможенных. Люди нам отдают буквально все — контракты, номера паспортов, домашние адреса, суммы уплаченных налогов, расчеты прибыли. Мы несем полную ответственность за сохранность этой информации в тайне. Вот этому аспекту информационной безопасности мы уделяем основное внимание.
IE: Фискальные функции в государстве выполняет не только Таможенный комитет, а для принятия верного решения и достижения нужного результата порой требуется получить информацию из сторонних источников. Как организовано взаимодействие ГТК с другими государственными структурами?
Л. У.: Действительно, информация об участниках ВЭД требует подтверждения из нескольких источников — чем больше информации будет у таможенного аналитика и инспектора, который стоит на посту, тем лучше. Так что мы очень плотно сотрудничаем с различными ведомствами — МНС, МВД, ГИБДД, Госкомрыболовства, Госстандартом — и намерены развивать эти контакты.
Из главного вычислительного центра МПС мы получаем информацию о не доставленных по железной дороге грузах, всевозможные справочные данные из товаросопроводительных документов, которые формируются железнодорожниками. Работаем с Министерством транспорта по их логистической информации о направлении грузопотоков, отправителях и перевозчиках. Сотрудничаем с МВД — сверяем информацию по оформлению автомобилей. Паспорт транспортного средства, выписанный на таможне, предъявляется после этого в ГИБДД для регистрации, а мы получаем информацию о том, по какому ПТС машина зарегистрирована, какой номер получила и у кого сейчас находится. Осуществляем так называемый пост-контроль. Потому что в этой сфере много «чудес» бывает: паспорт выписывается на Audi, после чего по нему пытаются зарегистрировать Mercedes, а оказывается, что это вообще Lincoln ручной сборки. Понятно, допускать такое нельзя.
У нас великолепно налажена совместная работа с МНС, хотя в идеале мы хотели бы обмениваться информацией в реальном времени. Например, совершенно необходимо оперативно проверять информацию о налогоплательщиках — данные о юридических лицах содержатся в едином государственном реестре, и мы должны иметь возможность посмотреть, когда зарегистрирована фирма, сколько налогов платит, какова ее налоговая история. В зависимости от этой информации и отношение к импортеру соответствующее: если они зарегистрировались два дня назад с уставным фондом в 8 тыс. руб., а контракт при этом предъявляют на 8 млн долл., то, наверное, стоит выяснить, кто им доверил такой груз.
Есть еще околотаможенная сфера — работа брокеров, складов временного хранения, организаций, которые предоставляют таможенные услуги. Мы стараемся дать им доступ к нашим ИС, а для того чтобы это было безболезненно для нас и максимально эффективно, разрабатываем систему внутренней сертификации, готовим стандарты на все процедуры взаимодействия внешних систем с нашими. До конца года, я думаю, эти работы в Комитете существенно продвинутся.
IE: Что еще входит в первоочередные планы информационной службы Таможенного комитета России?
Л. У.: Управление спецтехники и автоматизации разработало целевую программу развития информационных систем таможенной службы на 2001—2003 годы. Основные задачи, изложенные в Концепции информационно-технической политики ГТК РФ, включают создание третьей очереди ЕАИС ГТК, развитие системы аппаратно-программных средств обеспечения технологии пластиковых карт для таможенного оформления, внедрение Web-технологий, разработку системного проекта сетей спутниковой и конфиденциальной связи ГТК России, модернизацию досмотровой и охранной техники, создание системы обмена информацией между таможенными службами СНГ и многое другое.
Это первоочередные мероприятия, они должны быть завершены до конца следующего года. А сейчас мы уже думаем о том, что необходимо сделать в 2004—2005 годах. Таможня — это один из механизмов государственного регулирования, деятельность которого изменяется в зависимости от ситуации на рынке, от внешнеполитической обстановки. Сейчас обсуждается новый Таможенный кодекс, мы готовимся к вступлению в ВТО — предстоит множество изменений, будут меняться цели, задачи, технологии работы таможенников, и все это будет реализовано на основе информационных инструментов, над созданием которых работают информационные службы ГТК.
IE: Спасибо Вам за содержательную беседу.
Взаимосвязь целевой программы развития таможенной службы и ФЦП «Электронная Россия»
Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы | Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы) |
П. 21. Определение единых требований к перечню документов, предъявляемых
для таможенного оформления товаров и транспортных средств |
П. 4. Разработка методических рекомендаций по совершенствованию сделок в электронной форме (включая трансграничные) и комплекта типовых договорных документов, применяемых в электронной торговле (исп. Минэкономразвития России, Минсвязи России) |
П. 30. Организация и совершенствование взаимодействия и информационного обмена таможенных органов с другими федеральными органами исполнительной власти по товарам и транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу РФ, с целью создания единой информационной среды | П. 53. Разработка и создание системы информационно-маркетинговых центров (исп. Минсвязи России, Минэкономразвития России, РАСУ) |
П. 25. Внедрение в практику работы таможенных органов элементов системы
анализа и управления рисками П. 40. Разработка автоматизированных систем электронного декларирования; реализация технологии сквозного таможенного контроля |
П. 54. Разработка и создание проекта интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли (исп. Минсвязи России, Минэкономразвития России, ФАПСИ, РАСУ) |