23 сентября с конвейера совместного предприятия ЗАО «Джи Эм — АвтоВАЗ» в Тольятти сошел первый автомобиль марки Chevrolet-Niva. До конца года планируется выпустить 456 машин. Не секрет, что управлять современным автомобилестроительным гигантом без системы автоматизации учета комплектующих, сбыта и финансов просто невозможно. О том, что представляет собой ИТ-инфраструктура совместного предприятия, в интервью Intelligent Enterprise рассказывает финансовый директор ЗАО «Джи Эм — АвтоВАЗ» Памела Р. Смит.

Intelligent Enterprise: В чем причина того, что General Motors, создав совместное предприятие с «АвтоВАЗом», вышла на российский рынок именно сейчас?

Памела Смит: Наша главная задача — представить на российском рынке надежный автомобиль, который покупатель мог бы себе позволить. Мы рассчитываем стать основным игроком на российском рынке. Раньше мы не могли выйти на него, так как этот рынок в принципе не был готов к дорогим машинам.

IE: Но тогда уместно спросить: нельзя ли было повременить с этим проектом и выйти на рынок тогда, когда экономическая ситуация в России будет еще более благоприятна для развития бизнеса?

П. С.: В мире есть два вида автомобилей, которые производит GM. Позднее мы планируем и в России выпуск других автомобилей. Но главное условие остается прежним — эта машина должна быть доступна потребителю. Поэтому для выхода на российский рынок с другими моделями в целях экономии затрат нам нужна производственная база. Сейчас мы уже имеем свое готовое производство в России и можем производить на нем новые модели. Возможно, в ближайшее время такое решение будет принято.

ЗАО «Джи Эм — АвтоВАЗ»

Компания основана в августе 2001 года как совместное предприятие General Motors, «АвтоВАЗ» и Европейского банка реконструкции и развития. Общий вклад сторон в уставной капитал предприятия — 238,2 млн долл. Официальный запуск производства состоялся 23 сентября 2002 года. Численность персонала в перспективе составит 1200 человек.

IE: С момента образования предприятия до выхода первого автомобиля прошло 13 месяцев. Каковы планы «Джи Эм — АвтоВАЗ» по объемам выпуска продукции?

П. С.: До конца этого года мы должны выпустить 456 автомобилей. В следующем году 35 тысяч: 30 тыс. для внутреннего рынка, а 5 тыс. на экспорт. Затем мы планируем выпустить 60 тыс. машин в 2004 году, а к 2005 году довести объемы производства до 75 тыс. автомобилей в год.

IE: Какая будет цена у вашей модели «Шевроле-Нива»?

П. С.: На сегодняшний день — 8 тыс. долл.

IE: Пожалуй, ваши планы можно без преувеличения назвать амбициозными. А в чем Вы видите конкурентные преимущества совместного предприятия «Джи Эм — АвтоВАЗ», которые позволят ему решить поставленные задачи?

П. С.: Основное наше конкурентное преимущество — это «АвтоВАЗ», компания, которая работает на российском рынке и является нашим партнером. Это примерно 126 тыс. работников, включая 8 тыс. инженеров. А дирекция по научно-техническим разработкам и департамент развития — это просто что-то необыкновенное. Кроме того, «АвтоВАЗ» — это складские и сервисные службы, которые находятся рядом с нами. Со своей стороны, GM как партнер вносит в совместное предприятие опыт управления и новые пути ведения бизнеса. От такого партнерства выигрывают обе стороны.

IE: В конце августа было официально объявлено о завершении внедрения на «Джи Эм — АвтоВАЗ» семи ключевых модулей системы SAP R/3. Работы были выполнены в рекордно короткий срок — за девять месяцев. Каким образом вам это удалось?

П. С.: Мы были свободны от многих ограничений. Прежде всего предприятие было только что организовано, и нас не связывали вопросы адаптации системы к бизнес-процессам или бизнес-процессов к функционалу системы. Мы еще не запустили производство, поэтому старались как можно больше использовать стандартные процессы SAP R/3. Во-вторых, по той же причине мы были свободны от целого ряда бюрократических ограничений в принятии того или иного решения.

IE: Можно ли уже сейчас оценить результаты первого этапа внедрения?

П. С.: Внедрение финансового модуля, которое закончилось 1 июля этого года, позволило нам получать параллельную отчетность по российским и американским стандартам (GAAP). Благодаря этому бухгалтерский баланс закрывается за три дня, как того требует «большой» GM. Модуль контроллинга позволяет составлять калькуляцию стоимости автомобиля еще на этапе формирования заказа для каждого клиента. Модуль контроля качества собирает статистику по дефектным комплектующим и дает возможность анализировать причины дефектов.

IE: Какие еще модули удалось внедрить за этот срок?

П. С.: Управление активами, управление материалами, планирование производства, управление персоналом, включая расчет заработной платы и управление сбытом.

IE: Сейчас на смену тенденции «производство на склад» приходит «производство под заказ». Это предъявляет новые требования не только к поставщикам и дилерам, но и к корпоративным ERP-системам. Чем руководствовалось предприятие при выборе системы mySAP.com в качестве ИТ-решения?

П. С.: Прежде всего мы изучили те стандартные решения, которые использует GM по всему миру. Но внедрение этих систем могло бы создать ситуацию, в которой мы не смогли бы сделать наш автомобиль доступным для российского потребителя. Дело в том, что GM требуется система, которая по номенклатурному номеру детали дает информацию для всех компьютеров по всему миру. В этом случае отдел закупок может получить лучшую цену на поставку партии комплектующих.

Теоретически мы могли бы использовать автоматизированные системы закупок GM. Но поскольку «АвтоВАЗ» у нас находится просто под боком, стоимость транспортировки комплектующих крайне низкая. Соответственно нам не нужны запасы — их будут хранить на своих складах наши поставщики, а не мы. Всякий раз, когда у вас появляются запасы, это автоматически увеличивает стоимость продукции. Когда вы проводите инженерные изменения и хотите, чтобы автомобиль выглядел лучше, то от устаревших запасов деталей, которые невозможно установить на новую модель, нужно избавляться. А это опять затраты.

IE: Может быть, имело смысл отдельные модули SAP заменить подсистемами от GM?

П. С.: У GM есть несколько других систем, которые в принципе могли бы заменить некоторые модули SAP, — это, например, система, которая занимается оборотом и учетом прямых материалов. Но у нас структура нумерации деталей другая. Она отличается как от принятой структуры GM, так и от автовазовской. То есть если бы мы попытались вазовскую нумерацию комплектующих привнести в системы GM, то нам это обошлось бы дороже, чем внедрение SAP.

Кроме того, будучи совместным предприятием, мы должны опасаться такой привязки к системам GM. Когда придет время модернизации, может оказаться, что GM к тому времени перестанет поддерживать одну из этих систем. Тогда у нас не будет иного выбора, как внедрять другую систему. А это дополнительные затраты.

IE: Рассматривались ли при выборе ИТ-решения для ЗАО «Джи Эм — АвтоВАЗ» отечественные разработки?

П. С.: Несмотря на то что система SAP — это корпоративный стандарт управления финансами для всех предприятий GM, у российского СП была возможность выбрать другое ИТ-решение. Тем не менее мы предпочли именно систему SAP, у которой есть ряд преимуществ над местными системами, такими, как «Галактика» или «Парус». Из системы SAP легко передавать информацию в другие системы, в том числе в системы GM. Кроме того, для большинства решений, применяемых в GM, уже разработаны интерфейсы с SAP.

IE: На какой стадии сейчас находится внедрение системы mySAP.com на «Джи Эм — АвтоВАЗ»?

П. С.: Мы начинаем второй этап, в рамках которого будет внедрено отраслевое решение для автомобильной промышленности. Он должен завершиться летом следующего года. Затем мы приступим к третьему этапу — внедрению дополнительных решений в рамках программы mySAP.com. Его планируется завершить в 2004 году.

IE: С какими трудностями или особенностями внедрения вам пришлось столкнуться?

П. С.: Поговорка гласит, что, прежде чем начать бегать, сначала надо научиться ходить. Несмотря на то что мы применяем пошаговый подход, мы столкнулись с ситуацией, когда пользователи, начиная работать в SAP, осознавали, что это такое, и им многое начинало нравиться. Естественно, они выходили с предложениями, чтобы в системе было что-то еще. Приходилось их все время останавливать. Мы говорили, что уже с 1 июля система входит в продуктив, а вы выдвигаете новые идеи и собираетесь все переиначить. Есть некоторые области функционала, внедрение которых мы изначально хотели отложить на вторую или даже третью фазу, но теперь — из-за того, что пользователи проявляют инициативу и требуют, чтобы мы это сделали раньше, мы будем стараться перенести их на более ранние сроки.

IE: По данным экспертов журнала «Компания», инвестиции в подобные проекты в автомобилестроении колеблются от 700 тыс. до 3—5 млн долл. В какие сроки планируется окупить вложения в ИТ-структуру предприятия?

П. С.: Я думаю, что в течение трех лет.

IE: Сейчас необходимым условием для выхода компании на мировой рынок машиностроения стало наличие конструкторской документации в электронном виде. Известны случаи, когда по этой причине контакты с представителями российского авиапрома так и остались неподписанными. Какие системы САПР используют специалисты «Джи Эм — АвтоВАЗ» и планируется ли их интеграция с системой SAP?

П. С.: Инженеры и конструкторы «АвтоВАЗа» используют систему CATIA и различные версии AutoCAD. С целью улучшения конструкции и дизайна нашего автомобиля «Шевроле-Нива» в процессе работы у нас были контакты с конструкторами из дизайн-центра Opel. Это была очень продуктивная работа, которая взаимно обогатила знаниями и опытом специалистов обеих сторон. Дело в том, что в перспективе мы планируем устанавливать на наши автомобили двигатели от Opel. Для этого приходится вносить некоторые изменения в конструкторскую и технологическую документацию. Сделать эту работу в столь короткие сроки без систем САПР было бы практически невозможно. Что же касается вашего вопроса, то да, мы безусловно планируем интеграцию САПР-систем с функционалом SAP. Для этого в mySAP.com есть все необходимое. Но это должен быть не просто обмен данными, а система конструкторского документооборота. Правда, это задача скорее третьего и более поздних этапов.

IE: Спасибо Вам за интервью.

Вел беседу Олег Седов