«Нынче все — иными глазами…»
Виктор Кривулин
Для людей консервативных многочисленные городки, расположенные на живописных берегах Волги и ее притоков, обладают особым, неповторимым очарованием. Проезжему человеку они кажутся нетронутыми островками истории, которые каким-то чудом сохранили не только архитектуру купеческих местечек, но и саму атмосферу патриархальности, издавна присущую быту поволжских жителей.
Такова и Сызрань — один из райцентров Самарской области. Возраст этого города уже перевалил за 300 лет: крепость Сызрань была основана в 1683 году воеводой Козловским для защиты торговых путей между северными и южными областями Государства Российского. Много позже Сызрань, благодаря своему удобному местоположению, становится важным транспортным узлом и перевалочным пунктом для грузов, поступающих наземным и водным путем. Строительство нескольких железнодорожных веток приводит к развитию промышленности региона: в Сызрани одно за другим открываются крупные предприятия — мельницы, асфальтовые заводы, чугунно-литейные и машиностроительные мастерские.
Пережив в начале прошлого века опустошающий пожар, Сызрань тем не менее не утратила своего значения для промышленности Поволжья. В годы индустриализации на реке Сызрань строится первая в СССР гидроэлектростанция, начинается разработка нефтепромыслового района. После войны свою первую продукцию выпускает завод по переработке пластмасс — ОАО «Пластик», и нефтехимическая промышленность постепенно становится ведущей для города отраслью производства.
Сегодня ОАО «Пластик» — одно из градообразующих предприятий Сызрани и крупный поставщик пластмассовых комплектующих для автомобильной промышленности, прежде всего для таких гигантов, как Волжский и Горьковский автомобильные заводы. В 2000 году на базе ОАО «Пластик» при участии транснационального химического концерна Henkel создано совместное предприятие «Хенкель Пластик Автокомпоненты», специализирующееся на производстве полимеров для защиты швов и днища транспортных средств. С этого момента начинается новый этап истории крупного российского предприятия.
Профиль клиента |
---|
Компания: Местонахождение: Руководитель: Проблема: |
Профиль партнера |
---|
Компания: Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Профиль партнера |
---|
Компания: Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Автоматизация — начало
До прихода на предприятие иностранного капитала ОАО «Пластик», как и многие российские предприятия, пользовалось собственными программными разработками, автоматизирующими некоторые виды учета. Став частью концерна Henkel, завод оказался перед необходимостью внедрения современной ERP-системы.
Первым шагом на этом пути стало создание единой вычислительной сети. По результатам проведенного тендера для реализации этой части проекта была выбрана российская компания Computer Mechanics.
Computer Mechanics http://www.mechanics.ru |
Компания работает на российском компьютерном рынке с 1992 года как универсальный системный интегратор. Computer Mechanics реализует «под ключ» технически сложные проекты в области компьютерных и телекоммуникационных технологий, в частности, предлагает услуги в области сетевой интеграции, создания структурированных кабельных систем, телекоммуникаций и систем безопасности. Компания имеет партнерские отношения с такими фирмами, как 3Com, Allied Telesyn, AMP, Cisco, Compaq, Computer Associates, Ericsson, Hewlett-Packard, IBM, Legrand, Lexmark, Lotus, MOD-TAP, Microsoft, Nortel, Novell, Siemens, Samsung, Toshiba и т. д. |
Все работы были выполнены в течение трех летних месяцев 2001 года. За это время специалисты Computer Mechanics провели аудит информационной системы заказчика, разработали проект, выполнили поставку оборудования, его установку и пусконаладочные работы.
В проекте построения сети, рассчитанной на 50 портов, было задействовано активное сетевое оборудование 3Com и маршрутизаторы Cisco Systems. Кроме того, специалисты Computer Mechanics поставили и запустили три сервера и 20 рабочих станций Compaq, на которые было установлено программное обеспечение Microsoft. Комплект оборудования был дополнен периферийными устройствами НР. Выбор данного программно-аппаратного комплекса не был случайным: все это — составляющие корпоративного стиля концерна Henkel. Другими словами, производства концерна, расположенные в различных странах мира, комплектуются оборудованием единой торговой марки, что облегчает в дальнейшем сервисное обслуживание техники.
В результате реализации этой части проекта на предприятии «Хенкель Пластик Автокомпоненты» была создана локальная распределенная сеть передачи данных. Сегодня сеть объединяет бухгалтерию, склад и инженерную службу — подразделения, обслуживающие основное производство. Менеджеры этих подразделений получили доступ к общим базам данных, ресурсам локальной сети и актуальной информации о производственных процессах в режиме реального времени.
Созданная сеть была сертифицирована и получила гарантию на срок в 25 лет. «Для нас было важно, чтобы данный проект был выполнен в соответствии с европейскими стандартами, — отметил руководитель IT-проектов группы компаний Henkel в России Александр Городничий, — потому что мы заинтересованы в бесперебойной работе системы».
Для связи с головным офисом и подключения к корпоративной сети компании Henkel завод планирует использовать выделенный канал, оборудование Cisco и технологию VPN. В качестве партнера, обеспечивающего связь, выбрана компания Global One. Подключение к корпоративной сети обеспечит свободную циркуляцию информационных потоков между предприятием, московским представительством и штаб-квартирой Henkel в Дюссельдорфе. В частности, по сети будет передаваться оперативная информация о запасах реагентов, а также различная финансовая информация. Это даст возможность принимать правильные решения, касающиеся развития предприятия, планирования поставок сырья и многого другого.
«Уровень развития подобных систем в нашем отечественном производстве пока невысок, — подчеркнул Олег Авилов, менеджер Computer Mechanics. — Это вызвано не только их высокой стоимостью, которая объясняется надежностью предлагаемого решения. К сожалению, в руководстве российских предприятий пока мало менеджеров, понимающих стратегическую значимость вложений в развитие ИТ-инфраструктуры».
В отличие от многих других отечественных компаний, «Хенкель Пластик» выделил на автоматизацию достаточную сумму. Компания решила не идти по обычному пути уменьшения расходов на строительство сети, предусмотрительно подумав о том, что порой сеть «рушится» просто из-за того, что установленная розетка не соответствует стандарту.
Представители компании Computer Mechanics отмечают, что данный проект интересен с той точки зрения, что в нем применены новейшие технологии и оборудование, соответствующие высоким требованиям заказчика. Кроме того, проект представляет собой полное комплексное техническое решение, которое можно тиражировать для других российских предприятий, входящих в холдинг Henkel.
Автоматизация — продолжение
После построения необходимой телекоммуникационной инфраструктуры завод «Хенкель Пластик Автокомпоненты» приступил к внедрению ERP-системы. По результатам проведенного тендера предпочтение было отдано продукту Scala. Предприятию была нужна система, отвечающая корпоративным стандартам, поддерживающая требования местного законодательства и, кроме того, служащая базой отчетности, приходящей из различных регионов. Серьезным аргументом при выборе послужило то, что специалисты российского представительства компании Scala смогли продемонстрировать заказчику работу системы в похожем бизнесе — на предприятии лакокрасочной промышленности.
Scala Business Solutions http://www.scala.ru |
Группа компаний Scala — это всемирный разработчик и поставщик ПО для управления бизнесом, финансами и производством для локальных и международных компаний. Система Scala была создана в Швеции в 1978 году и непрерывно развивается как универсальное средство финансового учета и комплексного управления предприятием. Центры разработки Scala работают в Западной Европе, Азии, России и Америке. В настоящее время систему Scala с успехом используют в 90 странах мира на более чем 14 тыс. предприятий различного масштаба и профиля.
На рынке СНГ cистема Scala впервые была представлена в 1991 году. Сегодня в компании Scala в СНГ работает более 100 профессионалов. Российский центр разработки Scala — один из крупнейших подобных центров в мире; в ноябре 1999 года ему был вручен международный сертификат качества TickIT/ISO 9001. |
Проект внедрения системы Scala на сызранском предприятии длился 3 летних месяца 2001 года. Он включал автоматизацию бухгалтерского учета, логистики, складского учета и корпоративной отчетности. В системе организовано 14 рабочих мест.
Отметим, что внедрение Scala коренным образом изменило подход сотрудников завода к учету. Сегодня учет ведется не постфактум для чисто внешних целей, а действительно в реальном времени. Очевидно, что это дает возможность отслеживать не только тенденции развития производства, но и малозаметные колебания показателей в течение дня, а значит, принимать оперативные решения.
Все это стало возможным благодаря стечению ряда обстоятельств. Конечно, немаловажную роль сыграл приход на предприятие западного инвестора с иным подходом к ведению бизнеса. В то же время российское предприятие оказалось готово к принятию нового, и персонал завода воспринял автоматизацию как повод для саморазвития. Положительным моментом стало и то, что западный партнер изначально имел корпоративную стратегию, а это, как известно, всегда вносит ясность и четкость в работу внедренческой команды.
Однако даже при всех преимуществах сложившейся ситуации заказчику пришлось преодолевать устаревшие представления о ведении учета, а также отношение к информационным системам вообще. Каждый по себе знает, что практически невозможно в одночасье отказаться от многолетнего груза традиций. Это была, пожалуй, основная сложность внедрения, впрочем, довольно типичная для такого рода проектов.
Известно, что система Scala объединяет внутри себя информацию, приходящую из разных отделов различных направлений деятельности. Внедрение такой системы всегда подразумевает новый уровень развития отношений между подразделениями внутри компании, новый уровень интеграции. Для того, чтобы внедрение прошло успешно, нужна определенная оптимизация этих отношений. Если исторически результаты работы бухгалтерии в виде всевозможных цифр оставались в пределах подразделения и эти данные не играли никакой роли в принятии бизнес-решений, то теперь вся эта информация становится реальной базой для управления предприятием. Другими словами, новый уровень взаимодействия внутри компании и совершенно иной подход к получению и анализу информации — вот к чему должен быть готов клиент. Это почти всегда становится одним из самых главных факторов успеха подобного проекта.
Очень важно, чтобы сотрудники предприятия воспринимали внедрение информационной системы как то, что необходимо именно им. Если подобное решение просто спускается сверху в качестве никому не понятной директивы, это оборачивается бедствием не только для внедряющей компании, но и для самого заказчика. И наоборот, внутренний стимул, вера людей в проект, готовность воспринять новое становится важным психологическим фактором, способствующим успеху внедрения. В этом смысле сызранский проект как раз служит положительным примером.
В ходе проекта специалисты российского представительства компании Scala провели обучение персонала заказчика, которое началось с курса лекций, посвященных общему знакомству с системой. Позднее каждый сотрудник сызранского предприятия прошел индивидуальное обучение на своем рабочем месте. Все пользователи системы получили четкие и очень подробные инструкции, с помощью которых можно не только легко освоить работу в системе, но и самим обучать вновь принятых на работу сотрудников.
Интересно, что внедрение системы Scala совпало по времени с реконструкцией завода и реорганизацией бизнеса. Эти процессы, развиваясь, оказывали друг на друга взаимное положительное влияние.
В перспективе на предприятии «Хенкель Пластик Автокомпоненты» будет внедрен модуль управления производством, т. е. произойдет переход к глубокому, с точностью до каждого рабочего места, планированию производства, которое будет включать учет материальных и временных затрат.
При том, что проект на «Хенкель Пластик Автокомпоненты» достаточно типичен, для российского представительства компании Scala он важен прежде всего потому, что представляет собой успешное внедрение на региональном предприятии. Удаленность от Москвы и офиса компании-поставщика повышает требования к работе системы. Кроме того, каждое производство — это уникальный организм, и настройка системы дает партнеру возможность приобрести необходимый для дальнейшей работы опыт. А внедрение на предприятии, являющемся частью большой корпорации, интересно тем, что все преимущества системы оказываются востребованными.
«Это очень хороший пример того, как система может начать работать на предприятии, отягченном постсоветскими организационными принципами», — отметил глава российского представительства Scala Business Solutions Андрей Шабанов. Сотрудничество компаний Computer Mechanics и Scala с концерном Henkel продолжается. В ходе внедрения новой системы на «Хенкель Пластик» образовалась группа специалистов, которая будет вовлечена в следующий проект, который планируется реализовать на заводе в Тольятти.
Henkel http://www.henkel.com |
Концерн ведет свою историю с 1876 года, когда в городе Аахене (Aachen) в Германии была основана компания Henkel & Cie. Сегодня Henkel — крупная многопрофильная корпорация, работающая в сфере химической промышленности. На заводах компании производятся лаки и пластики для автомобилей, парфюмерная продукция и многое другое. В настоящее время на предприятиях Henkel по всему миру трудится более 45,5 тыс. сотрудников.
Совместное предприятие «Хенкель Пластик Автокомпоненты» в Сызрани создано в 2000 году на базе ОАО «Пластик» при участии концерна Henkel. Оно специализируется на производстве полимеров для защиты швов и днища транспортных средств. Сегодня на заводе «Хенкель Пластик Автокомпоненты» работают 60 человек. |