В этом году АБ «Девон-Кредит» отметит свое десятилетие. Для обеспечения комплексного обслуживания клиентов банк наряду с традиционными формами сервиса активно внедряет и развивает современные банковские технологии. Одним из первых в Татарстане «Девон-Кредит» совместно с ОАО «Татнефть» (http://www.tatneft.ru) создал систему безналичных расчетов с использованием пластиковых карт для совершения операций по счету клиента, выдачи заработной платы и других выплат. «Девон-Кредит» — крупнейший в Татарстане и по всему Поволжью оператор по выпуску пластиковых карт для частных лиц. В 2000 году банк вошел в число десяти крупнейших эмитентов системы Union Card.

В работе с корпоративными клиентами «Девон-Кредит» и его филиалы активно используют системы электронного обслуживания, в том числе программный комплекс «клиент-банк», позволяющий клиенту непосредственно в своем офисе получать выписки со счета, формировать и контролировать платежные документы, отправлять по каналам связи подготовленные документы в банк, автоматически отслеживать прохождение документов, а также вести архивы и получать справочную информацию.

Профиль клиента

Компания:
АБ «Девон-Кредит»

Местонахождение:
Альметьевск, Республика Татарстан

Руководитель:
Ринат Бареев, начальник отдела автоматизации

Проблема:
Модернизация системы «клиент-банк» в соответствии с эксклюзивными требованиями ключевых клиентов

Профиль партнера

Компания:
R-Style Softlab

Местонахождение:
Москва

Руководители проекта:
Вадим Цыбульский, руководитель группы разработки и внедрения; Виктор Иванов, менеджер проекта

Решение:
Установка программного комплекса InterBank c поддержкой средств криптографической защиты, организация экспорта/импорта данных в систему SAP R/3

Требование клиента — закон

Типовые системы «клиент-банк» хорошо известны на рынке электронных банковских услуг и широко применяются для оптимизации документооборота при работе с корпоративными заказчиками. Однако не стоит забывать о том, что требования клиентов финансово-кредитных организаций могут со временем изменяться, что ставит перед ИТ-службами банков новые задачи. Импульсом, запустившим процесс модернизации системы «клиент-банк», установленной в «Девон-Кредите», послужил запрос одного из крупнейших клиентов банка, ОАО «Татнефть», заинтересованного в проведении через программу «клиент-банк» отчетной информации для отражения в ERP-системе SAP R/3. Как рассказывает начальник отдела автоматизации «Девон-Кредита» Ринат Бареев, в середине 2001 года специалисты банка обратились в компанию R-Style Softlab с просьбой заменить эксплуатировавшуюся в тот момент DOS-систему «клиент-банк” производства компании Bank’s Soft Systems (http://www.bssys.com) на более современный, отвечающий возросшим требованиям программный комплекс. После ряда консультаций с техническими специалистами R-Style Softlab и проработки основных этапов проекта было принято решение о внедрении системы InterBank.

R-Style Softlab
http://www.softlab.ru

Компания создана на основе отдела программных разработок компании R-Style (выделилась в отдельное подразделение в 1994 году). Сегодня входит в состав холдинга R-Style. R-Style Softlab занимается разработкой ПО для автоматизации банков и предприятий. В числе ее основных продуктов — решение для автоматизации банковского бизнеса RS-Bank, ПО дистанционного обслуживания клиентов InterBank; комплекс RS-Balance для автоматизации деятельности предприятий.

R-Style Softlab имеет центральный офис в Москве, филиал в Брянске, дочернюю компанию в Киеве, а также отделы банковских технологий и бухгалтерских систем в филиалах R-Style. В компании работает более 350 специалистов.

Интересно, что, когда специалисты R-Style Softlab пришли в бухгалтерию ОАО «Татнефть» для первой установки системы «клиент-банк», сотрудники предприятия попросили их «поставить программу, которая была бы такой же удобной, как вот эта, которой мы уже давно пользуемся». «Этой» программой на поверку оказалась подсистема «Клиент Windows». Выяснилось, что в «Татнефти» уже работали с InterBank ѕ именно этот комплекс использует московский банк «Держава», также обслуживающий нефтедобывающего гиганта.

Следует отметить, что самостоятельная установка и настройка любой системы класса «клиент-банк» — не столь уж сложная задача для службы автоматизации кредитного учреждения. По словам руководителя группы разработки и внедрения R-Style Softlab Вадима Цыбульского, в целом взаимодействие банка «Девон-Кредит» с клиентами не выходит за рамки стандартного пакета услуг, покрываемого функциональностью программного комплекса InterBank в штатном режиме. Однако регламент банковского обслуживания «Татнефти» отличается от общепринятого, и специфические требования этого крупнейшего клиента АБ «Девон-Кредит» были отражены в техническом задании.

Необходимость доработки системы InterBank в рамках данного проекта была обусловлена перестройкой информационных и финансовых потоков, которая в настоящее время проводится на ОАО «Татнефть». Реорганизация внутрикорпоративного информационного обмена, помимо прочего, затронет также все электронные платежные документы, имеющие отношение к движению безналичных средств через счета в «Девон-Кредите», открытые подразделениями «Татнефти». Информационные потоки перестраиваются таким образом, чтобы все платежные документы фиксировались в головном офисе нефтяной компании, а те из них, которые инициируют списание средств со счетов предприятия, принимались к исполнению только при наличии визы уполномоченного сотрудника «Татнефти».

Таким образом, платежные документы, подготовленные в структурных подразделениях компании, по внутрикорпоративным каналам, без участия банка, передаются в головной офис, визируются уполномоченным сотрудником и отсылаются в систему “клиент-банк” для передачи в кредитное учреждение. Программное обеспечение для удаленного банковского обслуживания анализирует поступившую информацию, определяя, в котором из филиалов банка обслуживается данный счет, и отправляет документ для дальнейшей обработки в соответствующий филиал. Обратные информационные потоки, направляемые из различных филиалов банка к клиенту (квитанции на отправленные документы, информация о движении по счетам и т. п.), также собираются на одном автоматизированном рабочем месте (АРМ).

Подготовка решения

В связи с «нештатными» требованиями банка и краткостью сроков, отпущенных руководством «Девон-Кредита» на реализацию проекта, в R-Style Softlab было принято решение разделить работы по внедрению между киевским и московским подразделениями компании. Киевский филиал отвечал за настройку клиентской части системы ѕ «Клиент Windows», московский ѕ за доработку банковской части «Бэк-офис удаленных рабочих мест» (эти подсистемы наряду с другими приложениями входят в программный комплекс электронных банковских услуг InterBank). Отдельно прорабатывались вопросы защиты информации и телекоммуникаций.

Виктор Иванов, менеджер проекта от R-Style Softlab, считает, что система, внедренная в «Девон-Кредите», по своей архитектуре типична для задач автоматизации взаимодействия многофилиального банка со столь же крупным и территориально распределенным клиентом. В новом программном комплексе «клиент-банк» нашли свое отражение практически все аспекты современного электронного бизнеса ѕ и маршрутизация документов от подразделений клиента в банк и обратно, и взаимодействие с известной ERP-системой, и высокие требования к безопасности информации, и, как следствие, использование сертифицированных средств криптографической защиты.

При этом данный проект имеет и свои особенности, обусловленные в первую очередь тем, что клиент использует такие программные продукты, как ERP-система SAP R/3 (http://www.sap.ru), сертифицированная ФАПСИ СКЗИ «Криптон» фирмы «Анкад» (http://www.ancud.ru), а также желанием работать с разнообразными СКЗИ (в том числе с ЭЦП Excellence) и почтовыми системами. Именно заложенные в InterBank архитектурные решения позволили реализовать такую сложную и многокомпонентную схему.

Основная тяжесть проектных работ легла на киевский филиал R-Style Softlab, особенно это касается внедрения системы ѕ оно осуществлялось совместно сотрудниками R-Style Ukraine и московским отделом поддержки систем R-Style Softlab. Весьма продуктивным оказалось также партнерство, возникшее между различными командами разработчиков при доводке системы InterBank.

«В ходе реализации проекта мы познакомились с сотрудниками фирмы “Анкад”, разработчика СКЗИ “Криптон”, — рассказывает Александр Македонский, продукт-менеджер проекта InterBank. — На момент заключения контракта с «Девон-Кредитом» интерфейс взаимодействия с этой СКЗИ в InterBank еще не был предусмотрен, но, используя заложенную в этот программный комплекс технологию встраиваемых интерфейсных модулей к системам криптозащиты (так называемых плагинов), мы смогли в кратчайшие сроки реализовать ее поддержку. По ходу работ мы контактировали с сотрудниками компании “Анкад”, и довольно быстро была достигнута договоренность о предоставлении комплекта ПО Crypton ArcMail для тестирования программных интерфейсов к этой системе. Еще через некоторое время мы уже могли предоставить готовые и отлаженные интерфейсы, которые сейчас включены в состав дистрибутивного комплекта InterBank».

В ходе реализации проекта специалисты R-Style Softlab несколько раз выезжали в Альметьевск. На первом этапе внедрения система InterBank была установлена для так называемых линейных клиентов, т. е. по классическому варианту «клиент-банк», когда клиентская часть взаимодействует с банковской напрямую по модемной связи. Отступлением от базовой функциональности InterBank в «Девон-Кредите» стало использование не штатной почтовой системы RS-Mail, а транспортной программы T-Mail, которой был оснащен банк.

На втором этапе в клиентской части системы InterBank были сделаны доработки для организации экспорта данных в корпоративную систему «Татнефти» (как уже говорилось, это SAP R/3) и импорта из нее. Помимо стандартной информации по платежам, через InterBank должны были проходить и внутрикорпоративные аналитические данные. Их обработка на основе бизнес-правил осуществлялась как в клиентской и банковской частях InterBank, так и в автоматизированном банковском комплексе RS-Bank, работающем в банке и его филиалах.

Часть проходящей через систему InterBank информации не относится к платежным документам и должна добавляться в момент экспортирования. Поэтому в рамках блока экспорта, реализованного в клиентской части системы, был разработан самостоятельный аналитический модуль, который формирует недостающие данные согласно предложенным «Татнефтью» бизнес-правилам.

Третий этап включал работы по изменению клиентской части InterBank для реализации схемы «одно АРМ клиента — несколько АРМ банка», суть которой заключается в следующем. Если стандартная конфигурация подсистемы «Клиент Windows» подразумевает связь клиентской части только с одним банком, то при обслуживании клиента в головном отделении банка и нескольких филиалах необходимо маршрутизировать поток документов по разным адресатам (головное отделение, филиал 1, филиал 2 и т. д.). Именно так в настоящее время организована работа с корпоративными заказчиками в «Девон-Кредите».

Результат

Итоги внедрения комплекса InterBank в банке «Девон-Кредит» Ринат Бареев характеризует так: «Банк доволен достигнутым результатом. Уже в ходе адаптации подсистем, входящих в InterBank, к требованиям “Татнефти” мы вовсю подключали “линейных” пользователей как в головном отделении банка, так и в филиалах — их количество в ближайшее время планируется довести до нескольких сотен. Никаких нареканий к новой системе ни у наших клиентов, ни у сотрудников отделов автоматизации банка и филиалов нет».

ОАО «Акционерный банк "Девон-Кредит»
http://www.devon-credit.ru

Банк зарегистрирован в 1992 году. По данным на 2000 год занимал 56-е место среди банков РФ по размеру собственного капитала и 48-е место по размеру чистых активов. Тогда же "Девон-Кредит» вошел в число десяти крупнейших эмитентов системы Union Card.

Центральный офис банка находится в г. Альметьевск. Банк имеет 10 филиалов — в других городах Татарстана и в Чебоксарах.