Красногорский оптико-электронный колледж уже на протяжении сорока пяти лет готовит специалистов со средним профессиональным образованием в области оптического приборостроения, средств автоматики и вычислительной техники. В основном в колледже растили кадры для Красногорского механического завода, некогда флагмана оптического приборостроения. Но в последние годы завод переживал не самые лучшие времена, и выпускники колледжа в таком объеме оказывались не востребованы.
Добавим еще, что в начале 90-х годов трудные времена переживала не только промышленность, но и система образования. Все острее и острее вставали проблемы не только финансирования, но и поиска инновационных методов и форм обучения. Тем не менее новые экономические условия требовали готовить специалистов в области информационных технологий, знакомых с управлением базами данных, с системами принятия управленческих, технических и технологических решений.
На профиль подготовки кадров в Красногорском колледже повлияло и его местоположение. Дело в том, что на северо-западе Москвы и Московской области нет крупных промышленных предприятий, так что традиционная программа подготовки кадров в колледже не совсем была адекватна региональному рынку труда. Зато в регионе достаточно много организаций и фирм, широко использующих средства вычислительной техники в своем бизнесе. Поэтому потребность в специалистах, которые наряду с другой специальностью владели бы средствами вычислительной техники, была очень велика.
Статистика утверждает, что сегодня лишь 30% выпускников средних специальных учебных заведений останавливаются на этом уровне, а 70% повышают свои знания в высшей школе. Для многих из них знания, полученные в техникумах и колледжах, служат базовыми. Поэтому образование в области вычислительной техники сегодня стало основополагающим для всех специальностей колледжа. В дальнейшем для кого-то эта специальность может стать главной, а для кого-то — основой для дальнейшего профессионального роста.
В итоге педсовет Красногорского колледжа принял решение о необходимости подготовки специалистов в области вычислительной техники и программирования, а также ремонта и эксплуатации этих средств. Такая подготовка была начата с 1996 года; ежегодный прием на эту специальность составил 90 человек при конкурсе 1,5 человека на место.
Профиль клиента |
---|
Организация Местонахождение: Руководитель: Проблема: |
Профиль партнера |
---|
Компания Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Материально-техническое обеспечение
Для того, чтобы решить поставленную задачу, учебный процесс требовалось обеспечить материально-технической базой. Естественно, встал извечный вопрос: где взять средства? Надо сказать, что эта проблема актуальна и сегодня. Но в наши дни учебные заведения становятся более финансово крепкими, а многие из них научились вести самостоятельную деятельность, включая платные формы обучения. Кроме того, Правительство РФ приняло две программы в области информатизации, способствующие развитию образовательных учреждений: “Электронная Россия” и “Развитие единой образовательной среды (2001—2005 годы)”.
В начале 90-х годов формировался не только рынок вычислительной техники в России, но и государственный образовательный стандарт. В то время у преподавателей Красногорского колледжа еще не было четкого понимания того, какими должны быть курсы подготовки специалистов для отечественного рынка. Это сказалось и на выборе средств вычислительной техники, программных продуктов и специалистов, которые должны были вести эти курсы в колледже.
Три года ушли на поиск приемлемого решения. Дело в том, что на рынке вычислительной техники сотрудникам колледжа не удавалось получить непредвзятую информацию, которая исключала бы какие-то внутрифирменные или коммерческие интересы. А для образовательного учреждения, у которого средства на приобретение дорогостоящего оборудования ограничены, такая объективность была крайне необходима.
“Одной из фирм, которая дала нам наиболее объективную информацию, была компания «Формоза», — рассказывает директор Красногорского колледжа Виктор Михайлович Демин. — «Формоза» предлагала свою продукцию, но вместе с тем рассказывала о достоинствах не только своей фирмы, но и других. Она не закрывала нам возможность сравнения путем приобретения оборудования других фирм. Со временем мы находили все более тесный контакт с фирмой «Формоза».
«Формоза» http://www.formoza.ru |
Компания основана в 1993 г. Главное направление ее бизнеса — производство и продажа компьютеров, комплектующих и аксессуаров. Компании имеет партнерские отношения с Intel, Quantum, Samsung, Micron, Hitachi, Toshiba, Sony, Fujitsu, AMD, IBM, LG Electronics. В настоящее время «Формоза» представляет собой холдинг, объединяющий более десятка фирм с разными направлениями деятельности. В частности, одна из структур холдинга, компания Formoza Software House, специализируется на выпуске программного обеспечения. |
В прошлом году колледжу понадобилось открыть новую лабораторию по вычислительной технике. Несмотря на то, что компьютеры за последние годы приобретались не только у «Формозы», колледж обратился именно в эту фирму. “Поскольку мы знаем фирму, с которой уже работаем, — пояснил Виктор Демин, — то обратились к ним, чтобы полностью построить эту лабораторию”.
В результате в «Формозе» было закуплено 30 рабочих станций на базе процессоров Pentium II и Celeron с тактовой частотой 600 МГц и сервер на основе процессоре Pentium III с частотой 800 МГц. В рамках этого контракта специалисты компании «Формоза» выполнили установку рабочих мест и сетевую коммутацию в рамках лаборатории. А подсоединение нового аппаратного комплекса к общей сети колледжа выполняли уже местные специалисты.
Таким образом, начав процесс приобретения вычислительной техники 4-5 лет тому назад, Красногорский колледж на сегодняшний день сумел создать около 200 рабочих мест. Если до введения в эксплуатацию новой компьютерной лаборатории при обучении в две смены на один компьютер приходилось 5—6 студентов, то сейчас не более трех. Правда, с появлением и дальнейшим ростом компьютерного парка перед колледжем вставали все новые и новые проблемы.
ИТ-картина сегодняшнего дня
Сегодня Красногорский колледж имеет девять компьютерных лабораторий. Основа парка, его «рабочие лошадки» — машины на процессорах Pentium II и Celeron с ОЗУ от 32 до 256 Мбайт и жесткими дисками емкостью от 4 до 20 Гбайт. Есть несколько компьютеров на базе процессоров Pentium III и 4.
Исторически сложилось так, что сеть в колледже комбинированная. Первая сеть в стенах учебного заведения появилась в 1996 году, и с тех пор в разных лабораториях пробовали различные решения. Есть витая пара, есть и коаксиальный кабель. Но все внутренние одноранговые сети объединены и неплохо обмениваются данными между собой.
Все машины имеют выход в Интернет. Для этого используется выделенная линия с пропускной способностью 128 Кбит/с. Это немного, но для колледжа достаточно. Тем более что одновременно все 200 АРМ в Интернет не выходят, этот процесс приходится условно администрировать. В библиотеке имеется постоянный доступ, но если в Интернете нуждается преподаватель, то ему разрешают выход на время. В лабораториях Сеть доступна только тогда, когда занятие непосредственно связано с Интернетом. Правда, признаются сотрудники колледжа, бывали случаи, когда после окончания занятий доступ в глобальную сеть перекрыть забывали.
Физически главный сервер колледжа — это одна машина, но он сочетает в себе функции Интернет-сервера, обеспечивает управление интрасетью, выступает как ftp- и прокси-сервер, сервер электронной почты и новостей. В качестве серверов, включая серверы внутренних сетей, используются обычные однопроцессорные компьютеры, построенные на Pentium III с тактовой частотой 800 МГЦ и имеющие от 256 до 1024 Мбайт ОЗУ и жесткие диски емкостью 20—40 Гбайт. Всего в колледже используются четыре сервера.
В качестве сетевой операционной системы везде установлена Microsoft Windows — так сложилось исторически. Хотя вначале в колледже пытались работать с Novell NetWare, но это решение показалось сложным. На выбор повлияла и проблема кадров.
ИТ-кадры
С ростом количества рабочих мест перед колледжем встала проблема, как эти компьютеры объединить в локальную сеть. Это позволило бы эффективно использовать машинный парк для создания единой базы данных в учебно-воспитательной работе, а кроме того, соединить учебный процесс с управлением учебным заведением. Но для функционирования такой системы необходимы были инженеры, программисты, операторы, специалисты по обслуживанию сетей и аппаратного обеспечения.
“Надо сказать, кадровые вопросы по сей день остаются для нас узловыми и наиболее трудно решаются, — рассказывает Виктор Демин. — Если с точки зрения программного продукта рынок достаточно многообразен и наша задача — только оценить и адаптировать этот продукт к учебному процессу, то в вопросах кадров проблема в том, что немногие специалисты хотели бы пойти на работу в систему образования”.
Для решения проблемы в колледже пошли по пути установления прочных связей с высшими учебными заведениями, которые готовят специалистов в этой области. Однако при нынешней ситуации на рынке труда хороший специалист в области программирования может зарабатывать несколько тысяч долларов. Психология же молодого специалиста такова, что он хочет получать тысячи долларов сегодня и не всегда отождествляет результаты своей работы с уровнем оплаты. А чтобы соответствовать высокому уровню оплаты, неплохо бы иметь за плечами солидный опыт практической работы.
“Чтобы сделать для молодых людей привлекательным приход в учебные заведения, мы предоставляем им грант, который несколько выше, чем оплата труда кадровых преподавателей, — рассказывает Виктор Демин. — Молодому специалисту мы можем предложить от 3 до 5 тыс. рублей. Помимо работы в области программирования, ему открыта возможность ведения педагогической работы, а это форма дополнительной оплаты труда”.
Подобный системный подход характерен для многих учебных заведений, где серьезно относятся к применению вычислительной техники. В качестве примера можно назвать учебные заведения, например, в Москве, Подмосковье, Челябинске и особенно Тюменский колледж профессионально-педагогических технологий, который во многом выступает как экспериментальная площадка.
Кроме того, проблема кадров отрицательно сказывается на создании в колледже подразделения, разрабатывающего собственные программы. Далеко не каждый программист может быстро и продуктивно вникнуть в специфику системы образования. Это область, где наряду с традиционной постановкой задачи очень много дидактических форм и методов обучения, которые иногда трудны для понимания простого программиста. Образовательное ПО сопряжено с проблемностью обучения, с учетом индивидуальных особенностей студентов, спецификой предмета и спецификой межпредметных связей. Это целая система или технология обучения, которая входит в прерогативу скорее специалистов в области образования. И в этом случае программист интегрируется в процесс не только как специалист по программированию, а еще и как специалист в области методов и форм обучения.
Учебный процесс и не только
Не секрет, что компьютеры в учебных заведениях по большей части простаивают в кабинетах информатики, и доступ к ним имеют только студенты старших курсов и только на ограниченное время урока информатики. В Красногорском же колледже была поставлена задача автоматизации учебного процесса от рабочего места преподавателя до АРМ директора.
Важнейшим условием для достижения этой цели было создание единой информационной базы данных обучения, которая доступна для каждого преподавателя с его рабочего места. Это позволяет быстро и эффективно строить процесс обучения с использованием базы по всем предметам и в рамках межпредметных связей. Например, преподаватель физики с помощью меню поиска может использовать в своем предмете базу данных по электротехнике, технической механике или химии. В свою очередь преподаватели этих дисциплин могут достаточно широко пользоваться информационными материалами преподавателя физики.
Преподаватель литературы по сети Интернет может зайти практически в любую библиотеку мира и использовать найденный там материал в качестве наглядного пособия на уроке. Например, при подготовке переводчиков на уроке физики преподаватель может предложить фрагмент своего объяснения на иностранном языке с помощью того же Интернета.
Наличие единой базы данных делает обучение более разнообразным, а сам процесс обучения с помощью информационных технологий — оптимальным. “Мы подсчитали, что при обучении с применением ИТ 30% времени высвобождается для самостоятельной подготовки, — рассказывает Виктор Демин. — Очень важно, чтобы студент самостоятельно добывал знания. А преподавателю 30% сэкономленного времени остаются для проверки эффективности усвоенных знаний и корректировки обучения”.
Преподаватель на уроке становится все более виртуальной личностью. Он комментирует ту или иную информацию, когда организует самостоятельную работу студента. Меняется целая парадигма традиционных методов и форм обучения, распространенных ранее. Сейчас очень важно подготовить такого специалиста, который был бы в состоянии принимать решения. Применение ИТ позволяет не только самостоятельно добывать знания и проверять их усвоение, но и моделировать ту или иную ситуацию или процесс.
“Мы говорим об идеальной ситуации, но не должны сбрасывать со счетов индивидуальных особенностей человека, — пояснил Виктор Демин. — Далеко не каждый сегодня может работать в таком режиме. Поэтому перед нами стоит задача создания такого программного продукта, который учитывал бы все особенности студента”.
Многие, перейдя на новые технологии обучения, очень живо восприняли систему тестирования, где нужно было давать ответы "да" или "нет" на вопросы из списка. В таких системах проблеме поиска информации или активному применению знаний студента практически не придавалось значения. Качество обучения при подобном тестировании страдало, так как в тестах не было проблемности обучения; в итоге они были признаны неэффективными. Но сейчас мы идем к единому государственному экзамену, который должен объективно оценивать знания выпускников школ и средних специальных учебных заведений, желающих идти в высшую школу. И велика опасность, что эта проблема может возникнуть вновь.
Сейчас АРМ преподавателя помогает не только автоматизировать учебный процесс, но и сделать его более мобильным, с помощью средств видеоконференции либо взаимодействия с другими преподавателями организовать совместный урок, семинар или лекцию. Кроме того, информация с АРМ преподавателя поступает в бухгалтерию и учебную часть. Это уже система учета не только успеваемости учеников, но и деятельности преподавателей. Информация о количестве учебных часов, выполнении учебных планов и программ обрабатывается, и на основании этих данных выводится качественный показатель деятельности преподавателя.
Например, количество двоек и троек в сухой статике ни о чем не говорит. Но если программа просчитывает динамику, например, от какого уровня преподаватель обеспечивает кривую успеваемости вверх, то появляются и другие оценки эффективности его деятельности. Эта связь внутри учебного заведения позволяет оптимизировать не только учебный процесс, но и систему управления.
В рамках виртуального продукта — Web-странички студента можно строить отношения студент — преподаватель виртуально. Студент в этой системе имеет возможность задать вопрос преподавателю, получить индивидуальную задачу и отработать узкие места, которые выявляются в ходе обучения и проверки знаний. Это позволяет организовать учебные занятия не только в процессе обучения, но и во внеурочное время.
Однако для того, чтобы решать эти задачи, а результаты использовать в работе, необходим педагогический состав, прекрасно владеющий новыми образовательными технологиями. И это еще одна проблема, которую в колледже пришлось решать.
ИТ-преподаватель
Внедрение ИТ и средств вычислительной техники в учебных заведениях имеет ряд неоспоримых преимуществ. Электронная библиотека, как и электронная лаборатория, позволяет экономить огромные средства. Лабораторное оборудование для химического или электротехнического процесса стоит подчас несколько десятков тысяч долларов. Электронный учебник позволяет обойтись без сложной лабораторной базы. В виртуальной системе эти процессы достаточно наглядны и эффективно воплощаются практически при нулевых затратах. Но при такой постановке вопроса в центре процесса образования оказывается преподаватель. И если вычислительная техника становится путами на его руках, то ни о каких передовых методах образования говорить не приходится.
В новых условиях вырабатываются и новые требования к профессиональному уровню самих преподавателей. Можно иметь навыки пользователя, но не владеть технологией использования компьютера в учебном процессе. Преподаватель должен хорошо разбираться в содержании программного продукта, потому что просто комментировать ту информацию, которая появляется на мониторе, недостаточно, при том что многие ВУЗы до сих пор не обучают современным методам.
“Сказать, что программа по истории плохая или хорошая, можно только тогда, когда с ней проработаешь достаточно долгое время, — объясняет Виктор Демин, — по крайней мере пока не увидишь, каков процесс усвоения знаний. По ряду предметов сейчас не надо изобретать велосипед, потому что программных продуктов более чем достаточно”.
Тем не менее от преподавателя требуется технически и методически грамотно ставить ТЗ разработчику ПО. “Сегодня мы имеем очень много покупного ПО по различным предметам: математика, физика, литература, история и прочее, — рассказывает Виктор Демин. — В этих программных продуктах есть общие стандарты, но они не учитывают специфики самого учебного заведения и специфики наших студентов. Их надо адаптировать по дозировке информации, по оперативности использования этой информации, по наглядности и прочим параметрам. И этими навыками преподаватель должен владеть”.
Но возникает вопрос — захотят ли преподаватели этим заниматься? “У нас есть преподаватели, которым около 50 или далеко за 50, — признается Виктор Демин. — Для них проблема освоения новых технологий напрямую связана с проблемой возраста. Но когда было поставлено условие, что ты либо работаешь в современном режиме и ведешь подготовку специалистов, либо придет другой преподаватель, то появилась конкуренция между преподавателями. Все, кто планировал в дальнейшем связывать свою судьбу с учебным заведением, были вынуждены перейти на этот режим работы”.
Мотивация к освоению современных методов и средств обучения была напрямую завязана на уровень оплаты труда преподавателя. Если он работает в инновационном режиме, то стоимость его работы одна. Если же в традиционной форме, это его право, но тогда цена совсем другая. А если он еще работает не только в режиме использования программного продукта и техники, но и участвует в создании и наполнении информационной базы данных, то его заработная плата заметно возрастает.
“Мы достаточно демократично к этому подошли, — рассказывает Виктор Демин. “Когда мы поставили такую задачу, что все преподаватели по своим предметам должны перевести в электронный вид наглядные пособия, то появился интерес. Преподаватели стали создавать электронные конспекты уроков в виде презентаций”.
Помимо преподавателей, в процесс создания статических материалов или поиска их в Интернете вовлекаются студенты. “Грех говорить о том, что мы готовим программистов, а самих студентов в этот процесс не включаем, — говорит Виктор Демин. — У студентов появился интерес работать на ту или иную лабораторию, а мы решаем проблему мотивации и результативности. Я даже не ожидал, что мы так быстро пройдем этот этап”.
Образовательная платформа «Формозы»
Помимо аппаратных средств компания «Формоза» разрабатывает программную систему, предназначенную для компьютеризации учебного процесса в школе. Это специализированная оболочка, позволяющая широко использовать в учебном процессе не только тексты, но и видео-, аудио-, мультимедийные материалы; в ней есть и специальная встроенная система вещания. Кроме того, комплекс позволяет в полной мере использовать преимущества коллективной работы в школьной локальной сети, охватить все стороны деятельности школы — от подготовки и проведения уроков, формирования расписания до бухгалтерии, учета рабочих часов учителя, индивидуальных занятий с учениками и т.д.
Однако несмотря на то, что функционал школьной системы от «Формозы» очень похож на те задачи, которые ставятся в Красногорском колледже, применения она там пока не нашла. Два года назад представители «Формозы» провели презентацию образовательной платформы для преподавателей колледжа. Однако на тот момент преподаватели сами не были морально к ней готовы. На взгляд тех, кто пытался с ней работать, платформа ориентирована больше на школы, а для среднего специального учебного заведения ее нужно адаптировать.
Но с тех пор прошло время. Уровень развития образовательной платформы от «Формозы» и «компьютерный» уровень преподавателей колледжа заметно вырос. Поэтому сейчас идут переговоры о возможности дальнейшего сотрудничества уже на уровне программных средств.
Красногорский оптико-электронный колледж |
Колледж на протяжении 45 лет готовит специалистов в области оптического приборостроения и электроники для северо-запада Москвы и Московской области. С 1996 года начата подготовка специалистов в области вычислительной техники и программных средств. Ежегодный прием составил 90 человек при конкурсе 1,5 человека на место. |