Проект, о котором пойдет речь, начался с того, что в 1998 году Российский фонд социальных реформ (РФСР) опубликовал в российской и зарубежной прессе объявление о проведении международных конкурсных торгов на поставку компьютерного оборудования для региональных органов социальной защиты населения. РФСР — некоммерческий фонд, созданный на основании распоряжения Правительства РФ для реализации проекта содействия структурной перестройке системы социальной защиты населения, который финансируется за счет средств займа Всемирного Банка.
Проект включает несколько крупных направлений: в частности, поставка оборудования для него осуществлялась в рамках пилотной программы социальной поддержки семьи и детей. Первоначально в этой программе участвовало шесть регионов России, куда и поставлялось оборудование: Белгородская, Волгоградская, Калужская, Московская, Новгородская области и республика Удмуртия. Отбор регионов проводило Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Эти регионы готовы были выступить пионерами, оплатить определенную стоимость оборудования и внедрять у себя ИТ. В этом списке не было регионов-доноров, например, Москвы, Санкт-Петербурга или Самары, готовых самостоятельно приобрести технику. В то же время требовалось, чтобы выбранные регионы были достаточно передовыми с точки зрения реализации механизмов социальной защиты населения. Они остро нуждались в вычислительных средствах и могли не только использовать оборудование по целевому назначению, но и загрузить его реальными задачами.
Надо признать, что социальная сфера по сравнению с другими менее технически оснащена. Однако с учетом объема задач, сложности организации работ она может эффективно функционировать, только имея в своем распоряжении современные информационные технологии. Пенсионная система или система выплаты пособий на детей охватывают огромное количество населения. Сотрудникам этих служб приходится организовывать назначение выплат, принимать дела, ставить на учет, проверять правильность информации, обеспечивать выплаты, а затем вести контроль за правильностью этих назначений и выплат и за целевым использованием бюджетных средств.
В сфере выплат пособий на ребенка закон предусматривает постоянное ведение учета доходов семьи. Это значит, что данные надо отслеживать, проверять и периодически обновлять. Учет предполагает проверку огромного числа факторов, меняющихся во времени. Без ИТ этой службе потребуются огромные временные и кадровые ресурсы, не говоря уже об обеспечении эффективного управления финансовыми потоками.
Информатизация здесь способна не только решить технические проблемы, но и оптимизировать управление системой. Раньше пособия выплачивались по месту работы, однако ни одно предприятие в наши дни не заинтересовано в целевом использовании этих средств. Сейчас выплаты передали в органы социальной защиты населения, что потребовало перерегистрации миллионов получателей. В этих условиях ИТ позволяют избежать возникновения многотысячных очередей из получателей пособий. Кроме того, сегодня перед информационными системами уже ставится задача анализа тех или иных выплат с целью совершенствования самой системы социальных реформ.
Профиль клиента |
---|
Организация Местонахождение: Руководитель: Проблема: |
Профиль партнера |
---|
Компания Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Профиль партнера |
---|
Компания Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Тендер
Всемирный Банк при реализации всех своих проектов использует очень жесткие процедуры проведения тендеров. Как правило, объявлению конкурса предшествует кропотливая работа консультантов. Проект поставки оборудования для Российского фонда социальных реформ не был исключением.
Консультанты в комиссию выбираются на конкурсной основе. По правилам Всемирного Банка в комиссию обязательно должен войти один российский и один международный специалист, причем в конкурсе на каждое место должно приходиться не менее трех кандидатов. Требования к российскому кандидату включают знание системы социальной защиты, опыт работы в этой системе и опыт внедрения техники. От западного консультанта (которым в результате оказался гражданин Бельгии) требуется опыт работы в России со структурами, имеющими региональную сеть.
Комиссии предстояло подобрать оптимальное техническое решение для оснащения органов социальной защиты с учетом стоящих перед ними проблем. При этом финансовые ограничения, обусловленные размерами кредита, заставляли придерживаться принципа разумной достаточности при выборе техники. Необходимо было также оценить возможность использования уже имевшегося парка оборудования на местах, в частности с точки зрения пригодности его к работе в локальных сетях.
Консультанты работали во всех пилотных регионах. Техническая оснащенность органов социальной защиты была очень неоднородной, тем не менее нужно было обеспечить совместимость всей техники. В результате технические спецификации, подготовленные консультантами, были едиными, но заявки формировались с учетом индивидуальных потребностей регионов. Учитывалось не просто оснащение конкретных рабочих мест — задача решалась комплексно. Если нужна была локальная сеть, то оснащалось и рабочее место системного администратора. Потребности, скажем, конкретных операционистов, занимающихся назначением выплат, увязывались с требованиями бухгалтерии, контрольных и прочих служб.
Спецификации, составленные с участием консультантов, оценивались экспертами Всемирного Банка, и только после их утверждения был официально объявлен конкурс на поставку. В соответствии с правилами проведения торгов, информация о конкурсе публикуется в нескольких специально оговоренных изданиях, причем как в российской, так и в зарубежной прессе. Практически любой участник открытого рынка, который имеет доступ к этой информации, может выкупить документы и подготовить предложение для участия в торгах.
Всемирный Банк контролирует работу комиссии, созданной для оценки поданных на конкурс предложений. Эта комиссия готовит отчет, который направляется в Банк, и Банк изучает не только результат, но и все предложения, поступившие на конкурс. Публичное вскрытие и оглашение предложений происходит в присутствии не только членов комиссии, но и самих участников торгов. Затем фиксируются цены и начинается работа комиссии.
Требования Банка к участникам проекта были стандартными — компания непременно должна быть хорошо известна на рынке; необходимо предоставить клиенту гарантии первоклассных европейских или уполномоченных российских банков на определенную сумму. Кроме того, требовалось предоставить определенные сведения о компании, например, данные об обороте не только в России и СНГ, но и в мире за последние три года. Учитывая относительно небольшой возраст российского рынка в конце 1990-х гг., эти требования становились препятствием для многих отечественных компаний.
В тендере участвовали такие лидеры мирового рынка, как Acer, Bull, Dell, Compaq и IBM, и российские компании, в частности, Kraftway. По словам Елены Феоктистовой, координатора Фонда социальных реформ, предложение компании Bull при полном соответствии техническим спецификациям и требованиям оказалось самым дешевым.
Group Bull http://www.bull.ru |
Group Bull — международная группа, работающая в сфере ИТ, со штаб-квартирой во Франции. В компании работают более 17 тыс. человек в 100 странах мира, научно-исследовательские и конструкторские центры компании расположены в Европе и США. Приоритетное направление бизнеса — решения для государственных структур, министерств и ведомств, банков и промышленных предприятий. На российском рынке компания работает с 1978 года. |
“Это было время внутренней перестройки в понимании работы компании Bull на российском рынке, — говорит Вера Гордиенко, коммерческий директор российского представительства Bull. — В результате мы смогли предложить хорошие цены на компьютеры и серверы. Кроме того, нам удалось получить хорошие цены от наших партнеров, в том числе Novell и Microsoft”.
Предложение Bull было весьма привлекательным с технической стороны, но комиссия Всемирного Банка обращала внимание также на способность поставщика поддерживать проект в регионах России. И в этом вопросе Bull был необходим российский партнер.
Партнер партнера
По условиям Всемирного Банка поставщик должен был не просто представить оборудование согласно спецификациям, но и доставить его на места, проверить, установить, создать необходимые комплексы и обучить персонал на территории заказчика. “Чтобы осуществить поставку в 6-7 регионов, нужно иметь развитую региональную структуру, — говорит Вера Гордиенко. — До этого мы осуществляли прямую поставку для Министерства труда и социального развития. Честно говоря, после доставки оборудования в различные регионы мы встретились с определенными проблемами в обеспечении гарантийного обслуживания, хотя все наши обязательства в рамках контракта были выполнены”.
Если в Московской области эту проблему можно было бы решить силами специалистов представительства Bull, то поиск партнеров в других регионах угрожал увеличить стоимость предложения и существенно снизить шансы на успех в тендере Всемирного Банка.
“Bull не была ориентирована на серьезный сервис в России, — признает Вера Гордиенко. — Сейчас компания полностью осознала необходимость наличия российских партнеров. Сегодня даже большой проект по налоговой полиции, который мы реализуем в рамках французского кредита, делается не без помощи российских партнеров. Мы же осуществляем, кроме всего прочего, контролирующие функции, потому что несем обязательства перед клиентом”.
Казалось бы, в таких условиях у российских компаний появляются явные преимущества в тендере. Однако не секрет, что Всемирный Банк, стремясь вернуть деньги займа на западный рынок, старается отдавать предпочтение зарубежным фирмам. Российский бизнес пытается бороться с этой политикой законодательными методами, но не очень успешно. Долгое время было слишком много причин, по которым предложения российских компаний могли посчитать неконкурентоспособными — ведь эксперты учитывали в числе прочего годовой оборот компании за последние 3—5 лет, опыт реализации подобных проектов на мировом уровне, гарантии европейских банков и т.п.
“В то время мы понимали, что не готовы участвовать в данном проекте в одиночку, — рассказывает Леонид Юхневич, управляющий директор компании «УСП Компьюлинк». — Но это заставило нас задуматься о возможности выступить в консорциуме с какой-нибудь серьезной западной компанией. Подобный союз был бы оправдан для проекта такого масштаба. У нашей компании есть сильные стороны, позволившие сделать выгодное предложение Bull”.
«УСП Компьюлинк» http://www.usp-compulink.ru |
Группа компаний "Компьюлинк" действует на рынке с 1993 года. Компания «УСП Компьюлинк» (Управление системных проектов) занимается построением корпоративных информационных систем на платформах S/390, AS/400, UNIX, Windows NT/2000, реализацией проектов внедрения систем ERP и CRM, систем информационной безопасности. Предоставляет услуги построения систем телекоммуникаций и организации комплексных поставок оборудования с инсталляцией и сервисным региональным обслуживанием. Компания имеет собственное производство компьютеров с торговой маркой CLR, сертифицированное по стандарту ISO 9001. Поддерживает прямые партнерские отношения с ведущими мировыми производителями компьютерных систем, сетевого оборудования и программного обеспечения. Компания представлена в более чем 50 регионах России и СНГ. |
К тому времени «УСП Компьюлинк» уже имела существенный вес в компьютерном мире и быстро развивала проектный бизнес. В результате Bull практически без колебаний выбрала в качестве партнера именно эту российскую компанию. Таким образом, справедливости ради, следует заметить, что победу в тендере Всемирного Банка одержала Bull в партнерстве с «УСП Компьюлинк». Между тем накануне кризиса 1998 года вряд ли можно было предвидеть, какая именно роль будет уготована российской компании в этом проекте.
Обстоятельства форс-мажора
В соглашении о займе Всемирного Банка были указаны цели предоставления кредита, в частности, предполагалось “содействовать современной и эффективной работе системе выплаты пособий для детей”. За счет средств кредита оплачивалась только определенная часть стоимости оборудования, а остальное брали на себя местные власти (это в общей сложности составляло 32% от стоимости контракта, номинированной в валюте). Разумеется, местные власти, оценивая свои возможности, зарезервировали для этого рублевый эквивалент. Но увы, буквально через несколько месяцев пресловутый дефолт превратит крупные рублевые суммы в нечто весьма незначительное.
В задачу «УСП Компьюлинк» входила аккумуляция всех вычислительных средств, поставляемых в рамках данного проекта Bull и другими компаниями, а также доставка техники до склада получателя. Окончательную оплату производили только после тестирования и подписания актов приемки.
На момент заключения договора с регионами в конце 1998 года стало очевидно, что некоторые получатели будут просто не в состоянии выполнить свои обязательства по оплате контрактов. В результате один регион был вынужден объявить о выходе из этой программы, а другой был уже готов изменить свою заявку.
“В этой непростой ситуации компании Bull и «УСП Компьюлинк» проявили большую гибкость, — рассказывает Елена Феоктистова. — Партнеры заключили дополнительные соглашения с администрацией каждого региона о рассрочке платежей. Первый платеж составлял 20—50%, в зависимости от того, как тот или иной регион смог договориться с поставщиком. Сроки платежей тоже были индивидуальными. Кому-то оказалось достаточно нескольких месяцев, а, например, Калужская область гасила свою задолженность в течение года. В любом случае регионы-заказчики сразу же получали технику и могли без промедления устанавливать и использовать ее по назначению".
Обучение
Для Российского фонда социальных реформ цель проекта заключалась не в простой поставке оборудования на места, а в создании информационно-технологической среды для ведения всего учета получения социальных выплат. Техника поставлялась как в областные, так и в районные центры. Удаленный сельский орган социальной защиты может обслуживать всего несколько тысяч детей или семей. Были среди получателей и крупные города, например, Волгоград, где совсем другие масштабы задач и, следовательно, другие локальные сети и количество рабочих мест, но в среднем по проекту на одно рабочее место приходилось от 3 до 5 тыс. получателей пособий.
Далеко не всегда сотрудники, к которым попадало оборудование, были готовы работать на этой технике. Поэтому в контракте было предусмотрено обучение специалистов в каждом регионе. Из каждого района пилотной области приглашали, как минимум по одному обучающемуся. “Приезжали люди с разным уровнем подготовки, и приходилось подстраивать учебный процесс, — рассказывает Леонид Юхневич. — Многие не понимали, что им делать с этой техникой, как работать в локальной сети, как обмениваться информацией. Приходилось учитывать, что перед нами не технические специалисты, а сотрудники социальной сферы”.
Поставщики организовали учебный процесс в соответствии с рекомендациями, которые консультанты Всемирного Банка выработали еще до объявления тендера. Подготовку прошло несколько сот человек. “Не секрет, что у работников социальной сферы невысокие зарплаты, особенно в регионах, — говорит Леонид Юхневич. — К ним в руки попала дорогостоящая техника, и надо сказать, что отношение к ней было достаточно внимательное”.
Сейчас общение со специалистами региональных органов социальной защиты населения идет больше на уровне консультаций и гарантийного сопровождения. Однако уровень вопросов, с которыми на данном этапе обращаются пользователи, свидетельствует о том, что они вникают в проблемы автоматизации, и достаточно глубоко. “Для меня показательно то, что люди самостоятельно развивают данный проект, а не удовлетворились сделанным на первом этапе, — подчеркивает Леонид Юхневич. — Они сами видят, что это улучшает их работу. И как следствие, в тех бюджетных крохах, которые им реально сейчас выделяют, они находят средства, чтобы поддерживать и развивать созданную информационную структуру”.
Всемирный банк о результатах
Одно время тема займов всемирного Банка активно обсуждалась в общественно-политической прессе. Авторы многих публикаций спрашивали, а нужны ли вообще эти займы, и если да, то кому, и идут ли они на те нужды, для которых предназначались. Однако любопытно, что при обилии фактов финансовой нечистоплотности ни одного упрека или сомнения не было в адрес ИТ-составляющей этих займов. Впрочем, нередко можно услышать что-то вроде: “Подумать, сколько денег потрачено на эту технику! Не лучше ли эти деньги раздать детям и их родителям?” Вот что говорит в связи с этим Леонид Юхневич: “После завершения контракта мы слышали оценку проекта со стороны сотрудников региональных отделений. Мнений, что деньги займа лучше было бы потратить на нуждающихся и попросту раздать, не было. Все прекрасно понимали, что это не решит их проблем. Раздать, действительно, можно все — один раз это, может быть, и поможет кому-то, но потом все вернется к прежнему состоянию. Очереди останутся, а главное, не будет никакого движения вперед".
Вместе с тем у Всемирного Банка предусмотрен механизм аудита — специальная комиссия приезжает в Россию и смотрит, насколько эффективно реализуется заем, нет ли нецелевого использования техники на местах. “Для нас это не единственный проект Всемирного Банка, — рассказывает Леонид Юхневич. — Надо признать, что эксперты Банка подходят более ответственно к проверке использования техники, чем сотрудники наших министерств и ведомств. Но известны случаи, когда в рамках какого-нибудь проекта осуществляется некая поставка, а затем все затихает и забывается. Только когда приезжает миссия Всемирного банка, начинается суета: мол, где же техника? В данном случае и через полгода после проверки все работает в полном соответствии с контрактом. Отличие нашего проекта состоит в том, что здесь было общее понимание”.
Подводя итоги, Всемирный банк оценивал скорость выполнения проекта, чистоту — чтобы все было сделано в соответствии с подписанным контрактом — и открытость. Это был один из тех случаев, когда деньги займа, который придется возвращать нашим детям, пошли на реальное дело с максимальной эффективностью. В результате кредиторы остались довольны деятельностью Российского фонда социальных реформ в части реализации пилотного проекта и поставок оборудования в регионы совместно с компанией Bull. Цены оборудования оказались ниже рыночных, в рамках проекта появились сэкономленные средства. Это позволило поставить вопрос о закупке техники еще для десяти регионов, в том числе для Астраханской, Саратовской, Оренбургской, Курганской и Костромской областей. В феврале 2000 года Российский фонд социальных реформ объявил торги по второму этапу.
В первом туре российские компании допускались к участию в конкурсе, но квалификации у них было недостаточно. За два года, которые прошли с того времени, «УСП Компьюлинк» набрала значительный опыт проведения подобных проектов, в результате переговоров с Bull была найдена приемлемая форма участия в новом тендере каждого из партнеров.
У торгов Всемирного Банка есть свои особенности. Во-первых, как бы ни была успешна работа с данным заказчикам до этого, это не дает заказчику преимуществ в очередном тендере. Во-вторых, оценка предложений идет гораздо более объективно, нежели в торгах, проводимых на бюджетные деньги различными российскими структурами, министерствами или ведомствами.
“В 2001 году прошел тендер второго этапа, — рассказывает Вера Гордиенко. — В этом тендере мы участвовали с нашим партнером «УСП Компьюлинк» и вместе подали две заявки — "Bull —Компьюлинк" и "Компьюлинк —Bull". В результате «Компьюлинку» удалось предложить более конкурентные условия, чем всем остальным, и выиграл вариант "Компьюлинк-Bull". А мы являемся поставщиками оборудования, в частности, поставляем наши серверы”.
Российский фонд социальных реформ |
Некоммерческая организация, созданная на основании распоряжения Правительства РФ. Обеспечивает реализацию Проекта содействия структурной перестройке системы социальной защиты населения, финансируемого за счет средств займа Всемирного банка. |