В настоящее время в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (МНС) осуществляется проект модернизации налоговой службы, рассчитанный на 17 лет. Одной из составляющих данного проекта стало внедрение в региональных управлениях МНС нового программного продукта — «Системы электронной обработки данных (ЭОД) налоговой инспекции нижнего уровня»*. Этот пакет, основанный на технологиях Microsoft, был разработан сотрудниками Нижегородского регионального научно-исследовательского вычислительного центра под руководством Бориса Бильковского и в дальнейшем стал базовым решением для МНС в целом. Планируется его внедрение в налоговых органах всех уровней, но пока ЭОД потеснила использовавшееся ранее, морально устаревшее ПО в двух пилотных регионах — УМНС Волгоградской и Нижегородской областей.


*Мы уже писали ранее об этой системе (см. М. Погосткина, «Функциональный принцип сбора налогов», Enterprise Partner, май 2000).

"Разработка «Системы ЭОД» началась в июне 1997 года, — рассказывает Борис Бильковский, директор нижегородского Регионального научно-исследовательского центра (РНИВЦ). — Она велась нижегородским РНИВЦ совместно с ГНИВЦ МНС России. С июля 2000 года в 104 офисах Управлений МНС России по Нижегородской и Волгоградской областям продукт работает «в режиме промышленной эксплуатации». А в 2001 году «Система ЭОД» была выбрана МНС в качестве базовой".

Профиль клиента

Компания
Министерство по налогам и сборам РФ

Местонахождение:
Москва

Руководители:
Сергей Малышев, заместитель руководителя управления МНС России по Нижегородской области; Владимир Ветров, заместитель руководителя управления МНС России по Волгоградской области

Проблема:
Установка в 104 налоговых инспекциях Волгоградской и Нижегородской областей нового ПО —«Системы электронной обработки данных налоговых инспекций нижнего уровня».

Профиль партнера

Компания
«Микроинформ»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Борис Фридман, генеральный директор;
Олег Литвин, директор УЦ

Решение:
Обучение сотрудников УМНС России по Нижегородской и Волгоградской областям работе с системой ЭОД

Тендер на проведение обучения

Модернизация повлекла за собой необходимость освоения сотрудниками этих госструктур навыков работы с новым программным пакетом. В начале февраля 2000 года МНС объявило конкурс на проведение обучения руководителей и персонала своих региональных налоговых органов. По условиям конкурса, в первую очередь предполагалось обучить «современным информационным технологиям» и «организации эксплуатации и развития автоматизированных информационных систем» сотрудников УМНС в Волгоградской и Нижегородской областях. Финансировать обучение заказчики собирались из средств займа, предоставленного Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Предполагаемая общая стоимость обучения сотрудников органов МНС составляла 747 тыс. долл.

К середине марта 2000 года прием заявок на предоставление услуг по обучению персонала налоговых органов был завершен. Перед организаторами тендера на этом этапе стояла непростая задача: из 35 претендентов (25 отечественных и 10 иностранных компаний), приславших заявки на участие в конкурсе, выбрать "короткий список" — пять-шесть компаний. Претенденты, попавшие во второй тур, должны были в течение ближайших двух-трех месяцев представить свои предложения по обучению сотрудников МНС РФ. Предполагалось, что победитель конкурса станет известен в июне-июле. Однако официальные результаты тендера были оглашены лишь в сентябре.

Победителем оказался один из крупнейших московских учебных центров, специализирующихся на ИТ-дисциплинах, — «Микроинформ». Как рассказал генеральный директор компании «Микроинформ» Борис Фридман, сотрудникам УЦ предстояло в сжатые сроки (до конца 2000 года) организовать и провести обучение 5000 сотрудников налоговой службы. Причем 20% обучаемых налоговиков должны были пройти обучение в Москве, а остальные 80% — почти «по месту жительства» — в Нижнем Новгороде и Волгограде. При этом обучение, по словам директора учебного центра Олега Литвина, требовалось провести без отрыва от производства. Сотрудники УМНС могли проходить переподготовку в свободное от работы время, что не позволяло организовать обучение в столичных учебных классах.

Учеба без отрыва от производства

Для решения задачи сотрудникам «Микроинформа» в течение лета потребовалось открыть два филиала — соответственно в Нижнем Новгороде и Волгограде. Каждый из филиалов представлен четырьмя учебными классами, общее количество компьютеризованных учебных мест в которых равно 100 (40 в Волгограде и 60 в Нижнем Новгороде). Часть серверов и рабочих станций была поставлена «Микроинформу» компанией «Аквариус Дата» на льготных условиях аренды с правом последующего выкупа (впоследствии, завершив обучение и свернув региональные филиалы, «Микроинформ» получит возможность перевезти эту технику в свой московский офис).

"После того как в 2000 году «Микроинформ» выиграл тендер на обучение, РНИВЦ вместе с учебным центром занялись разработкой учебников, лекций, лабораторных работ, пробных тестов по 11 курсам, которые были ориентированы на различные аспекты установки, эксплуатации и применения системы ЭОД, — говорит Борис Бильковский. — Мне кажется, что наше сотрудничество с «Микроинформом» оказалось чрезвычайно плодотворным. Продолжается оно и сейчас. Учебный центр — очень приятный в деловом общении партнер, и я не припомню, чтобы у нас когда-либо возникали разногласия".

Не было проблем и в отношениях с заказчиками. Руководители УМНС были довольны, что сотрудники всех инспекций пройдут обучение в специализированной учебной фирме. И по завершении учебного проекта о его исполнителе — «Микроинформе» — отзывы были самыми лестными. Да и у пользователей трудностей практически не возникало.

Учебный проект, реализованный «Микроинформом», был не только масштабным, но и краткосрочным. За четыре с половиной месяца компании «Микроинформ» удалось провести занятия по 15 различным курсам с сотрудниками 104 налоговых инспекций Волгоградской и Нижегородской областей. Всего в 256 группах обучение прошли 6750 слушателей (что на 1750 человек больше ранее запланированного). В числе слушателей оказались: 210 руководителей налоговых инспекций, 220 администраторов системы ЭОД, 1000 налоговых инспекторов, а также 5320 пользователей данной системы в налоговых инспекциях.

В Нижегородской области было обучено более 4000 сотрудников. Ежедневно «за парты» садились 150 человек. "Мы не останавливали работу налоговых инспекций, — рассказывает Сергей Малышев, заместитель руководителя Управления МНС России по Нижегородской области, ответственный за реализацию проекта в этом регионе. — Вопрос об обучении решался в приказном порядке, был разработан график, и наши сотрудники строго его придерживались. Обучение было необходимо. Ведь мы перешли на совершенно новый программный продукт, и работать на нем, не получив подготовки, было невозможно".

Все организационные вопросы, связанные с обучением, были возложены на Сергея Малышева. "Раз учили «моих» людей, я обязан был всех контролировать, — говорит Сергей Малышев. — Наши партнеры из «Микроинформа» были этим очень довольны. Мы понимали друг друга с полуслова. Если и возникали какие-то проблемы, мы созванивались или с Борисом Фридманом, или с Олегом Литвиным, и сразу все решали. Однажды руководители "Микроинформа" приехали к нам, посмотрели, а потом мне признались, что в глубине души не предполагали, что обучение пойдет так успешно".

И действительно, процесс обучения напоминал мощный и сложный конвейер: 150 человек приезжали ежедневно — кто на день, кто на два, кто на неделю. Для них были организовано все необходимое: доставка, отправка, жилье и т. п. «Микроинформ», в свою очередь, в должный срок оборудовал классы, обеспечил все компоненты учебного процесса.

Результаты и перспективы

В результате новая система документооборота успешно функционирует, облегчая налоговикам выполнение их обязанностей. "От старого программного продукта заказчики полностью отошли, — констатирует Сергей Малышев. — А раз программа работает, значит, хорошо обучили людей, они умеют обращаться с системой. Стало гораздо меньше технологических вопросов, с которыми мы постоянно сталкивались до обучения. Раньше телефон буквально разрывался, ежедневно шло до сотни звонков: там проблема, тут «зависли», здесь не знают, что делать… Так что результатом я, конечно, остался доволен. За свою десятилетнюю историю мы еще такого грандиозного обучения не проводили. Сейчас люди хорошо знают основные операции программного продукта. Если бы Москва согласилась дать нам такую возможность, хотелось бы, конечно, довести эти знания до совершенства, «прогнав» обучение еще раз".

Когда в январе 2001 года МНС и «Микроинформ» подводили итоги учебного проекта, заказчики рекомендовали партнерам «принять за основу опробованные методики и технологии подготовки специалистов при проведении аналогичных работ в других регионах». А саму систему документооборота было решено распространить еще на десять российских регионов. Предполагается, что дальнейшее развитие проекта по внедрению ЭОД и подготовке сотрудников налоговых инспекций работе с системой также будет осуществляться на кредиты МБРР. При этом ожидается, что объем очередного транша примерно в пять раз превысит предыдущий (около 16 млн долл.), который был выделен на первый этап проекта. Разумеется, региональные УМНС заинтересованы в том, чтобы и дальше осуществлять подобные учебные проекты, доводя число обученных сотрудников до 100%. "Насколько я знаю, учебный центр «Микроинформ» тоже готов к продолжению сотрудничества с МНС, — заявил Борис Бильковский. — Так что все зависит от финансовых возможностей министерства и регионов".

Проект глазами партнера

По словам Бориса Фридмана, работа учебного центра с МНС стала первым в России случаем, когда за считанные месяцы было обучено несколько тысяч сотрудников крупной государственной компании. Причина, обусловившая столь сжатые сроки, была связана с займом МБРР (банк финансировал проект только 2000 года). "До этого времени мы и спланировали свою работу, — рассказывает Борис Фридман. — Но уже к середине ноября мы увидели, что закончим запланированное раньше. И тогда мы предложили МНС за оставшееся время обучить дополнительное число сотрудников. Ведь учебный конвейер работал полным ходом, нашим заказчикам все нравилось, единственно, что требовало решения, — это проблема финансирования. После того, как к нам с проверкой приехала Миссия МБРР — что также было совершенно неординарным шагом, — она позволила нам поднять стоимость контракта и увеличить его объем в процессе выполнения. И три последние декабрьские недели мы продолжали работать".

Первоначально планировалось обучить 5480 сотрудников, в итоге точное число курсов-слушателей (это понятие означает, что один человек мог прослушать несколько курсов) составило 6752. Помимо своей масштабности, проект, как считают специалисты "Микроинформа", интересен и особым деловым подходом заказчика. В частности, перед подписанием контракта в «Микроинформ» приезжал министр, чтобы посмотреть, где будут учиться сотрудники подведомственных ему структур.

"А вот отношение к нам «на местах» поначалу было несколько недоверчивым, — рассказывает Борис Фридман. — К моменту начала обучения вся система в Волгограде и Нижнем Новгороде была развернута и формально на ней работали. Когда мы, подписав контракт и досконально продумав, что и как мы будем делать, пришли к руководителям областных инспекций, они поинтересовались, чему, собственно говоря, мы собираемся учить сотрудников? По их словам, все и так работало, часть людей уже обучились своими силами. Тогда мы предложили им на выбор две формы обучения: ускоренный и базовый курсы. Предложили услуги по проведению на местах тестирования сотрудников, считающих себя подготовленными. Предложили составить списки слушателей ускоренного и «нормального» курсов. Мы ожидали, что порядка 60% слушателей пойдут на базовый курс, а 40% выберут ускоренный. «На местах» предположили, что мы ошибаемся, а на самом деле пойдут учиться 30 -- 40%. Результат удивил всех: 90% людей пошли на базовый курс, и лишь 10% решили, что они многое знают и готовы пойти по ускоренной программе. Кстати, если говорить о стоимости базового и ускоренного курсов, то она примерно одинакова. Ускоренный курс проводить, разумеется, легче, потому что не нужно везти оборудование. Но хотя поначалу к нам отнеслись несколько настороженно, в процессе сотрудничества мы стали полными союзниками. В работе с заказчиком нас поражало предельно четкое взаимодействие между Управлениями МНС —нижегородским и волгоградским. И, конечно, их особая заслуга -- высокий уровень организации учебных потоков".

Опыт, достойный подражания

"Если бы мне кто-то в 1999 году сказал, что «Микроинформ» возьмется за подобный проект, я бы усомнился в том, что нам это будет по силам, — завершает свой рассказ Борис Фридман. — Однако мы решились, и сотрудничество с МНС стало для нас этапным. Мы смогли проверить свои возможности: ведь, занимаясь реализацией данного проекта, мы не отменили ни одного из текущих. В Волгограде и Нижнем Новгороде мы обучили больше людей, чем обучаем в своем московском офисе в год. К такому выводу можно прийти путем простых подсчетов: наш учебный центр готовит 3,5 тысячи человек в год на 4-5-дневных курсах, там — почти 7 тысяч на 1-3-дневных. Кроме того, средняя загрузка девяти классов «Микроинформа» составляет 60-70%, а в восьми классах, открытых в этих двух городах, загрузка была полной".

Но главное в данном опыте, по мнению руководства "Микроинформа, — то, что его можно рассматривать как пример реализации массового учебного процесса. Теперь стало ясно, что подобные проекты в России могут быть успешными. И руководителям не стоит пугаться их масштабности.