Возможность быстро забронировать билет на авиарейс, причем независимо от того, где находится клиент, — важная черта современного мира. В России создано несколько систем бронирования авиабилетов; одна из наиболее функционально развитых — автоматизированная система (АС) управления перевозками на воздушном транспорте "Сирена-3".

История этой системы началась более десяти лет назад, в конце 80-х годов. В едином Советском Союзе была столь же единая авиакомпания "Аэрофлот", для которой в свое время была создана система бронирования "Сирена-2". В начале 90-х стало ясно, что возможностей этой системы не хватает для обслуживания международных авиаперевозок: она была ориентирована только на рублевые операции и жестко привязана к морально устаревшей технической базе.

Было решено построить новую систему резервирования авиабилетов, "Сирену-3", основанную на современных технологиях и способную выполнять различные функции, связанные с автоматизацией деятельности авиакомпаний. К проекту подключились исследовательские институты, функционировавшие в системе "Аэрофлота". Но когда решение о создании новой системы было принято, СССР распался, "Аэрофлот" также разделился на отдельные компании и финансирование проекта прекратилось (из-за этого он так сильно и затянулся). Кредиты можно было получить, но только для нужд негосударственной структуры. Поэтому в 1993 году было создано ОАО "Международная технологическая корпорация (МТК) Сирена". Предприятие существует по сей день и успешно развивается. А в 1996 году для проекта удалось получить необходимое кредитование.

Профиль клиента

Компания:
Международная технологическая корпорация "Сирена"

Местонахождение:
пос. Долгое-Ледово Щелковского района Московской обл.

Руководители:
Алексей Адров, заместитель генерального директора МТК «Сирена», директор Центрального обрабатывающего комплекса; Евгений Павлов, заместитель главного инженера производственного комплекса МТК «Сирена», начальник отдела электрообеспечения

Проблема:
Необходимость в надежной системе бесперебойного электропитания для вычислительного комплекса системы бронирования авиабилетов "Сирена-3"

Профиль партнера

Компания:
Группа "СИТЭС-Электро"

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Сергей Сперанский, генеральный директор

Решение:
Поставлены и введены в эксплуатацию два дизель-генератора SDMO и два ИБП Chloride мощностью по 100 кВА, обеспечивается техническое обслуживание электрооборудования

По образцу Sabre

При решении вопроса о размещении вычислительного комплекса для "Сирены-3" рассматривалось несколько вариантов. Оптимальной площадкой был признан технический комплекс рядом с подмосковным поселком Медвежьи озера, где располагается Центр космической связи. Руководителей проекта привлекло здесь наличие развитой системы связи с регионами, использующей спутниковые и волоконно-оптические каналы. В 1997 году были выполнены работы по реконструкции отведенных под "Сирену-3" зданий, монтажу и наладке инженерных систем обеспечения, созданию инфраструктуры для развертывания вычислительной техники.

Еще в начале 90-х годов был проведен тендер на аппаратное и программное оснащение новой системы. В качестве поставщика оборудования была выбрана корпорация IBM, а поставщика прикладного ПО — компания Sabre (http://www.sabre.com), дочернее предприятие компании American Airlines. Эта авиакомпания, владеющая несколькими сотнями тысяч терминалов, разбросанных по всему земному шару, создала и эксплуатирует крупнейшую в мире систему бронирования авиабилетов. Через нее осуществляется более 40% бронирований авиауслуг во всем мире (400 млн. в год). Система ежедневно передает 270 тыс. сообщений, в секунду обрабатывается до 8544 сообщений при времени ответа менее 3 секунд.

"Посетив вычислительный центр Sabre, мы увидели мощнейшую систему резервирования, в том числе по электропитанию, — рассказывает заместитель генерального директора МТК "Сирена" Алексей Николаевич Адров. — Их центр обработки данных — это, кстати, самый крупный из гражданских ВЦ в США — расположен под землей и рассчитан на функционирование в самых неблагоприятных условиях, скажем, при прохождении торнадо. Резервное питание обеспечивают четыре мощных дизель-генератора, имеется колоссальный запас воды — Центр длительное время может функционировать в автономном режиме. Многое мы почерпнули у них, хотя по масштабу наша система уступает Sabre".

В 1998 году IBM поставила в МТК "Сирена" мэйнфреймы S/390, персональные компьютеры, дисковые и ленточные устройства хранения данных и прочую технику. В течение 10 месяцев шла установка программного обеспечения, после чего началась штатная эксплуатация системы, к которой постепенно подключались все новые авиакомпании.

По словам г-на Адрова, АС "Сирена-3" дает авиакомпаниям возможность самостоятельно управлять собственными ресурсами, размещенными в системе, осуществлять аудиторский и архивный контроль за деятельностью агентов, в том числе в реальном времени. В итоге существенно повышается эффективность бизнеса этих компаний.

"Сейчас к системе подключен почти десяток авиакомпаний, — продолжает рассказ Алексей Адров. — Начали мы с «Уральских авиалиний», затем подключились компании из Самары, Башкирии и других регионов. Благодаря АС "Сирена-3" пассажир может заказать билет, скажем, из Урюпинска в Нью-Йорк с пересадкой во Франкфурте, и при этом он будет иметь дело с единой формой билета — никаких "промежуточных" билетов покупать не надо. Кроме того, система управляет процессом отправки пассажиров в аэропорту. Еще одна ее функция — коммерческая: компании могут вести учет проданных билетов в режиме реального времени. При этом время реакции на запрос агента или кассира не превышает трех секунд".

В мае 2000 года на технической базе МТК "Сирена" был установлен программный комплекс "Руслан" компании "Программпром", предназначенный для автоматизации деятельности инженерно-авиационных служб авиакомпаний . Компания "Тюменьавиатранс" уже работает с "Русланом", вскоре она планирует подключиться и к "Сирене-3". В настоящее время проводится работа по подключению к системе "Руслан" других авиакомпаний.

Энергообеспечение

На данный момент "Сирена-3" состоит из центрального вычислительного комплекса, телекоммуникационного комплекса, через который осуществляется связь с абонентами, и собственно абонентов системы. Центральный вычислительный комплекс оборудован мэйнфреймами, ПК, устройствами хранения данных, а также телекоммуникационными процессорами производства IBM.

Функционирование столь сложного комплекса, обеспечивающего выполнение транзакций в режиме реального времени, предъявляет высокие требования к качеству и непрерывности электропитания. Решение, отвечающее этим требованиям, было найдено при содействии компании "СИТЭС-Электро", продвигающей в России продукцию ряда ведущих поставщиков систем электроснабжения.

Группа компаний "СИТЭС-Электро"
http://www.cts.ru/electro

Группа 10 лет работает на отечественном рынке электрооборудования, предлагая широкий ассортимент продукции мировых производителей источников бесперебойного питания и электрогенераторов (в частности, компаний Chloride, SDMO, FIAMM и Marshall-Tufflex). Кроме того, "СИТЭС-Электро" разрабатывает комплексные решения проблем, связанных с перебоями в электропитании, скачками напряжения в сетях и общей зависимостью потребителя от ситуации с электроснабжением.

Каждый критически важный с позиций безотказного функционирования блок вычислительного комплекса дублирован; большинство блоков запитываются от двух источников электропитания — также с целью повышения общей надежности комплекса. "Вычислительное оборудование АС «Сирена-3» получает электропитание от Балашихинской распределительной подстанции через полигон ОКБ МЭИ, — рассказывает заместитель главного инженера производственного комплекса МТК "Сирена", начальник отдела электрообеспечения Евгений Алексеевич Павлов. — Электроснабжение только от одного источника не обеспечивает первую категорию по электропитанию, а тем более особую категорию, в соответствии с которой должен запитываться такой объект, как АС "Сирена-3", несмотря на наличие двух вводных фидеров и двух трансформаторов, расположенных на территории полигона ОКБ МЭИ. В связи с этим было решено в качестве резервного источника электропитания закупить дизель-генераторы".

В середине 1998 года "СИТЭС-Электро" поставила МТК "Сирена" два дизель-генератора производства французской компании SDMO (http://www.sdmo.com). Они установлены в двух разных зданиях — в Телекоммуникационном центре и в Центральном обрабатывающем комплексе. Мощность каждого генератора составляет 250 кВА. Система аварийного включения резервного питания предусматривает включение генераторов, если сбой по электропитанию длится более 6 секунд. Наличие столь мощного оборудования — вовсе не прихоть. По словам Евгения Павлова, в системе электроснабжения от Балашихинской подстанции по-прежнему ежегодно фиксируется 5-6 случаев аварийного отключения электропитания. До сих пор в каждом подобном случае генераторы срабатывали исправно.

Для обеспечения "чистого" питания всех компонентов вычислительного комплекса используется параллельная система из двух источников бесперебойного питания (по 100 кВА) производства транснациональной компании Chloride (http://www.chloridepower.com). В случае пропадания основного питания эти устройства позволяют в течение 40 мин поддерживать работу критически важных компонентов информационной системы, включая мэйнфреймы и систему хранения данных, однако, как уже говорилось, через 6 секунд автоматически запускается дизель-генератор. Для повышения надежности электропитания оборудования в МТК реализуется проект по связыванию обоих генераторов в единую систему, в рамках которой каждый агрегат может обеспечивать электроснабжение двух объектов при отказе одного из генераторов или во время проведения профилактических работ.

«Реально время работы дизель-генераторов составляет не более одного процента от годового фонда времени, длительных пропаданий питания у нас не было, — говорит Евгений Павлов. — Однако необходимость в абсолютно надежном электроснабжении побудила нас заключить соглашение на техобслуживание с фирмой-поставщиком, поскольку приобретение дорогостоящего диагностического инструментария для технического обслуживания двух дизель-генераторов экономически невыгодно». В 2000 году между МТК "Сирена" и "СИТЭС-Электро" был подписан договор, по которому последняя выполняет на "Сирене-3" полугодовое и годовое техническое обслуживание дизель-генераторных установок. "Сегодня мы можем сказать, что нас устраивают как параметры установленного у нас оборудования, так и качество услуг, оказываемых партнерами, — говорит г-н Павлов. — В России пока трудно найти компанию, которая обеспечивала бы такой комплекс услуг, как "СИТЭС-Электро". Наше соглашение заключено на год, но мы рассчитываем продлить срок его действия".

ОАО «МТК "Сирена"»
http://www.sirena3.ru

Международная технологическая корпорация «Сирена» создана в 1993 году. Специализируется на автоматизации процессов управления воздушными перевозками, технического обслуживания парка воздушных судов, учета выручки и управления доходами, а также предоставляет широкий спектр услуг спутниковой системы связи.